Про Budni
Наші продукти
Знания и навыки, которые мы осваиваем сегодня, инвестируя массу времени и сил, могут оказаться бесполезными в будущем. Чему учиться, какие компетенции развивать специалистам, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке труда? Онлайн-журнал The Point и агрохолдинг МХП подготовили новый выпуск спецпроекта «Работа будущего». Эксперты поделились своим видением того, какие скиллы будут на вес золота (если, конечно, сам драгметалл сохранит ценность и это сравнение останется уместным).
Итак, по мнению наших экспертов, загадывать слишком далеко нет смысла: ближайшие пять-семь лет определят вектор движения общества. «Что будет дальше, пока сложно сказать – это во многом зависит от развития технологий, – считает Ксения Прожогина, директор департамента управления персоналом и коммуникаций агрохолдинга МХП. – То, что заменит искусственный интеллект, будет не интересно в людях. А в человеке будут цениться те навыки и возможности, которые неподвластны машинам».
Наталья Тимченко, старший консультант практики People Advisory Services компании EY в Украине, приводит данные отчета EY Building the talent of the future (за 2017 год): около 7,1 млн видов работ исчезнут с рынка труда к 2020 году (в связи с внедрением инновационных технологий). А около трети необходимых навыков большинства профессий будут состоять из знаний и умений, неактуальных сегодня.
«По прогнозам, большая часть детей, которым сейчас до 10 лет, будут работать в профессиях, не существующих на сегодняшний день», – отмечает Игорь Новиков, руководитель киевского представительства Университета Сингулярности.
Но какие компетенции окажутся ценными при любом развитии событий?
1. Цифровая грамотность. Осваивайте технологии
«В нынешнем мире интересоваться технологиями – это уже не преимущество, а жизненная необходимость», – считает Игорь Новиков. Эксперты полагают, что в мире будущего умение обращаться с технологиями приравняется к умению читать и писать сегодня. Поэтому тем, кто с трудом освоил смартфоны, придется «приручать» технологии и учиться их применять – особенно на рабочем месте. Сегодня сотрудники саботируют даже внедрение CRM-систем в офисах, предпочитая работать по старинке. А завтра им нужно будет конкурировать за рабочие места с ботами.
2. Адаптивность. Будьте готовы меняться
«Скорость изменений будет еще более высокой. Поэтому на гребне успеха окажутся те, кто способен быстро принимать новые условия игры», – уверена Ксения Прожогина. Чтобы развивать это качество уже сейчас, эксперт рекомендует воспитывать в себе любознательность, открытость новому, готовность наблюдать за изменениями окружающего мира и органично меняться самому.
Кстати, адаптивность относится не только к поведению – эксперты настаивают на возрастающей ценности когнитивной гибкости, или гибкости ума, включая способность переключаться с одной идеи или задачи на другую.
3. Эмоциональный интеллект. Управляйте чувствами
«Как бы ни парадоксально это звучало, технологический мир вывел на первый план человека – как общество в целом, так и каждого по отдельности», – отмечает Игорь Новиков. И предполагает, что наращивать актуальность будут эмоциональный интеллект, эмпатия, эффективные коммуникации, поведенческие науки, социальная инженерия.
На необходимости развивать навыки, «недостижимые» для искусственного интеллекта, акцентирует внимание и Ксения Прожогина. «В выполнении задач с помощью так называемых hard skills машины и компьютеры всегда будут продуктивнее, – полагает эксперт. – Но не везде возможно заменить человека. Поэтому важно учиться взаимодействовать с другими людьми, понимать их реакции на наши слова и действия, работать с эмоциями, как своими, так и других людей». То есть развивать эмоциональную компетентность. Особенно это важно для тех, кто мечтает о карьере руководителя. «Менеджер не должен быть экспертом во всех направлениях, которые ведет его команда. Он должен быть экспертом в людях и управлении», – уточняет HR-директор МХП.
Также, по мнению Ксении, растет ценность так называемого LQ (Love Quotient): этот «коэффициент» отражает, любит ли человек других людей и стремится ли помогать окружающим становиться счастливыми.
«Умения убеждать, сочувствовать и слушать других будут более востребованными, чем узкие технические компетенции», – подтверждает Наталья Тимченко из EY.
4. Работа с информацией. Привыкайте к обилию данных
Учитывая изобилие информации в мире и непреклонный рост ее объемов, эта способность также становится все более востребованной. В частности, необходимо тренировать навыки критического мышления. «Важно развивать умение ставить под сомнение все – даже фундаментальные вещи, и методично разбирать всю информацию – о продуктах, процессах, сервисах, конкурентах, на мельчайшие составляющие», – полагает Игорь Новиков.
Крайне значимым в мире будущего станет способность концентрироваться, управлять собственным вниманием, переключаться, чтобы справляться с информационной перегрузкой. «А также умение агрегировать информацию из многочисленных источников и быстро находить полезные данные», – добавляет Наталья Тимченко.
5. Работа в команде. Осваивайте искусство взаимодействия
«Один в поле не воин. Поэтому в будущем особенно важным будет навык взаимодействия с командами, – уверена Ксения Прожогина. – Умение собирать команды и управлять ими, объединять и вести за собой людей, строить эффективные коммуникации. Верить в цель и находить тех, кто разделит эту веру».
Отмечая ценность этого навыка на рынке труда будущего, Евгений Бондаренко, директор Академии ДТЭК, обращает внимание на подход к обучению в некоторых прогрессивных школах: дети учатся командами, сидя за круглыми столами, решают задачи сообща, смотрят друг другу в глаза, а не в затылок. «Чтобы научить людей эффективно работать вместе, современный бизнес тратит большие деньги. А для этих детей, когда они достигнут трудоспособного возраста, командное взаимодействие будет естественным – они просто не смогут работать в закрытых кабинетах».
Многие дальновидные компании уже сейчас отображают такие требования в своей философии. Например, в легендарной корпорации General Electric активно используют «силу горизонтальных связей»: если от клиента поступает запрос, сотрудник должен самостоятельно максимально быстро найти людей, которые решат проблему, вместо того чтобы тратить время на согласование с несколькими уровнями руководителей.
При этом Наталья Тимченко, комментируя данный навык, отметила, что важно научиться взаимодействовать в команде не только на внутреннем уровне в компании, но и вести сотрудничество с внешними конкурентами.
6. Креативность. Творите без границ
«На мой взгляд, сегодня в ряде сфер, отраслей, процессов закончился эволюционный путь. Как когда-то мы пришли к тому, что развивать гужевой транспорт перестало быть возможным в контексте технологических перемен, так и сегодня нам придется забыть о многих привычных парадигмах. Мы уже не можем просто тюнинговать их под свои потребности – многое придется радикально переосмыслить под новый мир, новую реальность», – отмечает Игорь Новиков.
Эксперт уверен, что креативная составляющая также крайне важна: теперь клиент ищет не продукт или сервис, а путешествие, опыт, историю – обеспечить это могут креативные люди; классическая бизнес-эффективность уже перестает работать. К тому же, большинство рутинных процессов будет автоматизировано с помощью технологий – и людям придется конкурировать с искусственным интеллектом, прежде всего, с помощью творческих способностей, вне алгоритмов и рамок.
Наталья Тимченко среди ключевых компетенций будущего также отмечает технические умения, инновационное мышление, которые способны обеспечить креативный подход к обслуживанию клиентов.
7. Беспрерывное обучение. Учитесь всю жизнь
Больше не доступна роскошь получать знания только в юном возрасте. Крайне важно осознать: учиться чему-то абсолютно новому для себя придется на протяжении всей жизни. Причем львиную долю знаний нужно будет осваивать самостоятельно. Скорость изменений слишком высока, знания устаревают практически мгновенно. «Мир меняется. Многие знания, которые мы приобретали в школе, уже не релевантны. А о том, что нам нужно сегодня, в то время никто еще не слышал», – отмечает Ксения Прожогина.
«По данным исследований, в будущем люди будут менять профессию по шесть-семь раз за карьеру, – делится Евгений Бондаренко. – По многим причинам. Например, потому, что часть задач будут выполнять роботы. К тому же, сформируется много новых отраслей и специализаций на стыке привычных сфер». Например, чтобы применять на практике большие данные и аналитику, сотрудникам HR-подразделений нужно осваивать статистику и программирование.
При этом на данном этапе, по мнению Евгения, люди используют лишь малую толику возможностей обучения: в лучшем случае посещают тренинги, в то время как арсенал гораздо шире – доступных методов десятки: от стажировок и дискуссий до виртуальной реальности.
Игорь Новиков уточняет, что нужно уметь не только учиться – но и разучиваться. «Причем, как показывают практика и исследования, второе – намного сложнее», – комментирует эксперт. И приводит пример: в рамках эксперимента инженер Дестин Сэндлин, автор блога «Smarter Every Day», потратил восемь месяцев на то, чтобы разучиться ездить на привычном велосипеде и освоить управление им при измененной конструкции. «Это относится и к другим навыкам в бизнесе: способность быстро забыть старое и выучить новое фундаментально важна», – полагает руководитель киевского филиала Университета Сингулярности.
8. Решение задач. Примите ответственность
Бизнес все активнее ищет сотрудников, которые способны не просто выполнять приказы, поддерживать процессы, а предлагать собственные решения. «Речь не о том, чтобы отправлять ракеты на Марс или отвечать на другие глобальные вызовы – это могут быть стандартные рабочие задачи, – уточняет Евгений Бондаренко. – Но на любом участке работы для компаний все важнее, чтобы сотрудник сам предлагал варианты действий и воплощал лучшие из них». Это то, о чем в свое время говорил Стив Джобс: «Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем рассказывать им, что делать; мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать, что делать нам».
Не все компании готовы наделить людей свободой и ответственностью. «Тем не менее, все больше организаций приходят к пониманию, что несколько человек из совета директоров не умнее всего коллектива компании», – делится наблюдениями директор Академии ДТЭК.
Использовать этот навык готов не каждый. Когда человек просто выполняет приказ руководителя и терпит фиаско – это не его ошибка, он просто исполнитель. Но когда реализовывает собственное предложение – ответственность разделить не с кем. К тому же, двери могут не открыться с первого раза – велик риск провала, и готовность сотрудников рисковать зависит от того, насколько это безопасно в их компании. Недаром прогрессивные бизнесы не просто не наказывают, а поощряют неудачные идеи, поскольку «самородки» можно найти только в череде ошибок.
Изменятся сама философия, подход, отношение к работе. «В будущем сотрудники почти всех компаний должны стать предпринимателями, а сами компании, в какой-то степени – сообществами предпринимателей», – предполагает Игорь Новиков. Это включает умение находить проблему, анализировать ее и предлагать эффективные решения.
Поменяются и подходы работодателей к привлечению сотрудников. Например, в МХП, по словам Ксении Прожогиной, при поиске талантов раньше обращали внимание на знания и опыт, теперь же фокус смещается – успешность человека может варьироваться в зависимости от условий, прошлые достижения не гарантируют результатов в будущем. Ставка делается на потенциал. «В кандидатах более важны целеустремленность, мотивированность и ценности», – делится эксперт.
И если раньше работодатели предпочитали привлекать кандидатов из аналогичных бизнесов, сегодня все наоборот: компании охотно приглашают людей из смежных или даже кардинально новых отраслей. «Они по-другому смотрят на бизнес-процессы, задают много вопросов, и благодаря этим «почему?» в компании появляются новые подходы», – объясняет Ксения Прожогина.
Читайте еще: Большое будущее: 7 действенных тактик для старта карьеры
Читайте більше за тегами: