Про Budni
Наші продукти
Редакция онлайн-журнала The Point продолжает рубрику «Предприниматели». Наши герои − украинские производители, которые делятся своим опытом, рассказывают о конкуренции на отечественном рынке и как устроен их бизнес изнутри.
Наша следующая героиня – основательница украинского бренда одежды VOVK Татьяна Семенченко. Она рассказала о том, как хобби переросло в бизнес и с какими трудностями пришлось столкнуться перед реализацией ее «наполеоновских» планов. А также – о стартовом капитале и о самом важном требовании к сотрудникам.
О бэкграунде до предпринимательства и росте коллектива
Мой партнер по жизни – супруг Виталий – также и партнер по бизнесу. По образованию он – учитель физкультуры, всю жизнь занимался большим теннисом. А я – инженер-технолог пищевого производства. Но еще в школе мне очень нравилось шить. С этого все и началось.
В институте, параллельно с учебой, я шила и продавала одежду через соцсети (тогда это была ВКонтакте). Дела шли неплохо, но хотелось чего-то более масштабного. Вот только никто не знал, как к этому подойти.
Когда у тебя не просто амбиции, но и масштабные планы, трудно заставить людей верить тебе и в тебя. Многие думали, что у меня «болезнь Наполеона».
В 2012 году мы открыли первый магазин, а два с половиной года назад – собственное производство. Тогда же стала активно открываться розничная сеть.
Начинали мы с двух человек, сейчас в коллективе − больше 300 людей вместе с франчайзингом (26 студий, 5 из которых − франчайзинг). Еще есть сотрудники, которые работают на аутсорсе (например, фотографы и модели), и подрядные компании.
Об универсальном названии и главных сложностях
VOVK – это моя девичья фамилия, очень легко запоминается. Кто-то говорил, что такое название больше подходит для мужского бренда, но я так не считаю. Для европейца это вполне нормальное название, которое легко произносится и одинаково читается на любом языке.
Самым сложным было создать команду. Когда у тебя не просто амбиции, но и масштабные планы, трудно заставить людей верить тебе и в тебя. Многие думали, что у меня «болезнь Наполеона». Многие на ранней стадии разворачивались и уходили, даже на собеседовании, так как не верили в нашу идею построить успешный бизнес, открыться в разных городах Украины, а не только в Киеве.
Сейчас самое сложное – это структурирование компании. Чтобы задачи, которые год или два назад казались мегасложными, сейчас решались по щелчку пальцев.
Сегодня, чтобы быть в струе, нужно быстро адаптироваться и меняться.
Я за то, чтобы растить специалистов внутри компании. У нас есть истории такого роста. Например, одна женщина 45-ти лет пришла в ритейл стилистом, а спустя два года стала региональным менеджером. Она рассказывает об этом своим подчиненным – и это хороший пример для тех, кто хочет развиваться, а не только жалуется на сложности.
На сегодняшний день у нас 26 студий по Украине плюс интернет-магазин. Мы представлены в 14 городах: Киев, Львов, Харьков, Днепр, Одесса, Полтава, Тернополь, Хмельницкий, Винница, Луцк, Херсон, Запорожье, Кривой Рог и Чернигов.
О ценностях бренда и требованиях к сотрудникам
Что касается критериев набора сотрудников, то, прежде всего, и швея, и менеджер, и люди на более высоких должностях должны быть профессионалами своего дела.
Мы готовы платить хорошие зарплаты профи, однако сталкиваемся с тем, что у них часто свои устоявшиеся взгляды, а для нас важна гибкость. Сегодня, чтобы быть в струе, нужно быстро адаптироваться и меняться. При этом к возрасту мы не привязываемся – динамичным можно быть можно как в 20, так и в 50 лет.
Еще очень важный момент – чтобы человек либо пришел с любовью к компании, либо приобрел ее во время работы. Ведь тот, кто не любит свое дело, не сможет давать хороший результат.
О стартовом капитале и первом магазине-студии
Никаких сторонних инвестиций мы не привлекали. И даже когда одна из крупнейших инвестиционных компаний предложила нам сотрудничество, нам, безусловно, было приятно, но мы отказались. Мы полагаемся на свои силы, потому что верим в органическое здоровое развитие бизнеса.
Стартовый капитал на момент открытия первого магазина был 15 000 гривен (речь идет о маленьком магазине в Вышгороде, где изначально работала сама Татьяна. – ред.), то есть примерно $2000 в то время. Там мы продавали то, что оставалось от торговли в интернете: где-то отказался клиент или был возврат, где-то были остатки ткани.
А наша первая студия открылась около станции метро «Площадь Льва Толстого» в 2013 году перед событиями на Майдане. В то время там была очень высокая арендная плата, а с началом Революции люди были не в том настроении, чтобы делать покупки. Поэтому было очень сложно.
О зарубежных планах и эффективных каналах продвижения
Ткани закупаем, в первую очередь, в Китае, на втором месте идет Турция. Еще Южная Корея. Раньше мы покупали некоторые ткани также в итальянских стоках, но сейчас это слишком маленькие для нас объемы. Фурнитура, в основном, турецкая.
На производстве у нас шесть видов швейных машинок – для разных операций. Недавно мы открыли новый швейный цех – расширились на 60 м2, добавив тем самым 104 новых рабочих места. Сейчас ведем подготовительные работы и надеемся, что в 2018-м выйдем на зарубежный рынок.
Самые лучшие маркетологи – наши стилисты на местах, которые работают с клиентами. Еще один мощный канал продвижения – это, конечно же, сарафанное радио.
Мы не работаем под заказ, хотя у нас недавно была услуга подшивания изделия, но люди стали этим злоупотреблять. Доходило до того, что в день приезжало 50-100 платьев на подшив длины. Поэтому данную услугу мы убрали. При том количестве продаж, которого мы достигли, уже просто физически не можем удовлетворить каждую просьбу.
Мы работаем по принципу масс-маркета – каждый месяц пополняем ассортимент, и еще каждую неделю поступают несколько новых моделей в продажу.
То, что мы можем без сторонних инвестиций вкладывать наши заработанные деньги в свое развитие, доказывает, что бизнес – прибыльный.
О том, когда бизнес окупился
Мне сложно сказать, когда он окупился, так как каждый месяц он что-то «съедает», и в то же время мы зарабатываем. Если мы открываем новую студию, то в нее нужно вкладывать какую-то сумму. Но при этом если на прошлый сезон (пять месяцев) мы заказали 300 км тканей, то на новый – 600 км (это приблизительно 300 000 юбок, блуз и платьев). То есть оборот увеличивается. А то, что мы можем без сторонних инвестиций вкладывать наши заработанные деньги в свое развитие, доказывает, что бизнес – прибыльный.
О примерах для подражания из мировых брендов
Мы, конечно же, следим за такими брендами, как Zara, Bershka, Stradivarius, Reserved, Mohito. Сейчас еще следим за LC Waikiki, но больше не по ассортименту, а по тому, как они развиваются. Но они для нас не конкуренты, потому что у нас разные группы товаров. Мы гордимся и нашими брендами – Goldi, Arber, которые стремительно развиваются и имеют много магазинов, большие сети.
Нам очень приятно общаться с нашими поставщиками в городах, приятно, когда свои радуются за своих. У нас работают люди, которые до этого работали в MD Group, например, в Walker, Oodji.
Предыдущие выпуски:
Читайте більше за тегами: