Про Budni
Наші продукти
Фотограф Ярослав Данильченко занимается коммерческой фотографией почти десять лет, выполняя самые «вкусные» заказы крупных брендов – McDonald’s, Samsung, KFC, Marlboro, L’Oréal, Kraft Foods, Petcube, WOG, Мироновский хлебопродукт, МАУ, Good wine, Шостка Украина. Также в портфолио фотографа – работы для журналов Esquire, Forbes, Men’s Health, Harpers Bazaar, он сотрудничал с рекламными агентствами TBWA, BBDO, Leo Burnett, Aimulance, Tabasco и другими.
Как Ярославу помогает в профессии образование юриста, куда движется предметная и фуд-фотосъемка, как фотографировать «вкусно», что нужно знать об авторском праве и почему не стоит спешить есть еду после фуд-стайлинга – в интервью для rabota.ua.
О начале карьеры фотографа
– С чего началось ваше увлечение фотографией, и как вы решили посвятить себя этому делу?
– Я – юрист по образованию, на последних курсах института работал дизайнером в полиграфии. Фотография появилась как хобби. После получения диплома три с половиной года проработал по специальности, а в 2008 году уволился и стал фотографом-фрилансером.
Все не так просто, как казалось. Проблема в том, что фотографии нигде толком не учат: точнее учат теории, но нигде не рассказывают о практике в коммерции. А творческая и коммерческая фотография – немного разные вещи. Поэтому мне пришлось наступать на все заботливо подготовленные грабли, но я благодарен этому опыту, полученному с нуля, и людям, которые встретились на моем пути и помогли в развитии.
– Почему вы выбрали именно предметную фотографию?
– Сначала я, как и все, пробовал снимать все: были портреты друзьям, свадьбы (да, и я снимал их), много репортажной съемки для информационного агентства «Укринформ» и пары печатных изданий.
Все случилось само собой: я начал фотографировать для еженедельного городского журнала – одежду в магазинах, еду в ресторанах, интерьеры. Со временем стал все больше концентрироваться на предметной съемке. Постепенно я убрал из портфолио свадьбы, около пяти лет назад удалил оттуда фотографии людей и стал исключительно предметным фотографом. Пару лет назад начали появляться заказы на съемку еды, и у меня появилась дополнительная специализация – фуд-фотография.
– Как вы себя раскручивали?
– Сначала я много снимал в студии сам для себя: оттачивал навыки и пробовал фотографировать все предметы, которые мне были интересны. Ходил на мастер-классы: довольно редко, но всегда нужно искать, у кого поучиться. Потом плавно начали появляться заказы на подобную съемку. Развиваться ведь просто – нужно много и усердно работать.
Несколько лет назад у меня появилось желание снимать косметику для больших компаний. Обычно весь материал им приходит из европейских офисов, и тут локально, то есть в Украине, «предметку» не снимают. Но вот стали случаться исключения, чему я безмерно рад. Вселенная помогает нам, если мы четко формулируем свои желания и много работаем в этом направлении.
Об учебе, опыте и профессиональной эволюции
– Как эволюционирует предметный фотограф?
– Если смотреть фотографии разных лет, сделанные одним человеком, то всегда видно развитие, не зависимо от того, в каком жанре он работает. Развитие видно по тому, как фотограф обращается со светом, как он строит кадр и удается ли ему передать желаемые эмоции картинкой.
Я сначала с головой ушел в техническую сторону: как и чем правильно осветить, какой свет подобрать для конкретного предмета, как подчеркнуть те или иные его стороны, чтобы он был визуально максимально выигрышным. Также я внимательно рассматривал рекламные снимки и пытался понять, как этого всего добиться в студии. Было много проб и ошибок, и со временем все стало понятнее.
Сейчас же я иногда «отключаю» техническую часть и больше работаю с композицией, цветом, техника в таком случае вторична. Но на коммерческих проектах все это соединяется вместе. Например, когда нужно в одном кадре осветить жидкость в стеклянном стакане и показать свежесть еды, практически возбудить аппетит. В этом случае нужно следить за тем, чтобы свет красиво отыграл на стекле, красиво и вкусно выглядела сама еда – все это вместе должно быть композиционно красиво и правильно по цвету, свету, расположению в кадре и т.д. Кроме всего перечисленного, полученный файл должен быть на высоком техническом уровне для последующей работы на этапе постпродакшна и печати.
– Где учат коммерческой фотографии и можно ли этому научиться, например, по мастер-классам на YouTube?
– Всему можно научиться, если есть желание. Я начинал, когда информации в интернете было очень мало. Приходилось много искать, учить параллельно технический английский с фото-терминами, потому что 99% найденного материала было на английском. Были курсы по фотографии в 2004 году. Попасть на съемки было сложно, так как тебя никто не знает.
Сейчас все по-другому: стало легче, потому что много информации в свободном доступе. При желании можно даже дом построить по YouTube-урокам. При этом некоторых вещей никогда не будет в Сети, так как фотографы к этому шли годами. Они не раскрывают своих личных штучек, за которыми к ним идут клиенты. К фотографу идут за его стилем съемки, который я еще создаю и все впереди.
Учиться можно в Сети, стоит лишь покопать. Нужно ходить на мастер-классы, смотреть бэкстейджи (действия, процессы, которые не видит зритель – ред.) съемок в блогах, блоги фотографов. Также необходимо пытаться попадать на съемки, ассистировать, больше общаться и держать глаза широко открытыми и, главное, – пробовать повторять в студии самостоятельно.
– Где место для творчества в фуд- и предметной фотографии?
– Коммерческая съемка не дает большого простора для импровизации, так как это работа в рамках брифа клиента. Во время съемки ты обязан применить полученные знания и навыки. Нет времени для экспериментов, платят за требуемый результат.
Чистое творчество может быть только в собственных проектах, где ты сам себе и клиент, и агентство, и постпродакшн. Если хочешь развиваться, то нельзя снимать только коммерцию – нужно иметь простор для реализации своих некоммерческих съемок. Раскрывать себя, искать что-то новое, чтобы был интерес и мурашки от съемок.
О «вкусном» съемочном процессе
– Что делают на съемках с едой, чтобы она выглядела аппетитнее?
– Есть натуральная фуд-стилистика и спецэффекты. Это разные вещи под разные задачи. Например, нужно сфотографировать суп. В зависимости от задачи он может быть натуральным, съедобным с тщательно подготовленными ингредиентами, а может быть и так, что ты переворачиваешь тарелку, а «суп» так и остается в ней.
Зачастую главная задача на фуд-съемках – надолго сохранить вкусный и свежий вид еды. Поэтому лучше не брать со стола еду. Например, маслина может быть неизвестно чем подмазана, чтобы не так быстро сохла. В ход идет химия либо натуральные кислоты, например, сок лимона для защиты от воздуха. Также может применяться газовая горелка для поджаривания курицы.
– Как фотографировать «вкусно»?
– От души. Прежде всего, фотографу самому должны быть «вкусно». Например, я не очень понимаю, как вегетарианцы снимают мясо.
Только если я доволен картинкой на экране, то зову клиента и показываю работу для получения комментариев. Если тебе самому нравится, то у работы больше шансов понравиться клиенту. Я этот урок выучил уже давно.
Если говорить про рекламную съемку, то фотография финальная – это результат работы не только фотографа, а целой команды.
– То есть предметная и фуд-фотография – это коллективная работа?
– Любая фотография становится коллективной, если доходишь до определенного уровня в коммерческих съемках. Если это рекламный проект, то одним человеком никак не обойтись.
Кроме представителей клиента и рекламного агентства, на съемочной площадке в команде будет продюсер, фуд-стилист, если в кадре еда, либо стилист, если мы работаем с предметами, ассистент фотографа, реквизитор или художник-постановщик. Также на съемках может присутствовать специалист по спецэффектам, ребята-дизайнеры, которые занимаются постобработкой материала. И вот среди этой компании работает фотограф, он – часть механизма.
У каждого – своя работа: кто-то выставляет, например, доски в кадре, другой отвечает за тарелки, фуд-стилист занимается едой и часто выкладкой в кадре, я отвечаю за свет, согласовываю все технические моменты и вместе с агентством работаем над изображением.
– Как выглядит процесс фуд-стайлинга?
– Работа фуд-стилиста может начаться еще до съемки. Он может разрабатывать рецепты, участвовать в подготовке технического задания. Почти всегда есть дни подготовки, когда проводятся тесты и закупки продуктов перед съемкой.
Уже на самой съемке фуд-стилист готовит продукт к съемке, выкладывает его в кадре, а также следит за его состоянием во время съемки. Если, например, нужно сфотографировать салат, то отдельно выкладывается каждый листочек, каждый кусочек огурца и томата выкладывается нужной стороной среза – в миске не будет ничего лишнего или случайного. Все овощи проходят кастинг на пригодность: покупаются и отбираются лучшие.
В жизни мы привыкли постоянно видеть картинку в движении, а на фотографии – рассматриваем застывший момент и поэтому можем заметить все мелочи и детали. Поэтому наша задача – правильно направить взгляд зрителя и показать ему «вкусноту».
– Какие ракурсы самые выигрышные в фуд- и предметных фото?
– Есть привычные ракурсы под 45 градусов, то есть с такого положения, как мы смотрим на еду на столе. Ну и, конечно, ракурс сверху.
– Какая еда самая фотогеничная, а какая – самая прихотливая?
– Каждый вид продукции имеет свои особенности в съемке. Например, сложно снимать мороженое. Нужно это делать либо в холодном помещении, либо использовать не настоящий продукт, а пористый материал, который на него похож. Точно так же с шоколадом.
Иногда в кадре «играет» лучше материал, а не настоящий продукт – например, он не обветривается и долго стоит в кадре. Это могут быть различные моделирующие материалы, к примеру, гипс или какие-то смеси. Есть специальные люди, которые занимаются созданием мокапов для съемок – точных копий продукта, которые можно использовать много раз. Поставил на полочку, и при необходимости можно снова и снова его снимать.
Прихотливые в съемке еще десерты, например, торты. С ними приходится долго возиться, особенно если в кадре предполагается срез. Супы сложны в съемке и кофе.
Мне лично легко работать с хлебом, салатами и напитками. Обожаю тот же шоколад, хоть он и сложен в процессе.
– Что такое высший пилотаж в фуд- или предметной съемке?
– Чтобы захотелось это съесть или купить. Открыл фотографию и пошел к холодильнику. Увидел фото часов или автомобиля и подумал: «Это то, чего мне не хватало, срочно надо купить».
У меня даже из-за этого возникла профдеформация. Например, когда я прихожу в кафе/ресторан, открываю меню с картинками и вижу плохо снятый продукт, то пропадет желание его есть. Я не исключаю, что еда там вкусная, но, пожалуй, ее заказывать не буду. Понимаю, что владельцу ресторана безразлично, насколько эстетично выглядит меню, он сэкономил на визуальной части, а раз так, то и на чем-то другом будет экономить.
От тенденциях в фотографии
– О каких трендах в фуд- и предметной фотографии можно говорить?
– Я рад, что мы потихоньку уходим от стиля luxury, когда в кадре много всего и побольше. Таких заказов становится меньше. Все идет в сторону натуральности. Это могут быть картинки с имитацией дневного света, снятые в студии. Хотя при этом никогда не скажешь, где это было снято, в студии или у большого окна.
Также наблюдаю уход от белого фона, если не предполагается минимализм в кадре. Много кадров с верхним ракурсом. Сейчас мобильная фотография разрывает привычные шаблоны – это тренд. Зайдите в Instagram, там все есть.
Об ошибках
– Самые распространенные ошибки в фуд- и предметном фотоискусстве?
– Ошибок может быть уйма, начиная от неправильно подобранного света, ракурса и заканчивая неудачной стороной продукта или отсутствием в команде нужного специалиста.
Играют роль тонкости с настроением в кадре и наличием там определенных предметов. Например, кофе с утренним светом – хорошо, а вот вино с косым утренним светом и тенями от жалюзи – так себе идея. Вино в семь утра? Хотя зритель может даже не понять, в чем проблема.
Еще можно неправильно подобрать фон, где текстура будет отвлекать от снимаемого продукта, ошибиться с цветом реквизита или его стилистикой.
О работе и украинском рынке фотографии
– Сколько у вас обычно заказов в месяц и постоянных заказчиков?
– Как правило, я провожу съемки своими силами, собирая команду под проект, либо участвую в тендерах на рекламные проекты и участвую в съемках в рамках команды продакшна. В среднем – две-четыре коммерческие съемки в месяц. Свои съемки я не считаю.
– Насколько у нас востребованы фуд- и предметная фотографии?
– Востребованы. Но из-за кризиса в стране рекламных проектов стало гораздо меньше, потому конкуренция стала выше. Также слишком большой разбег по уровню исполнения работы. Тех, кто занимается профессионально едой и «предметкой» в стране можно на пальцах двух рук пересчитать.
Стоит также различать рекламные и другие коммерческие съемки – например, меню для ресторанов, журналов, Instagram или каталога сайта. Везде разные задачи и цели и, соответственно, круг возможных исполнителей.– Как фотографу «продать» себя именитому заказчику? Как это получилось у вас?
– Это кропотливый процесс, ничего не приходит просто так. Нужно работать: делать много неудачных фото, чтобы на 1005-ом снимке понять, как надо.
Также нужно много общаться и наращивать круг общения. Искать себе правильного продюсера. Кстати, вопрос коммуникации крайне важен. Имею в виду толерантность, умение высказать свои мысли и реагировать на критические ситуации, ведь никому не нужен фотограф-истеричка, который грубит клиенту.
Важен эффект доверия со стороны клиента, который зависит от полноценного понимания фотографом процесса съемки и рисков. Сказать, что «я это сниму»/«что вообще там снимать» может каждый, а действительно сделать это, и знать как решать незапланированные задачи – нет. Потому среди многих выбирают одного.
– Можно ли назвать фуд- и предметную фотографии самыми прибыльными нишами сегодня?
– Искусство стоит дороже, чем ремесленничество. Коммерция как раз принадлежит к последнему. Вы же знаете пример фотографии картофеля, сделанного ирландским фотографом Кевином Абошом, которую продали на аукционе за $1 млн. Все зависит от раскрученности, имени фотографа и его опыта. И совершенно неважно, какой это жанр фотографии.
– Как отличается предметная фотография в Украине от зарубежной?
– У нас нет юридической базы, людям не знакомы такие понятия как права на фотографию и лицензирование. Авторское право существует, но оно очень условное. Только с недавнего времени появились удачные кейсы судебного оспаривания факта кражи фотографий.
Также у нас многие фотографы не знают, что можно зарабатывать на авторских правах. Например, он сделал фото, и оно, если нет договора, где прописано обратное, – принадлежит ему. Фотограф сначала получает гонорар за создание изображений, а потом может зарабатывать на лицензии, разрешая клиенту использовать его фотографии, например, в течение года на территории Украины на определенных печатных носителях. Прошел год, а клиент хочет еще использовать фотографии – пожалуйста, доплатите процент и пользуйтесь дальше. На законодательном уровне этот вопрос находится в зародыше. Такая нормативная база в Европе и в Штатах существует уже десятки лет. Смета, в которой гонорар, например, $100 долларов, а за права на использование указана сумма в $5000 – привычное дело.
Еще у нас нет агентов, которые занимаются «продажей» фотографа. Это не продюсер, а именно агент, который ведет несколько фотографов определенного жанра или занимается сразу несколькими тематиками. Этого очень не хватает.
– В чем измеряется успешность рекламной фотографии для бизнеса?
– Безусловно, это рост продаж. Если клиент после использования фотографий в рекламе говорит о росте продаж – это успех. Так и должно быть: значит, все сработало, задача выполнена.
Читайте більше за тегами: