Про Budni
Наші продукти
У прохождения интервью с собственником или первым лицом бизнеса, когда в роли кандидата оказывается HR-профессионал, есть свои особенности. Их знание повышает шансы соискателя на успех, поскольку помогает найти общий язык с топом еще на этапе собеседования либо понять, что общего слишком мало для совместной работы.
1. Знакомство до встречи
Эйчар приходит на финальное собеседование к руководителю, обладая меньшим объемом информации, чем интервьюер. И, как говорится, все сказанное может быть использовано против него. В том числе руководитель уже ознакомлен с легендой о кандидате.
Обычно, чтобы договориться о встрече самого главного оценщика с финальным кандидатом, руководителю его «продают» как опытного, успешного, амбициозного и, самое важное, подходящего. Картинка уже есть, и руководитель хочет ее подтвердить или опровергнуть. А поскольку, методиками собеседования владеют не все топы, эйчару приходится быть готовым как к позитивной беседе и разговору о погоде, так и к нападкам на свой профессионализм.
Важно понимать, как вас презентовали боссу его подчиненные или агентство, и выстроить стратегию общения. Также важно узнать, как мыслит ваш будущий руководитель. Сейчас достаточно ресурсов для того, чтобы это сделать. Поищите статьи, комментарии, личные странички в соцсетях, выступления на конференциях вашего оценщика. В крайнем случае узнайте мнение его подчиненных и партнеров. Получив достаточно информации, вы будете вооружены.
2. Впечатление первой минуты
Это важный критерий, на который руководители высшего звена обращают внимание в первую очередь. У кого-то пунктик насчет дресс-кода, у кого-то – маникюра или цвета волос. Себя мы не изменим, и соответствовать всем требованиям, если они нам чужды, нет смысла. Берем во внимание самые адекватные замечания на этот счет. Вы же знаете, что первое впечатление формируется за 7 секунд встречи. Важно соответствовать требованиям компании и понимать культурные особенности. В моей практике встречался руководитель, который не любил определенные цвета в одежде. А один из собственников компании не воспринимал кандидатов на собеседовании в официальных костюмах, хотя в офисе был внедрен дресс-код.
Можно подумать, что на этом не стоит акцентировать внимание, но снова вспоминаем про первые секунды. Лучше переступить порог и начать разговор в приятной атмосфере, не вызывая негативных эмоций своим внешним видом. Можно заранее узнать, внедрена ли политика официального дресс-кода, посмотреть по сторонам, как одеты руководители и сотрудники. Скорее всего вас проинструктируют: прислушайтесь. Но если уж случилось так, что вы выглядите иначе, чем все представители офиса, не волнуйтесь. Уверенность и позитив помогут настроить разговор на нужный лад.
Читайте ще: Собеседование эйчара с эйчаром: 5 эпик фейлов
3. Проверка общих ценностей
У каждой компании есть ценности и обычно они формируются или поддерживаются управленцами. В этой части собеседования важно выяснить, какая стратегия у организации, как построены бизнес-процессы, какими принципами руководствуется управленец. Проверять на общность интересов должен и эйчар, и руководитель. Не бойтесь задавать вопросы. Например, можете спросить, как руководитель принимает решения: самостоятельно или приобщает к этому экспертов. Задав этот вопрос, вы сможете выяснить степень авторитарности-демократичности организации. Или же уточните, заботится ли руководитель о личных проблемах сотрудников. Узнав ответ, можно понять, насколько в компании ценится поддержка. Таких вопросов может быть много, и конечно, их лучше вплетать в контекст разговора. Это может стать самым важным для будущего сотрудничества.
Руководитель может проверять эйчара, задавая провокационные вопросы. Например, в моей практике был руководитель, который сказал кандидату на должность HRD, что образование в сфере управления персоналом это «филькина грамота», и вообще такой профессии нет. Конечно, можно оскорбиться, услышав эти слова. А можно высказать свою точку зрения и подтвердить ее аргументами из практики. Основное, что необходимо делать – отвечать откровенно. Вы сэкономите время интервьюера и свое личное. Увидев реакцию руководителя на ваши ответы, вы поймете, находитесь ли на одной волне.
4. Помощь зала
Однажды я проходила собеседование с собственником и его доверенным лицом. Им оказался психолог. Специалист своего дела записывал за мной каждое слово и с удивлением расспрашивал о счастье и отношении к миру. Собственник компании очень сосредоточенно наблюдал за разговором. Я не была настроена на беседу с посторонним человеком в формате сеанса, поэтому собеседование получилось не о профессиональном, а больше о личном. Это немного расстроило. В итоге сотрудничество не случилось, но вывод о такого рода собеседованиях остался однозначным: всегда идти до конца, чтобы принять решение, основываясь на фактах, а не впечатлениях и эмоциях.
Еще один случай из практики эйчара – финальное собеседование с советником по ведению бизнеса. Руководитель не мог принять решение самостоятельно, поэтому попросил пообщаться с личным советником. Собеседование на удивление прошло очень структурированно и позитивно. Не всегда третьи лица могут испортить впечатление о финальном собеседовании. Конечно, можно отказаться от такого рода общения. Но это мы успеем всегда, а шанс познакомиться с руководителем, проявить себя и оценить перспективы всего один. Используйте все возможности.
5. Выявление потребностей
Самый важный момент – понять, какие задачи в компании есть сейчас и с какими проблемами мог столкнуться руководитель в сфере управления персоналом. Задавайте уточняющие вопросы и интересуйтесь положением дел. Руководители всегда с охотой рассказывают о победах в управлении персоналом и не всегда говорят правду о сложностях. Поинтересуйтесь, какие вызовы могут ожидать вас на этой должности. Какие вопросы руководитель хотел бы решить в первые полгода вашей работы. Так вы узнаете проблемы поглобальнее. Если вы поймете это из рассказа руководителя, можно считать собеседование успешным.
Каждый руководитель хочет, чтобы его задачи мог понять и решить наемный сотрудник. Если в разговоре у вас возникнут примеры из практики или решения, необходимо кратко об этом сказать. При этом важно говорить на языке цифр и аргументов. Например, руководитель говорит о том, что на производстве резко сократилось число рабочих и есть вариант нанимать персонал у аутсорсинговой компании. А у вас была такая ситуация и вы знаете, что уходили сотрудники из-за низких зарплат. Вы посчитали такой-то процент экономии на налогах и она оказалась несущественной, а доплаты за проживание и транспортировку людей увеличили на такой-то процент ваши затраты. Вы аргументировали повышение зарплат, и ваши рабочие вернулись. Нужно постараться не говорить о том, как ваш опыт может быть применим на новом месте работы. Скорее здесь понадобится краткое резюме вашего опыта, подходящие под определенные запросы собеседника.
Читайте ще: Развитие эмоциональной грамотности HR-а: 4 важных шага
6. Перевод на понятный язык
А иногда, наоборот, важно говорить проще, чем учат книги по менеджменту. Один из эйчаров, который проходил финальное собеседование с собственником компании, сказал, что добровольное медицинское страхование важно для того, чтобы люди чувствовали себя защищенными в тяжелое время. И это сработало. Не пришлось доказывать, что это экономически целесообразно и повышает лояльность персонала, например. Такая формулировка была понятна руководителю и эйчар понял, что можно ее применить. Подмечайте слова и формулировки руководителя и используйте такие же конструкции.
7. Закрепить договоренности
Завершая встречу, важно договориться о том, как и когда вы получите обратную связь. В данном случае вы решите сразу две задачи. Во-первых, поймете, как ваш потенциальный руководитель принимает решения и реализовывает их. Во-вторых, вы не будете томиться в мучительном ожидании. Не считайте зазорным спрашивать у руководителя, когда с вами свяжутся. Помните, что в будущем вам придется не раз уточнять у руководителя его мнение. В любом случае, договаривайтесь сами – будьте активны.
Всех руководителей объединяет желание найти универсального эйчара. К счастью, таких не бывает, и каждой конкретной компании подойдет только уникальный эксперт. Главное не терять свою индивидуальность в процессе прохождения собеседования и не подстраиваться под собеседника.
Также их объединяет желание видеть сильных духом кандидатов. Просто представьте, что перед вами не топ-менеджер, а знакомый человек, которому вы можете рассказать о своей экспертизе. Будьте уверены и полны уважения к себе. Тогда и вас будут воспринимать соответствующе.
Самое главное оружие в процессе «кастинга» – это ваш опыт и ваш настрой. Знакомьтесь с новыми людьми в ожидании хорошего. Улыбайтесь и задавайте вопросы. Работу выбираете вы.
Ирина Муродшоева, HR-эксперт, карьерный консультант
Читайте більше за тегами: