Управління персоналом robota.ua перша онлайн-платформа з пошуку роботи
Даже самая феноменальная система по управлению персоналом эффективна только на конкретном промежутке времени. После которого она требует пересмотра и изменений. Потому что рынок и компании меняются очень быстро, а за ними – и HR-система, как живой организм, должна трансформироваться и расти. Как понять, на каком этапе находится ваша организация, чтобы двигаться дальше в нужном вам направлении? Разобраться в этой стратегически важной теме нам помогут эксперты: Екатерина Заславская, директор киевского офиса юридической компании ILF, и Михаил Довгопол, консультант по организационному развитию.
Итак, чтобы оценить свою систему на зрелость и наличие в ней необходимых элементов, используйте предложенный ниже удобный чек-лист, отмечая, многим ли пунктам соответствует ваша компания.
1. Стратегия планирования персонала (сколько и какие люди необходимы)
- Среди стратегических приоритетов компании есть те, которые касаются персонала.
- Ответственный за работу с персоналом человек входит в стратегическую команду компании.
- Планирование количественного и качественного состава компании происходит на 1-2 года вперед в соответствии со стратегией.
2. Рекрутинг
- В компании есть актуальная модель компетенций.
- В компании есть актуальное ценностное предложение работодателя (EVP).
- Компания последовательно формирует свой бренд как работодателя.
- В компании есть сотрудник/подразделение, ответственные за рекрутинг.
- При рекрутинге используются оценочные листы, задания и другие инструменты для отбора кандидатов.
3. Адаптация
- В компании четко прописаны функционал и ожидания от каждой должности, на основании чего формируется профиль должности и описание вакансии.
- В компании внедрена процедура введения новичков в должность.
- Новые сотрудники регулярно и системно получают обратную связь относительно своей работы.
- Есть брошюра для новичков с информацией про компанию и ответами на часто задаваемые вопросы.
- В компании есть программа наставничества.
Читайте ще:
6 (не)очевидных лайфхаков в управлении персоналом
4. Оценка
- У каждого сотрудника есть индивидуальные показатели результатов работы, которые связаны со стратегическими приоритетами компании.
- В компании проходит регулярная оценка команды, минимум 1 раз в год.
- Руководители проводят собеседования с сотрудниками по результатам оценки.
5. Мотивация
- Система мотивации привязана к стратегическим приоритетам и задачам организации.
- Система мотивации регулярно пересматривается на соответствие стратегии.
- В компании прописана прозрачная система начисления заработной платы и бонусов в соответствии с должностью и вкладом сотрудника в показатели компании.
6. Обучение и развитие
- У каждого сотрудника есть план профессионального развития минимум на полгода
- Работа с планами развития является частью процедуры оценки.
- В компании есть корпоративный университет или другие программы внутреннего развития.
- В компании есть ответственные за мониторинг планов развития и достижение сотрудником поставленных целей развития.
7. Управление карьерой
- В организации есть четко прописанный «карьерный путь» (дерево возможного движения сотрудников по карьерной лестнице внутри компании).
- Карьерное консультирование является частью системной работы с персоналом в рамках наставничества/работы по планам профессионального развития.
- В организации есть карьерный коуч, ответственный за помощь в постановке карьерных целей сотрудника.
8. Управление корпоративной культурой
- Миссия и ценности внедрены в программы адаптации, обучения и развития.
- В компании регулярно проводятся опросы удовлетворенности персонала.
- В компании есть прозрачная система внутренних коммуникаций для быстрого обмена информацией – например, плановые встречи команд, корпоративный чат, регулярные встречи с топами для прояснения стратегии.
9. Легализация процессов в системе
- В компании заключен «нешаблонный» коллективный договор, который отражает реально существующую систему работы с персоналом, систему оплаты труда и мотивации.
- В компании утверждены правила внутреннего трудового распорядка, отражающие реальные внутренние процессы управления персоналом.
- На основе реальных процессов разработаны должностные инструкции для каждого сотрудника.
- При приеме на работу заключается письменный трудовой договор, который фиксирует все существенные договоренности с работником.
- При приеме на работу нового сотрудника ему предоставляют для ознакомления коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, информацию об условиях труда на рабочем месте.
- Система оценки персонала отражена в локальном акте, регулирующем вопросы оценки сотрудников, а в коллективном договоре установлен перечень оцениваемых сотрудников и периодичность ее проведения.
- В компании разработана и внедрена система обработки персональных данных сотрудников.
- Мероприятия по развитию, обучению, повышению квалификации персонала оформляются письменными договорами, в которых устанавливаются KPI, фиксируются права и обязанности сторон, связанные с их достижением.
- Увольнение персонала, как правило, планируется и проводится по процедурам, описанным в локальном положении либо в правилах внутреннего трудового распорядка.
Читайте ще:
Как разработать HR-стратегию: алгоритм и рекомендации марчара
Описание уровней зрелости HR-системы
Начальный. Сотрудники действуют исходя из собственного представления о целях работы. Бизнес-процессы в организации плохо прописаны или не прописаны вовсе, внутренняя документация отсутствует. Часто бизнес-знания не отделены от сотрудников, из-за чего с уходом людей они теряются. Деятельности компании для персонала непрозрачна.
Осознание. Появляются внутренние стандарты, которые описывают работу компании с персоналом. Сотрудники пользуются не только собственными суждениями о целях своей работы, а используют корпоративные критерии для оценки ситуации и принятия решений. Возникает повторяемость: выполнение новых задач основывается на опыте выполнения прошлых задач.
Управляемость. В организации прописаны и стандартизированы основные процессы в управлении персоналом. HRM отделена в самостоятельную функцию, за которую отвечает конкретный человек или департамент. Системы рекрутинга, адаптации, оценки и развития основаны на философии и целях компании. Людям понятны их задачи и ожидания от работы. В организации сформулирован «свод правил», которым следуют все сотрудники.
Измеряемость. В компании внедрены KPI для количественной оценки работы каждого сотрудника. Бизнес-процессы стандартизированы и оцифрованы. Сотрудники знают, каких показателей необходимо достичь, чтобы перейти на новую должность или получить повышение в зарплате. Карьерный путь прозрачен. Системы замера показателей и оценки команды – регулярны, имеют четкие правила и методику. Работа каждого сотрудника направлена на достижения стратегических целей компании. Цели компании прозрачны и понятны команде.
Совершенствование. На основе постоянного мониторинга и анализа в организации проводят корректировку всех бизнес-процессов и инструментов. Все изменения отражаются во внутренних документах и своевременно проясняются команде. Процесс аудита и корректировки носит постоянный, системный характер. Один из главных фокусов компании – «уровень счастья» сотрудников. С этой целью внедряют программы развития, корпоративный университет, работу с карьерным коучем, мероприятия по тимбилдингу, возможности для отдыха и творчества.
Такой алгоритм поможет вам проследить, какой путь в управлении персоналом вы уже прошли, какие вызовы еще предстоят. И какие очевидные и не очень действия вам стоит предпринять уже сейчас.
Читайте більше за тегами:
развитие организации оценка HR-системы зрелость организации