Про Budni
Наші продукти
Жизнь к такому не готовила, правда. Можно быть прекрасным менеджером, выполнять KPI на 200%, ходить на курсы профессионального роста, получить степень МВА, в конце концов. Но при этом не знать, как сообщить сотруднику, что от него неприятно пахнет или его ораторские способности вредят репутации компании. Итак: как разговаривать с подчиненными на темы, на которые не хотел бы разговаривать никогда и ни с кем?
1. Анти-ароматерапия
Форумы наполнены темами а-ля «Как сказать коллеге, что от него плохо пахнет?» В основном ими задаются рядовые сотрудники, а не руководство. Но иногда проблема приобретает такой масштаб, что справиться с ней может только босс. Если речь идет о том, что действительно мешает работе, то гнев подчиненных понятен, и решить вопрос просто необходимо. Уволить «провинившегося», конечно же, не метод: его «нюансы» никак не влияют на выполнение рабочих обязанностей. Прямой разговор «в лоб» очень обидит человека, ведь он может даже не подозревать, что стал изгоем. Что делать?
Метод первый – намеки. Сразу оговорюсь, что этот этап обычно проходят коллеги, которые непосредственно взаимодействуют с человеком. Они пытаются громко говорить о «каком-то плохом запахе», открывать форточки или демонстративно распылять освежитель воздуха. Но, во-первых, это работает крайне редко, во-вторых, руководителю такие приемы не к лицу: все поймут, что вы имеете в виду, но удивятся, что вы малодушничаете и не говорите с человеком прямо. Можно просто подсунуть анонимную записку сотруднику, написав что-то вроде «Мария Ивановна, обратите внимание на личную гигиену, пожалуйста. Ваш любящий коллектив». Этот метод не так уж плох. Но всегда есть риск, что адресат эту записку не увидит, или, увидев, начнет выяснять, кто написал такой пасквиль, и дело закончится ссорами и скандалами.
Поэтому метод второй – разговор тет-а-тет. Шаг отчаянный, но часто действенный: не только сказать о проблеме, но еще и помочь в ее решении – хорошим дезодорантом или сертификатом на консультацию у врача. Но что делать, если это не помогло? Разговор принят в штыки, а с проблемой сотрудник может просто не согласиться. Или проигнорировать и ее, и лечебные антиперспиранты. В таком случае надо поговорить еще раз. В частности, можно указать на пункт в правилах для сотрудников об опрятном внешнем виде. На этот раз в ультимативной форме. Ведь вы уже сказали о проблеме. Теперь вы можете заявить, что вынуждены повторить просьбу еще раз. И поскольку работа связана с другими людьми, проблема мешает всем и влияет на репутацию компании.
Читайте ще: Be happy: 7 «метрик» счастья сотрудников
2. Трудности перевода
Есть коллективы, в которых нецензурная лексика – неотъемлемая часть трудового процесса. Считается, что задачи можно поставить без помощи презентаций, а благодаря паре емких фраз. Но во многих офисах ситуация противоположная и любая нецензурщина строго запрещена. Что делать, если у вас коллектив «смешанного» типа: одни – очень интеллигентные, тонко чувствующие люди, а другие – вспыльчивые, эмоциональные и «красноречивые»? Личный разговор можно начинать с легкого блефа. Стоит сказать человеку, что вы цените его как сотрудника, и вам важно работать вместе. Но. Есть один нюанс. Не все воспринимают нецензурную лексику, крик или не слишком пристойные разговоры как норму. Для многих это оскорбительно и мешает работать. Ведь все мы разные, и это прекрасно. Поэтому очень важно, чтобы тон общения изменился, и все чувствовали себя в своей тарелке. Обязательно дождитесь согласия собеседника с вашими аргументами и обещания, что он постарается. И смотрите, помогло ли.
Если нет, шаг второй. Штрафная копилка. Да-да, тот самый метод: скидываться по небольшой сумме за каждое нецензурное слово или повышенный голос. Это неплохо действует, если буйных нарушителей у вас несколько. Определите сумму, скажем, 50 грн за каждое нарушение. Недостаток этого метода в его «детскости». Если человек готов расстаться с деньгами, выходит, иногда он все-таки может нарушать «режим»? Но если вы не хотите быть «плохим полицейским», то можете разве что зайти с другой стороны и воспитывать в коллективе невосприимчивость к мату и экспрессивности некоторых коллег. Но в таком случае вскоре на обсценную лексику перейдут все.
Читайте ще: «Сюрпризы» в работе HR и 4 инструмента управления ими
3. Большая уборка
Социологические исследования доказывают, что человек в отутюженной одежде с маникюром и дорогими духами может никогда не убирать у себя в доме или быть отъявленным Плюшкиным. Чашки, крошки, мусор и остатки еды на рабочем столе. Тараканы, плесень и просто бардак, который неприятен коллегам и поражает случайно заглянувших гостей/клиентов. Забавно, что источник хаоса обычно и не подозревает, что у него беспорядок. Для него это обычное расположение вещей.
Первое, что вы можете сделать – это ввести правило для всех работников убирать на своем рабочем месте. Разошлите письма. Определите, что допустимо на столе (цветок в горшке, фото семьи, канцелярские принадлежности), а что нельзя (клетку с хомячком, еду). И уточните, что каждый вечер, уходя с работы, сотрудники должны привести рабочее место в порядок.
Второй совет от перфекционистов: объявить маленький конкурс на самый красивый рабочий стол, голосовать могут все, победитель получает приз или маленький бонус к зарплате.
Но если закоренелого Плюшкина и этим не победить, говорите с ним лично. Теоретически можно сказать, что иначе уборщица будет просто выбрасывать все лишнее. Конечно, уничтожать частную собственность вы не имеете права. Поэтому тиранические методы не подойдут, даже если они действуют на вашего ребенка-шестиклассника. Объясните проблему сотруднику прямо и честно. Скажите, что правила для всех едины. Уточните, сколько стоит вызов дезинсекторов и связанные с этим траты на временный перенос рабочих мест в другое помещение. И финальный аккорд: оговорите лично с Плюшкиным, что отныне на его рабочем столе каждый день будет только ноутбук и канцелярия.
К сожалению, даже хорошие сотрудники, которые не вызывают никаких нареканий, могут оказаться не слишком опрятными и тактичными людьми. Игнорировать их недостатки у вас не получится, хотя, казалось бы, вы не должны их воспитывать. Поговорите со своими подчиненными, как только увидите проблему. И помните: начинайте всегда с «доброго полицейского», который чутко и с пониманием ведет деликатные разговоры. И только если вы поймете, что вас упрямо игнорируют – второй разговор сопровождайте описанием конкретных санкций.
Читайте більше за тегами: