Про Budni
Наші продукти
«Изменения не только возможны, они – неизбежны» – это одна из основ коучинга. Действительно, изменения происходят постоянно и отличаются лишь масштабами. Меняется все вокруг и, наверное, мир еще никогда не менялся так быстро, как сейчас. Нам очень повезло жить в столь интересное время и иметь столько возможностей!
Мы не можем зафиксировать себя и свою команду/компанию на каком-то уровне. Как только мы перестаем развиваться и меняться, мы просто «выпадаем» из рынка и сферы. Если вы ждете момента, когда наладите все процессы и все будет тихо, спокойно, стабильно и по плану – скорее всего, вы ошибаетесь.
Вспомните период, когда не было интернета. Компании работали и продавали свои продукты и услуги, но в какой-то момент каждая компания сделала выбор – меняться и искать новые подходы или не меняться и остаться позади. Так и произошло! Мы действительно не можем игнорировать факт диджитализации.
Также мы не можем игнорировать факт изменения людей – молодые ребята, которые сейчас начинают строить карьеру и открывают свои компании, отличаются от старших поколений. Отличаются во всем – от выбора компании/вакансии до life&work баланса.
Важно то, как мы сами относимся к изменениям
От этого зависят наши мысли, действия и результаты. Кто-то воспринимает их как игру, новые задачи, возможность стать лучше, гибче, усовершенствовать процессы. Кто-то может не любить новое и неизведанное, видеть в этом опасность и риски, испытывать желание стабилизировать все, что уже работает, и не вносить кардинальных изменений в работу организации. Кто-то может относиться к этому по-другому. И это нормально.
К примеру, мы можем настороженно относиться к новым блюдам. Наверняка у вас была ситуация, когда вы по одному виду принимали решение, что не будете это есть. Даже не зная его вкус. Но мозг уже на страже стабильности и всячески нас защищает от рисков. Он заботится о нашей жизни и сразу выдает 100 ответов на вопрос «Почему мне не стоит это пробовать?»
Или другой пример. Замечали ли вы, что мы все склонны к выбору одной и той же дороги/маршрута? Ноги как будто сами идут в необходимое место. Мы даже не успеваем задуматься над этим! Потому что там безопасно и проверено. Не надо «напрягаться» и что-то менять. Согласитесь, это действительно очень удобно и это бережет нашу энергию.
А теперь представьте такую ситуацию: вы едете/идете утром в офис по дороге, которую знаете замечательно. И вдруг поворачиваете за угол и видите огромную яму прямо на своем пути. Вы не можете ее объехать/обойти. Вам необходимо возвращаться назад, объезжать/обходить несколько кварталов. Прокладывать маршрут на Google Maps. Вы все это делаете и понимаете, что уже не успеваете на запланированную встречу в 9:00. Звоните коллегам, переносите встречу. Думаете: как же теперь все успеть? И обнаруживаете другой маршрут, и оказываетесь в офисе раньше, чем планировали. Этот маршрут был здесь всегда. Но вы бы никогда его не заметили, если бы не та яма.
Возможен и другой сценарий: когда вам пришлось бы потратить лишних 20 минут и все-таки задержаться. А возможен и третий вариант, в котором вы смогли бы найти более удобную парковку. И другие варианты. Так всегда!
В работе тоже всегда есть другие варианты для развития вашей команды/компании. И их всегда несколько. А узнать о них вы можете только тогда, когда меняете привычные сценарии, подход, процессы, функциональные обязанности и другие устоявшиеся вещи в организации.
Вернемся к нашему примеру с ямой. Какой будет ваша первая мысль? Какую эмоцию вы испытываете в этот момент? Что-то вроде «О, нет! Что мне теперь делать? Как я должен все успеть? Почему это произошло именно здесь и именно сегодня?» Так мы реагируем на изменения. Все идет не по нашему плану и мы этим не довольны. Нам нужно приложить усилия, предпринять новые действия, думать по-другому, действовать по-новому. Это все «неудобно» для нас.
А точнее, неудобно для нашего мозга. Мозг обеспечивает нашу стабильность, безопасность, надежность и заботится о том, чтобы сегодня было так, как вчера. Чтобы не было рисков. И это прекрасно – благодаря этой функции мы живы.
Пример с ямой на дороге – это метафора. И представьте, что каждый сотрудник в вашей команде/компании видит яму, когда необходимо что-то менять.
Читайте ще: Не те люди, или Ошибка, которая губит компании
Да, мы все понимаем, что в перспективе что-то поменяется к лучшему, что это естественный процесс оптимизации и развития. Но есть одно «но», и это – наша первая реакция. Это чувство, что надо что-то делать по-другому. А зачем? Для чего? До этого же и так работало? Не сложно ли это будет для нас? Эти мысли и чувства переживает каждый. Кто-то задает себе один вопрос: «Для чего мне это?» и находит ответ, начинает действовать, менять, улучшать, развивать себя и свои навыки. Кто-то «зависает» и задает себе 53 вопроса…
Если вы собственник, руководитель департамента или HR, бизнес-тренер, коуч – вы можете влиять на изменения работы команды. Вам повезло, так как вы действительно можете быть агентами изменений в организации. У вас есть ресурсы, чтобы помогать людям быстрее переходить к конструктивным вопросам, мыслям, действиям и решениям.
Триггеры для изменений в команде/компании
Это могут быть разные события извне или внутри.
Читайте ще: Работать, не сгорая: как вовремя выявить эмоциональное выгорание
Как управлять изменениями в команде, чтобы они происходили максимально легко и быстро?
Все происходящее извне и внутри организации. Глобальные изменения в мире, которые отражаются на всех компаниях в каждой сфере. К примеру, появление интернета в корне изменило ведение бизнеса и создало огромное количество новых позиций в компаниях.
Анализировать тенденции, работу крупных компаний – мировых лидеров, изменения на рынке труда, поведение молодых сотрудников и их подходы к работе – все это помогает быстро и (главное!) вовремя реагировать на изменения. Ваши ключевые сотрудники в разных направлениях отлично разбираются во всем, что происходит в их сфере. К примеру, финансист в финансах, юрист в законодательстве, HR в тенденциях на рынке труда, IT-специалист в трендах и новинках IT-индустрии и так далее. Эти люди знают больше, чем кто-либо другой в вашей команде/компании. Говорите с ними об этом. Узнавайте их мнение. Интересуйтесь, что бы они делали/меняли/оптимизировали сейчас.
На основе полученной информации на этапе анализа. План действий на выбранный период времени – ключ к достижению поставленных целей. Цель – это уже хорошо! У каждого сотрудника должна быть цель – краткосрочная и долгосрочная. Обеспечьте это, и увидите другой уровень вовлеченности и энергии в команде.
Эти цели должны соотноситься с глобальным планом развития компании. План необходим для того, чтобы разделить путь к цели на конкретные шаги (действия). Делайте это с сотрудниками регулярно – ставьте цели хотя бы на 3-6 месяцев, в зависимости от продукта, сферы. Наилучшие способы постановки целей для команды – это индивидуальный разговор в формате персонального коучинга, тренинг для всей команды с практическими заданиями, стратегические сессии по составлению глобального видения и плана.
Все, что вы внедряете. Все, что вы создаете, все изменения, улучшения, нововведения – все надо продавать своей команде. Подход «Делаем так, потому что я так сказал!» перестает быть актуальным. Продажа планов и нововведений – это искусство. Это презентация и отработка возможных возражений.
К примеру компания Apple регулярно проводит презентации своих новых продуктов для потребителей. Это продажа – они рассказывают о новом! Об улучшенном! О том, что теперь будет по-другому. Они создают потребность в новом гаджете, хотя старая модель отлично работает и совершенно не нуждается в замене. Но! Они «закрывают» все возражения и очень многие хотят сделать покупку. Они объясняют, чем эта модель лучше и какие опции станут доступными. Это отличная модель, которую применять в своей команде/компании. Почему бы не продать свою идею изменений и не объяснить, что это даст, как повлияет на конечный результат/продукт, какие процессы станут легче?
Никто не будет что-либо менять (а тем более значимое!), если об этом не напоминать. Это называется адаптацией изменений. После продажи не стоит пускать все на самотек: «Мы об этом поговорили, и теперь оно само будет работать». Не будет! Нужна программа адаптации с персональными митингами руководителей и линейных сотрудников, нужна четкая стратегия по изменениям – только так это становится контролируемым и предсказуемым.
К примеру, привычка. Все мы знаем, что новая привычка формируется минимум 21 день. Минимум! Даже самая мелкая. Так, многие из нас стремятся увеличить количество выпиваемой в день воды. Чтобы развить привычку регулярно выпивать стакан воды, а не чай/кофе, мы можем установить приложение с напоминаниями. Формирование привычки становится значительно проще, и вероятность, что мы забудем об этом, снижается. Даже если мы пропустим несколько приемов воды, напоминания будут приходить и дальше по установленному графику. И мы вернемся к нему. Создайте свою программу изменений в команде/компании по примеру этого приложения – создайте систему напоминаний для сотрудников, и новые «рабочие привычки» быстрее станут реальностью.
То, что необходимо на практике. Мы все знаем, что теория и практика – это разные вещи. То, что мы пишем на бумаге, и то, что получается в реальной жизни, может отличаться. Стоит это учитывать и регулярно запрашивать обратную связь от сотрудников, чья работа изменилась. Стоит интересоваться, что улучшилось, какие появляются сложности, какие есть решения, что еще можно улучшить. Линейные сотрудники очень много знают о том, чего может не знать управленец. И для решения каких-то локальных вопросов стоит привлекать именно тех, кто работает «в полях».
Можно написать подробные должностные инструкции, положения, описать бизнес-процессы и все это будет выглядеть очень достойно и привлекательно. Но есть реальное положение вещей… И куда важнее сделать все это действительно работающим, внести изменения там, где необходимо. К примеру, мы можем прочесть инструкцию о том, как правильно водить машину, но на практике мы все равно столкнемся с чем-то новым. Мы можем пересмотреть все видео на YouTube о том, как правильно кататься на лыжах. Но все равно упадем. И не один раз. И только потом действительно получим удовольствие от катания!
Без перерыва. Процесс изменений не может останавливаться. Нам следует уделять время каждому этапу, продолжать анализировать, планировать, продавать, адаптировать, корректировать.
Метафорой к этому процессу может быть наше тело, которое постоянно нуждается в заботе и уходе. Мы же не можем один раз привести себя в идеальную форму и больше не заниматься спортом! Наше тело быстро изменится и перестанет быть таким, как нам хочется. Это непрерывный процесс работы над собой. Так и в команде/компании.
Важно относиться к изменениям как к приключению! Все, что происходит в мире, происходит для нас, нашего развития и движения. Меняйтесь с удовольствием, драйвом и интересом!
Катерина Вольская, основатель HR компании UniSkill
Читайте більше за тегами: