Что такое вовлеченность, от чего зависит этот параметр и как его можно повысить, чтобы и сотрудников удержать, и продуктивность бизнеса улучшить?

Эндрю Сетиник, CTO PeopleForce

Единого определения вовлеченности нет, поскольку это понятие включает отношения между сотрудниками, начальством и подчиненными, эмоционально-интеллектуальное состояние, поведенческие триггеры, от которых зависит атмосфера в коллективе, общее восприятие работы. Поэтому лучше рассматривать вовлеченность в разрезе нескольких категорий. Например:

  • Люди и культура. Отношения с прямым руководителем и коллегами, наличие корпоративного лидера, work-life balance. Еще один фактор, на который обращают особенное внимание миллениалы, – соответствуют ли ценности и цели человека планам и видению компании. Также сотрудникам важно иметь прозрачную систему распределения ролей, обязанностей, ответственности в команде.
  • Корпоративная репутация и практика. Здесь основные факторы – наличие социальной ответственности, налаженных организационных процессов.
  • Возможности для профессионального развития. От этого частично зависит, будет работа скучной или интересной, со множеством сложных вызовов, которые позволят становиться опытнее, или без них. Сотрудникам важно, чтобы в компании были условия для карьерного продвижения, желательно – четко прописанные. Не стоит забывать об обучении (от корпоративных занятий английским до совместного посещения конференций). А также о регулярном и эффективном фидбеке.
  • Система вознаграждения. Материальные и нематериальные инструменты (в частности, поддержка в заботе о здоровье, компенсации расходов на жилье, транспорт). И обычная похвала, когда это уместно.
  • Условия. Например, удобное рабочее место, график, расположение офиса и пр.

Повышение уровня вовлеченности позволяет удерживать талантливых сотрудников, улучшать показатели продуктивности команды и оптимизировать ресурсы. Например, исследование Gallup в 2018 году показало, что невовлеченные сотрудники на 37% чаще не выходят на работу, на 18% менее продуктивны, что влияет на сокращение уровня доходности на 15%.

№1. Празднуйте события

Это не значит, что нужно жить в режиме «Праздник каждый день». Но следует отмечать даже небольшие события, которые в масштабах компании могут показаться незначимыми, а для сотрудников очень важны.

Идеи:

  • коллективные обеды по пятницами (или в другие дни);
  • поздравление с годовщиной работы в компании (достаточно букета цветов и короткой речи, чтобы человек почувствовал, что его ценят);
  • публичная похвала – как за мелкие заслуги, так и за крупные (это важно и на этапе адаптации, и при длительном сотрудничестве);
  • поздравление с семейными праздниками (например, днем рождения ребенка).

Это сформирует положительные ассоциации, а для людей работа станет не просто местом, куда они приходят на 8-9 часов, а пространством, где его готовы поддержать и можно весело провести время с коллегами.

№2. Проявляйте заботу и эмпатию

Без этого не обойтись в работе с людьми. Конечно, важно соблюдать границы, чтобы общение с сотрудниками не превратилось в имитацию сеансов с психологом. Но спрашивать у своих коллег «Как дела?» – хорошая привычка.

Также важно:

  • проводить встречи 1:1, цель которых – пообщаться с работником тет-а-тет, узнать, что его тревожит, что не получается, какие есть проблемы, и помочь прийти к оптимальному решению;
  • неформально общаться – во время обеда, в очереди к кофе-машине, после работы;
  • давать возможность обратиться напрямую к руководителю, чтобы уточнить рабочие или личные моменты (даже если это 10-минутная встреча).

№3. Вовлекайте в волонтерские проекты

Есть множество социальных проектов, цель которых – забота об экологии, помощь детям, нуждающимся, животным и т.д. Можно организовать субботник, поездку в детдом с подарками, участие в благотворительных беговых марафонах. Люди будут чувствовать, что они не просто обеспечивают себя доходом, но и вместе с коллегами могут помочь другим, сделать что-то социально полезное. Это вдохновляет и делает команду социально ответственной.

№4. Предлагайте безлимитный отпуск

Казалось бы, это опасная идея. Но, например, опыт креативного агентства Banda доказывает обратное и является знаком, что людям доверяют. Срабатывает эффект «когда тебе ничего не запрещают и ни в чем не ограничивают, этого хочется меньше или не хочется вовсе». Люди, наоборот, стали реже брать отпуск, при этом их эффективность повысилась. Такой результат просто объяснить – когда работа приносит удовольствие, есть крутая команда, то и покидать такую среду не хочется. Подобный прием используется во многих передовых компаниях, среди которых Google и Netflix.

№5. Проводите лаконичные опросы

Желательно – не раз в год, а, например, раз в квартал. Только не превращайте опросы в допросы из сотни пунктов. Даже 3-7 правильно заданных вопросов могут многое объяснить. Для вас это способ мониторить ситуацию, а для работников – возможность дать быстрый и эффективный фидбек. Проводите опросы анонимно, чтобы люди не боялись честных ответов. Изучайте разные аспекты вовлеченности: отношение к коллегам и сотрудникам, удовлетворенность условиями труда, оплатой, развитием и т.д.

№6. Настройте внутреннюю коммуникацию

Оптимально иметь два канала: для официальных новостей и для неформальных. Для первого подойдет простая email-рассылка на рабочие адреса сотрудников (сводка новостей в виде списка или коротких сообщений). Для обмена фановыми месседжами, поздравлений коллег, благодарности, оперативных новостяхей можно выбрать канал в мессенджере. Там же удобно проводить опросы (например, о том, когда лучше провести корпоратив), создать чат для общения и обсуждения идей.

№7. Организуйте HackDay

Такой формат мероприятия подразумевает разработку проекта с нуля за ограниченное количество времени – например, 24 или 48 часов. Отличная идея для компаний, где нужно генерировать идеи 24/7 и работать в команде. Также такой ивент помогает:

  • улучшить взаимопонимание между участниками проектных команд;
  • прокачать навыки работы в стрессовых условиях;
  • обучить тайм- и проектному менеджменту.

Можно попробовать провести и мероприятие в формате «Неделя на пределе», цель которого – закрыть все «зависшие» задачи.