Про Budni
Наші продукти
Заработная плата в любой компании – вопрос скользкий, сложный и ужасно секретный. Поскольку большинство компаний не готовы открывать завесу коммерческой тайны в вопросе «Кто сколько получает и почему?», обратной стороной является то, что многие сотрудники в душе уверены – им недоплачивают или их труд оплачивают несправедливо.
На практике сотрудники, не знающие точно, почему и как кому платят, склонны переоценивать и переосмысливать свое влияние на бизнес-процессы и прибыльность компании. И, как следствие, считать, что их зарплата несправедлива. И тогда, в попытке сохранить «статус-кво», они прибегают к пяти компенсаторным механизмам «недооплаты».
1. Работают меньше
Если можно безнаказанно опоздать, сотрудники непременно так и поступят. И уйдут раньше, если никто не контролирует время ухода. Такие сотрудники мучительно долго пьют чай или кофе, треплются с коллегами у кулера, обедают, как английская аристократия – часами. Или кушают по ЗОЖ – дробно, часто и долго. За документами в другое подразделение ходят, как на Южный полюс – бесконечно. Если у них есть дело вне офиса, они спокойно покурят до и после или насладятся чашечкой кофе на улице. В офисе могут задумчиво смотреть в окно или «зависать» на новостях-соцсетях… В общем, вы понимаете – работать предусмотренные КЗоТом 40 часов в неделю на несправедливую зарплату сотрудники, которым недоплачивают, считают несправедливым, поэтому укорачивают продолжительность рабочего времени на свое усмотрение.
Читайте ще: Работать, не сгорая: как вовремя выявить эмоциональное выгорание
2. Работают хуже
«И так сойдет!» – говорил герой популярного детского мультика. И это – девиз нашей второй категории. «Незачем выкладываться на все 100%, за такие-то копейки», – уверены они. Поэтому документы оформляются в стиле «да отцепитесь», коллегам на запросы отвечают только после двух напоминаний или одного скандала, из дел стараются сделать только срочное или ужасно важное. И на уровне минимального качества, чтобы не было скандалов и претензий. Такие продавцы, например, только отвечают на твои вопросы – причем сурово и односложно или утомленно-капризно. Если ты мышью скользишь по помещению, они просто стоят в своем углу и провожают тебя глазами. Как говорится – «Ни здрасьте, ни спасибо, ни до свидания». В документах есть ошибки? Смиритесь, это просто человеческий фактор.
3. Всегда недовольны
Второй пункт совмещен с третьим – раз ничего светлого в своей работе «несправедливцы» не видят, свой негатив они переносят на коллег или клиентов. Закатывание глаз и тяжкий вздох в ответ на стандартный вопрос – «Как дела?» – вот признак того, что перед вами может быть «несправедливец». Дальше можно услышать до-о-олгий перечень тягот и ужасов нынешнего места работы, примеры придирок и несправедливостей – если вы действительно хотите это слышать. Конечно, если такой токсичный коллега начинает вносить душевный раздрай в свое и смежное подразделения, ничего хорошего в этом нет. Но когда он свое недовольство, словно бадью помоев, как в Средневековье, выплескивает на головы клиентов и партнеров – это совсем нехорошо. Как правило, конкретных фактов ущемления прав и достоинства не так уж и много, но у «несправедливцев» есть привычка – словно раковинка, обволакивающая перламутром песчинку и превращающая ее в жемчужинку, токсичные коллеги любой небольшой факт сопровождают таким количеством домыслов, перекручивания, а потом и жалоб, возмущений, страданий и прочих негативных эмоций, что успешно раздувают из мухи слона.
4. Легки на руку
В смысле – могут легко унести что-то из имущества компании, даже не считая это воровством. Наиболее популярно утаскивание легких небольших предметов – канцелярия, чай-кофе, рекламная продукция, пробники, сувениры, угощение и подарки для или от клиентов, иногда туалетная бумага и прочие хозтовары. При этом не берут у коллег, это принципиально важно, берут только «хозяйское», «господское» – и что плохо лежит и мало поддается счету (например, пакетики чая, бумага для записей и прочие расходники). Некоторые гиперактивные поборники девиза «мне недоплачивают, доберу, чем получится» могут проворачивать мошеннические схемы с откатами, фальшивыми скидками и бонусами за несделанные продажи. При этом такие хитрованы часто даже уверены в своей правоте и не считают себя ворами и мошенниками. Хотя иногда их сложно упрекнуть в непоследовательности – например, если до того их работодатель в одностороннем порядке срезал бонус или вкатил штраф за свое плохое настроение.
Читайте ще: Насколько сильна ваша корпоративная культура: чек-лист из 13 пунктов
5. Легко продаются
И к конкурентам рады сбежать «ні за цапову душу», и секреты, пароли, базы, скидки для «випов», предложения на тендеры и прочие важные бизнесовые новости сдадут легко и без угрызений совести. По поводу ухода к конкурентам есть еще один важный нюанс – ради хорошей работы даже у заклятого врага нынешнего работодателя не побрезгуют сбежать посреди важного проекта, оставив все «как есть». И, если новый работодатель оказался ничем не лучше старого, могут попытаться с честными глазами вернуться, но уже на более выгодных для них условиях. Или трудоустроиться у другого конкурента, принеся уже 2 базы клиентов, например, или наработки последних проектов.
Не все герои нашей статьи – редкостные мерзавцы. Некоторые из них – просто жертвы обстоятельств и недостаточных внутренних коммуникаций в организации. Многие из них прекрасно осведомлены о состоянии рынка труда и прибыльности компании. Они понимают, сколько реально им могут платить, однако всегда сравнивают себя с коллегами и зачастую чувствуют себя обделенными. Если же данных мало, они начинают домысливать, причем, как правило, в сторону негатива. И расхлебывать последствия неосторожного молчания придется иногда болезненно и неожиданно – редко кто из «несправедливцев» играет «с открытым забралом».
Поэтому, если в компании зарплата формируется по принципу «разумно и справедливо», скрывать в общем-то нечего. А если к этим двум факторам добавляются еще и признание, уважение, открытость, возможность роста и развития – тогда работа становится не просто местом зарабатывания денег. Парадокс в том, что справедливость оплаты труда – скорее философский критерий, чем математическая функция. Работать с ним без эмоций – неэффективно. Чем меньше позитивных эмоций в эту коммуникацию вкладывает работодатель, чем больше сухой логики как заместителя значимости процесса привлекает – тем дороже, по факту, платит.
Еще один факт – самые счастливые и увлеченные сотрудники работают не ради денег. Ваша задача состоит в том, чтобы они осознали свою значимость и ценность для компании. А без признания их справедливой ценности (в том числе и в оплате труда) – это просто путь в тупик и пустая трата времени и денег. Согласны?
Читайте більше за тегами: