Про Budni
Наші продукти
Редакция сайта rabota.ua продолжает рассказывать о самых простых и эффективных находках в сфере креативности и методах генерации идей. В прошлых публикациях мы говорили о шести главных правилах, соблюдение которых поможет накачать «мышцу креативности», как избавляться от «мусорных» мыслей, рассматривали метод фокальных объектов.
Продолжаем рассматривать другие методы генерации идей. Одним из самых известных логических (они же методы систематизированного поиска) методов нахождения ярких решений – является морфологический подход. Чаще всего он ассоциируется с методом морфологических ящиков или, как его еще называют, морфологическим анализом. Однако, «ящики» – это только один (хоть и наиболее известный) из элементов этой интереснейшей системы. Но вначале расскажем о ее авторе.
Идейный астрофизик Фриц Цвикки
Швейцарский астрофизик Фриц Цвикки сделал за свою жизнь немало. Например, с 1937 по 1941 он открыл 18 сверхновых звезд – в полтора раза больше, чем было до него за всю историю астрономии. Он же открыл и описал тысячи галактик и их скоплений, создал фундаментальный шеститомный каталог галактик. Автор метода «аналитической фотографии», совершившего переворот в деле изучения галактик, а также знаменитой теории скрытой массы, человек, теоретически доказавший возможность существования нейтронных звезд.
С другой стороны, когда в 1943 г. в США решили срочно сократить свое отставание в ракетных технологиях от нацистской Германии, на решение этой задачи были брошены лучшие из лучших. В том числе, в качестве главного научного консультанта фирмы «Аэроджет дженерал корпорейшн» был приглашен астрофизик Цвикки. Цвикки и здесь не подвел, получив 16 патентов на реактивные двигатели (всего на его счету около 50 патентов). Вопрос – как один человек мог добиться столь многого в столь разных областях? Сам Цвикки объяснял это мощью используемого им морфологического подхода. Похоже, неплохой мотив для того, чтобы познакомиться с этой методикой поближе.
Отрицание и конструирование
Морфологический подход включает в себя три метода. Первый – метод отрицания и конструирования. Главная идея метода: любое «твердое» и «окончательное» утверждение не может быть абсолютно верным – все это можно и необходимо подвергать сомнению.
Метод реализуется в три шага:
1. В выбранном объекте определяют его ключевые свойства или признаки.
2. Один из признаков отрицают, заменяя его чем-то принципиально иным (не обязательно противоположным).
3. Конструируют новый объект с этим новым признаком.
Это не что иное, как формула появления большинства ярких новинок в любых сферах нашей жизни. Заслуга Цвикки в том, что он этот спонтанный и чаще всего проходящий «в тени» творческий процесс представил как готовый к сознательному использованию метод.
Заведите простую привычку – регулярно «отменяйте» и заменяйте чем-то иным что-то само собой разумеющееся и «обязательное» в привычных для вас вещах. Точно так же этот метод можно использовать для творческого решения многих практических задач.
Например, вам нужно подготовить и провести презентацию разработанного вами продукта. Но вы не хотите, чтобы это было «как всегда» – вам нужно произвести впечатление, запомниться надолго самому и вызвать настоящий интерес к вашему предложению. Вы выписываете основные свойства презентаций, как они приняты в вашей компании. Потом смотрите, что может получиться, если поменять что-то из этого списка. Например, на самом деле вы не обязаны просто рассказывать о новом продукте – вы можете сразу обучить аудиторию правильно использовать его особые возможности. И тогда это уже не совсем обычная презентация – это уже мини-тренинг. С другой стороны, аудитория не обязана пассивно воспринимать знания – попробуйте разработать сценарий, вовлекающий публику в интересную игру с использованием вашего продукта. Опять-таки, мероприятие не обязано быть чересчур серьезным – не полезнее ли будет превратить его в веселое шоу? И так далее.
Покрытие поля
Вторая составляющая методологии Цвикки – метод систематического покрытия поля. В данном случае подразумевается «поле знаний» о каком-то явлении, объекте, задаче или проблеме.
Например, вам необходимо подготовить корпоратив. Вы выписываете на большом листе несколько исходных посылок и фактов, с которыми придется иметь дело (например, в технике «метода пузырьков», то есть, в отдельных овалах в удалении друг от друга). К примеру, корпоратив должен быть на свежем воздухе, в достаточно малолюдном месте, но с возможностью надежного транспортного сообщения. Будет столько-то участников. Длительность – не более светового летнего дня. Необходимо провести столько-то мероприятий, которые можно отнести к тимбилдингу, крепкие спиртные напитки исключены, нулевая травмоопасность, много веселья и т.д.
Затем от каждого нарисованного исходного пункта начинаете выводить следствия и отвечать на связанные с ним вопросы. Крепкие напитки исключены – значит, нужно организовать контроль, чтобы их не пронесли незаметно. С другой стороны – как обеспечить веселье без вкусного алкоголя? Каждое следствие и каждый ответ на вопрос порождают новые следствия и новые вопросы.
В результате – через некоторое время лист оказывается забит записями, а у вас появляется довольно четкая картина грядущего мероприятия. Будьте готовы, что «поле» придется и расширять за счет приклеивания новых листов, и переписывать заново. Кроме того, вполне вероятно, что кое-где вы будете приходить к противоречиям – когда одно решение вступает в конфликт с другим, да и просто к вопросам, на которые у вас не будет ответа. Вот это и есть точки потенциального рождения нетривиальных идей.
Морфологические ящики
И, наконец, третий, самый известный метод – морфологический анализ. Например, вы работаете в фирме по прокату автомобилей. Перед вами задача – придумать оригинальную подставку под чашки, чтобы презентовать клиентам.
Шаг первый: выявить и описать основные параметры ее возможного решения. Для простоты выбираете две характеристики: материал подставки и ее форма. В принципе, таких параметров может быть гораздо больше.
Шаг два: определяете все возможные значения для каждого параметра. Например, для материала: бумага, кожа, дерево, пластик, стекло, камень, керамика, лоза, металл, ткань. Для формы: круг, квадрат, многоугольник, силуэт легкового автомобиля (варианты ракурса — сверху, сбоку, спереди), руль, сиденье, силуэт полицейского, дорожный знак, светофор.
Шаг три: конструируете своеобразный «морфологический ящик», или матрицу, содержащую все комбинации значений параметров. В данном случае это будет обычная таблица, где каждый столбец будет отведен под какое-то значение параметра «материал», а каждая строка, соответственно, под вариант формы. Ячейки же на пересечениях будут содержать искомые варианты решения. Например, «автомобиль» из стекла или «полицейский», сплетенный из лозы. Для задач с большим количеством параметров такая матрица будет многомерной (например, можно добавлять строки с еще одним параметром рядом с уже указанным).
Шаг четыре: анализируете все решения, содержащиеся в морфологическом ящике, и выбираете лучшее.
Читайте більше за тегами: