Про Budni
Наші продукти
Планировать обучение и развитие для управленцев высшего звена – все равно что выбирать подарок человеку, у которого все есть.
Программы для топов и для рядовых сотрудников имеют существенные отличия. Разобраться в особенностях Training and Development для учеников топ-уровня нам поможет эксперт с многолетним опытом развития управленцев – руководитель направления тренингов и консалтинга «Pucelik Consulting Group», Executive Coach Александр Сударкин.
Когда речь идет о представителях высших эшелонов управления, инструменты развития усложняются, индивидуализируются, обретают ряд особенностей и дополнительные акценты – не только образовательные, но и мотивирующие, поощрительные, командообразующие, развлекательные, в конце концов, просто возвращающие с небес на землю.
Не хочу учиться
По идее стремление учиться у руководителя высшего звена, как любого успешного человека, должно быть развито на уровне ежедневной привычки. Но это не всегда так. Иногда топы не хотят учиться – по множеству причин. Мы перечислили основные из них, и попросили нашего эксперта – Александра Сударкина, подсказать эффективные решения для каждой из этих проблем.
- «Мне некогда». Дефицит времени у топ-менеджеров объясним. Но необходимость «затачивать пилу», несмотря на плотный график, никуда не денется.
Комментарий эксперта:
«Прежде всего, важна мотивация самого топ-менеджера. По опыту, если руководитель хочет учиться – он найдет время. Как правило, здесь работает комбинация из двух факторов: общая программа обучения, рассчитанная на какое-то время, скажем, на три месяца, и формат обучения, состоящий из чтения, аудиозанятий и видео. Тогда в перерывах между совещаниями или в спокойном режиме в офисе можно посмотреть видео или прочесть раздел из книги (чаще – электронной), а по дороге на работу и с работы включать аудиокнигу в машине».
- «Я и так все знаю». Такой управленец – либо первый человек в истории и достоин всестороннего изучения лучшими лабораториями, либо лукавит, либо заблуждается. Учиться, даже восседая в кабинете генерального директора гигантской корпорации, всегда есть чему – и скорость устаревания знаний увеличивается с каждым днем. Какие же контраргументы можно использовать в данном случае?
Комментарий эксперта:
«Как правило, такие фразы можно услышать от человека, который либо не верит в обучение у кого-то (по разным причинам) и предпочитает учиться только на практике, либо – получил должность не за компетентность.
Современный мир очень быстро меняется. То, что работало несколько лет назад, стало неактуальным. Можно жаловаться на кризисы и глупых сотрудников, а можно – искать способы движения вперед. Топы крупнейших банков и наиболее известных корпораций в мире учатся постоянно. Может, они что-то понимают в успехе?»
- «Не у кого учиться». Найти тренера, которому есть что рассказать талантливым руководителям, действительно непросто.
Комментарий эксперта:
«Тренеров, обучающих руководителей высшего звена, мало – не только в Украине, но и в мире. Это вполне объяснимо: топы учатся, прежде всего, у практиков, которые при этом отлично владеют не только примерами решения задач, но и методиками их решения.
Занимаясь поиском тренера для менеджера высшего звена, стоит обращать внимание на сочетание нескольких критериев: практический опыт, академические достижения (как правило, в прикладных областях бизнес-наук), владение методиками преподавания для взрослых и, наконец, личная совместимость с заказчиком. Я на практике видел много случаев, когда преподаватель или тренер соответствовал первым трем критериям, но просто не подходил по личным качествам, темпераменту, скорости мышления или ценностям своему «студенту».
- «Мне не интересна предложенная тема». Испытывая постоянный дефицит времени, руководители вынуждены избирательно относиться к обучению. Поэтому, вполне возможно, предлагаемая тема попросту далека от его целей. Но что если это не так, обучение и вправду касается зон, которые топу нужно развивать?
Комментарий эксперта:
«Топа никто не заставит учиться. Даже собственник бизнеса может лишь предложить некоторые варианты, рекомендовать, не настаивать, ведь обучение – это операционная задача. А, значит, самомотивация к обучению и готовность к определению собственных целей обучения – одно из профессиональных качеств современного топа.
Уровней обучения может быть несколько:
Безусловно, владельцу или эйчар-директору стоит общаться с топом, в том числе и по вопросам обучения, способов решения текущих задач. При этом если топа необходимо убеждать заниматься собственным обучением и развитием – то проще сразу искать ему замену. Вопрос лишь во времени. Может быть ситуация, при которой обучение стоит отложить на какое-то короткое время, это недели или месяцы, но не годы. Умение планировать время – один из ключевых навыков для топа, а если он не может так расставлять приоритеты, чтобы включить в них обучение – он попросту не справится с работой через какое-то время».
Комментарий эксперта:
«Убеждение, что обучаться стыдно – это, безусловно, подарок от такого руководителя конкурентам его же компании. Может, сразу отправить его к ним, пускай там вредит?»
Комментарий эксперта:
«Как правило, топ-менеджеры выдерживают баланс. Они должны иметь достаточно сильный внутренний, как говорят психологи, локус контроля, чтобы самостоятельно выбирать свой способ решения управленческих задач. Именно поэтому советы или указания воспринимаются в штыки. Не потому, что они неправильные, а потому, что принимающий советы становится в положение подчинения. Поэтому стоит не указывать, а предлагать варианты, оставляя возможность принять окончательное решение самому топу.
Эйчар в данном случае – одновременно подчиненный своего руководителя, и при этом – эксперт в обучении. Вариантом решения может быть постановка задачи эйчару – «Найди мне обучение по таким-то темам». Также это может быть запрос к независимому опытному коучу, либо – к нескольким администраторам бизнес-школ. Плюс, очень полезно мнение коллег-топов, например, в рамках профессиональных сообществ или бизнес-клубов».
Есть мнение, что в отношении менеджеров высшего звена такой подход в целом оправдан: этим людям необходимо поддерживать динамику развития личности и расширять кругозор, чтобы не заскучать и быть достойным примером для коллег. С другой стороны, топ-менеджер – тоже наемный сотрудник, его обучение должно приносить пользу компании, быть оправданным и привязанным к корпоративным целям. Компромисс нередко примерно таков: при желании топов отправляют куда угодно – но расходы относят к бюджету на вознаграждение, а не на обучение и развитие.
Как поступать компаниям, когда топ-менеджеры изъявляют желание учиться чему-то, что не связано с бизнесом, но нравится лично им?
Комментарий эксперта:
«Я предлагаю прислушиваться к такому желанию в течение, скажем, года, и посмотреть на результаты. Бизнес – штука, в которой нет рецептов достижения успеха. Кроме одного – мотивация к достижению цели. И если такие вложения поднимают мотивацию руководителя, плюс он достаточно грамотен на своей должности – то это вполне может быть решением. И, как любое бизнес-решение, оно должно окупаться».
Комментарий эксперта:
«В данном случае лучше предложить топ-менеджеру встретиться с тренером индивидуально, обсудить свои задачи и затем решить, готов ли он с ним работать. Часто при личной встрече с качественным специалистом мнение меняется в лучшую сторону».
Комментарий эксперта:
«Система обучения топ-менеджеров должна быть частью общей системы развития персонала. И при этом – быть доступной топу, собственникам и эйчар-директору. Раскрытие такой информации, по моему мнению, происходит только с разрешения самого топа, по целому ряду причин.
Безусловно, время топ-менеджера дорого, ценно и ограничено. Поэтому план обучения желательно строить хотя бы на полгода вперед, в том числе потому, что расписание тренингов у тех тренеров, у которых стоит учиться, известно как минимум за несколько месяцев. Планировать обучение топа на несколько лет вперед считаю нецелесообразным, поскольку знания очень быстро устаревают. Регулярность обучения определяется потребностями бизнеса, самого топ-менеджера и возможностью компании его финансировать.
«Причины отказа топов от обучения бывают разными: от желания учиться только у практиков, добившихся успеха в аналогичном бизнесе (а такие люди не всегда даже преподают, а иногда и просто не существуют), до неспособности высидеть сколь-нибудь продолжительное время в аудитории. Сейчас, к счастью, преподаватели и тренеры работают с комбинациями образовательных методик, включая Peer Education, курсы на мобильных платформах, стратегические воркшопы и вечернее обучение. Поэтому отказов в формате «Я все это уже знаю» все меньше, ведь, например, обучение сценической речи для топ-менеджера – это не тот навык, по которому его отбирали на работу, но тот, который поможет повысить эффективность действий его компании. Бывает еще отказ по причине «Я хочу учиться только среди равных», и я полностью с этим согласен, ведь круг решаемых на обучении задач должен быть созвучен тому, с чем топу придется столкнуться, вернувшись в свою компанию. В таком случае решением становится или индивидуальная программа обучения, или бизнес-школы с программами уровня Executive и Senior Executive».
Далее мы рассмотрим примеры решений, применяемых компаниями для развития своих управленцев – привычные и нестандартные для нашего рынка.
МВА-образование – как в отечественных, так и заграничных бизнес-школах, часто становится компонентом не только программы развития, но и компенсационного пакета топ-менеджеров, украинских – в том числе. Работодатели покрывают расходы на дорогое обучение, частично или полностью. Обычно – с условием, что, получив диплом, руководитель останется в компании на протяжении определенного количества лет, дабы инвестиции не сыграли на руку уже другому работодателю. Так что это еще и элемент удержания.
Альтернативой обучению в стенах бизнес-школы являются корпоративные программы. Создавая корпоративные университеты, компании могут предусматривать отдельные курсы или длительные программы, на которых руководители высшего звена обучаются секретам эффективного управления бизнесом и личной продуктивности. Одним из преимуществ таких проектов является то, что они разрабатываются с учетом особенностей определенного бизнеса, хотя в некоторых случаях к образовательному процессу привлекаются преподаватели из ведущих мировых бизнес-школ. И ценность некоторых таких программ не уступает тем, что проходят на территории деловых школ.
Что касается инструментов, есть множество эффективных решений: круглые столы для управленцев, конференции, тренинги, мастер-классы, семинары, тьюториалы, практикумы, стратегические сессии, ротации (в т.ч. международные), бизнес-игры, кейс-стади, рефлексии, менеджмент-туры, дискуссии, сторителлинг, киноклубы, провокации, вебинары и, конечно же, коучинг (различные его направления – не только бизнес-, но и лайф-). Отдельно следует упомянуть самообучение, которое у эффективных лидеров гармонично вплетается в привычный образ жизни.
Среди приоритетных тем для обучающих и развивающих программ, ориентированных на топ-менеджмент, исследования выделяют стратегический менеджмент, управление людьми, лидерство, управление изменениями, переговоры, делегирование, риск-менеджмент, управление проектами, стресс-менеджмент и пр.
Перечисленные ниже примеры развивающих решений подходят далеко не всем – но имели место в практике организаций и, по всей вероятности, приводили к ожидаемым ими результатам.
Бизнес и немного личного. В одной компании была сформирована любопытная традиция. Профессиональные ведущие регулярно организовывали для топ-менеджеров игру в «Мафию» – со всей необходимой атрибутикой. Руководители с удовольствием приходили на мероприятия в полном составе. Такие посиделки за бокалом виски и сигарой не имеют ничего общего с классическим тренингом, но полезны с другой точки зрения, не менее важной для совместного принятия стратегических решений. Эти люди лучше узнавали друг друга в неформальной обстановке, после игры оставаясь посидеть и поговорить о бизнесе – и не только.
Тренинг под пальмами. Когда для топ-руководителей организовывается тренинговая программа в экзотических странах удивительной красоты, вряд ли у них загораются глаза только от мысли изучить новые подходы в стратегическом лидерстве. И пусть после возвращения в родную компанию воспоминания о тропических коктейлях и ламбаде с танцовщицами в цветастых юбках будут более яркими, чем об учебной программе. Можно ли считать, что время и деньги, инвестированные компанией в такую инициативу, потрачены даром? Кроме развивающего, такие поездки имеют другие эффекты – позволяют отвлечься, получить эмоциональный заряд, являются элементами программ поощрения и удержания ценных сотрудников. Суть здесь, конечно, не в пальмах – вариантов множество: от горнолыжных курортов до мировых столиц.
Встряска для боссов. Есть и такие компании, которые организовывают для своих топ-менеджеров воистину экстремальные развивающие программы. Среди них – ежегодные восхождения на горы, а еще – курсы выживания в лесу. Те самые, когда компанию людей, в данном случае – управленцев высшего звена в полном составе, специалисты по сурвайингу сначала обучают необходимым навыкам, а потом увозят туда, где еще не ступала нога человека (или ступала, но редко), и бросают на какое-то время. Оказывается, управлять крупной компанией порой легче, чем ориентироваться на местности в ночное время или разводить костер без спичек. Но опыт, по заверениям участников, невероятный – не только с точки зрения проверки собственной выносливости, но и формирования командного духа. Конечно, здесь есть ряд нюансов, среди которых – состояние здоровья и личностные особенности участников. Тем не менее, некоторые топ-составы все-таки решались сменить стильные костюмы на камуфляж.
Снять корону. Некоторые работодатели предлагают своим топам на время вернуться на самый начальный уровень иерархии. Это может быть как постоянная практика, так и разовые мероприятия. Например, в сети заправок топ-менеджеры время от времени на целый день становятся рядовыми работниками станций.
Такие ротации имеют несколько целей. Во-первых – на время вернуть жителей корпоративного Олимпа к простым людям, выполняющим самые примитивные и базовые функции, на которых, тем не менее, и строится бизнес. Во-вторых – внести вклад во внутренний и внешний имидж компании, как работодателя – в том числе. В-третьих – лично прочувствовать потребности клиентов.
Хотя применимы такие инициативы, безусловно, не везде – немногие топ-менеджеры согласятся надеть робу, и еще меньше эйчаров решится это предложить.
Что вам от меня нужно? В одной компании принято регулярно организовывать обмен опытом между руководителями – по четкому, продуманному заранее сценарию. Эйчара из центрального офиса попросили подготовить доклад для директоров филиалов, съехавшихся со всей страны. Войдя в зал, где проходили тренинги, специалист увидел откровенно скучающих людей. Он отложил папку с подготовленным докладом в сторону – и прямо сказал: «Я не собираюсь тратить ваше время понапрасну. Но если у вас есть реальные проблемы в практике работы с людьми – с радостью проконсультирую». Участники удивились, оживились, задумались – и вопросы посыпались со всех сторон. Очевидно, что это принесло ученикам больше пользы, чем презентация с сухой статистикой.
Вдали от суеты. Это непривычный для наших компаний, но используемый во многих странах инструмент – ретрит. Изначально он имеет духовный подтекст, но для развития топ-менеджеров и управленческих команд проводятся и светские мероприятия такого рода, смысл которых – пребывание вдали от городского шума и привычного режима, обязательно на природе, с целью поиска новых возможностей и восстановления эмоционального баланса.
Вокруг света за несколько недель. Практикуемая во многих странах программа развития топ-менеджеров по Генри Минцбергу предполагает, среди прочих, кросс-культурный принцип: пять ее модулей проходят в разных странах с совершенно самобытными культурами: Англии, Канаде, Индии, Японии, Франции. В рамах каждого модуля развиваются определенные навыки и компетенции, используются оригинальные инструменты.
Взгляд со стороны. Высокой эффективностью, по опыту компаний, является практика организации для управленцев встреч с людьми, добившихся успеха в сферах, которые далеки от их бизнеса: представителями искусства, медицины, спорта… Такие встречи с любопытными спикерами и общение на новые для топов темы позволяют выйти из привычных зон и по-другому посмотреть на свое дело.
Таким образом, развивающих решений, которые принесут реальную пользу и руководителям, и их компаниям, предостаточно. Учиться любят все. Только гурманам нужно предлагать изысканные блюда с оригинальной презентацией.
Читайте більше за тегами: