Про Budni
Наші продукти
Ко мне часто обращаются технические директора IT-компаний с просьбой изменить поведение сотрудников: чтобы те сообщали об ошибках и сложностях на этапе, когда еще можно все исправить, а не после провала задачи, могли грамотно вести переговоры с заказчиком, умели настоять на своем варианте решения проблемы и многое другое. За все это отвечает один вид навыков человека – soft skills.
Для успешной карьеры недостаточно стабильно хорошего кода. Рабочий процесс обычно требует умений отстоять свою позицию перед тимлидом и заказчиком, объяснить им нюансы выбранного решения и доказать, что именно оно поможет достичь лучшего результата. Специфика профессии требует и других умений – например, избежать эмоционального выгорания.
Я писала эту статью, одновременно решая три кейса, которыми хочу поделиться.
Во всех этих случаях грамотная работа главных героев с собственными эмоциями помогла им принять правильное решение и продолжить свой путь и свое развитие так, как им хотелось.
Кейс первый: выход из тупика
Разработчик столкнулся со сложной задачей. Из-за высокой загрузки он перенес ее в следующий спринт, и за это время ему удалось частично решить задачу. Но за день до конца спринта он увидел, что с ней связана серьезная техническая проблема.
Разработчик видел ее решение, но сроки поджимали, и у него ничего не получалось. Он сильно нервничал, срывался на других сотрудниках, жене и детях, но рабочий процесс не двигался.
Сильные эмоции блокируют работу рациональной части мышления и не дают найти нужное решение. Поработав с эмоциональным интеллектом и сняв блок, разработчик смог увидеть сразу несколько вариантов решения проблемы. В итоге он разбил задачу на две части, одну закончил сразу, а другую – до первого релиза. Впервые за полгода у разработчика перед демо не было горячки, и он спокойно обсуждал с коллегами следующий спринт.
Чему нас учит этот кейс? Иногда большая часть рабочего времени программиста уходит не на написание кода, а на поиск и формулировку решения задачи. Я работаю с этими специалистами более пяти лет, и многие из них рассказывают, что самое «черное» время – когда наступает тупик в поисках решения. Некоторые из них теряют сон и мучаются из-за этого. Другие воспринимают паузу как свою ошибку и думают: «Со мной что-то не так».
В творческих муках радости мало, и этот период можно сделать короче, ведь много сил уходит на переживание своей несостоятельности. Работа с эмоциональным интеллектом сокращает время на поиски решения, ведь эмоции из-за собственного несовершенства перекрывают доступ к рациональному, аналитическому, логическому мышлению, и человек не может оценить, как и что писать. Прокачанные soft skills не дают этому произойти.
Читайте ще: Кто есть кто: 14 HR-профессий в IT-сфере
Кейс второй: уход от эмоционального выгорания
Однажды ко мне обратилась девушка-архитектор, которая оставила крупную компанию. Она призналась, что мечтала о крупном проекте, в котором сможет самостоятельно «рулить». Вместо этого ей приходилось работать с другими, менее интересными задачами. Постепенно она потеряла интерес к работе, начала относиться к делу формально и не смогла закрыть KPI. В какой-то момент разработчик поняла, что хочет уйти.
Такая ситуация типична: сотрудник загоняет себя в угол и быстро выгорает – слишком много терпел. Если что-то нарушает наши границы, у нас всегда возникают эмоции. И когда количество подавленных эмоций превышает некий предел, возникает «взрыв». Дальше – либо вовремя подвернувшееся предложение рекрутера, либо несколько подряд остановок и нерешенных проблем в работе, либо просто уход.
Хочет этого человек или нет, эмоции генерируются всегда. Если их игнорировать, реализовать свои профессиональные мечты не удастся. Для получения проекта, в котором ты будешь «рулить», придется браться за штурвал и убеждать начальника дать подходящий проект. А для этого нужен высокий уровень эмоционального интеллекта.
В итоге девушка-архитектор решила оставить компанию. Как показало время, этот шаг оказался правильным: у нее было достаточно внутренних ресурсов, чтобы получить позицию синьора в новом интересном ей проекте.
Читайте ще: Тонкости эпистолярного хантинга: как разговорить программиста
Кейс третий: когда заказчик не хочет слышать
Мидл из крупной киевской компании не принимал участия в первых двух митингах с заказчиком. На сами встречи он приходил, но отмалчивался на них – думал, что нет смысла напрягаться, проектный менеджер и так все скажет. На третьем митинге он решил обсудить важную деталь заказа, которую было невозможно реализовать. Его никто не хотел слушать.
Почему так произошло? Разработчики потрясающе умны, но не всегда производят соответствующее впечатление. На самом деле они гораздо более тонко чувствуют правильность коммуникации и гораздо быстрее улавливают ее нюансы, чем думает руководство. Проблема лежит в области эмоционального интеллекта.
Если сотрудник в первый раз не проявил себя в глазах руководства, ему придется снова и снова отстаивать свою точку зрения и доказывать ее. Разработчики, промолчавшие в момент, когда этого нельзя было делать, потом будут удивляться, почему менеджер «пилит» поставленные ими сроки и цены.
Поработав над повышением EQ, мидл научился вызывать у заказчика уважение к себе и своей позиции. Секрет кажется простым, хоть за ним и стоят годы практической работы. На первом же митинге нужно заговорить с заказчиком, вызвав при этом у него эмоциональную реакцию. Это может быть что угодно, неожиданный комментарий о погоде, удачная шутка, приподнятая в нужный момент бровь или: «Приятно познакомиться. Сегодня я не буду задавать вопросы, а буду только внимательно слушать, чтобы придумать, как технически реализовать ваши пожелания по проекту и сделать это так, чтобы вам понравилось».
Работая над повышением EQ, мидл избавился от проблем с уважением заказчика и тот начал прислушиваться к мнению разработчика. Кроме того, он научился моделировать у своих собеседников те эмоции, которые ему хотелось бы вызвать.
Читайте ще: Профессиональное выгорание HR-менеджера: как распознать и предупредить
Как повысить эмоциональный интеллект
Вот три первых шага, с которых можно начать повышать эмоциональный интеллект.
1. Признайте, что эмоции есть даже в бизнесе, и прятаться от них – непродуктивно.
Эмоции – это реакция живого организма на происходящее. Они всегда проявляются у человека, во всех сферах его деятельности. Если этого не признавать, если подавлять и игнорировать их, эмоции будут незаметно для нас менять наше поведение. Например, человек может против воли отвечать резко тогда, когда хочет ответить мягко.
2. Учитесь работать с эмоциями. Начните с ежедневной фиксации пяти ваших эмоций и постарайтесь понять, что их вызвало.
Это второй шаг после признания эмоций, он дает лучший контроль над тем, что до сих пор было подавленным. Такие упражнения дают возможность владеть любой ситуацией. Со временем вы заметите, как начнете находить слова, более подходящие конкретным людям в конкретный момент времени. Станете более точным, гибким, повысите скорость реакций и мышления.
3. Учитесь распознавать эмоции других людей одновременно со своими эмоциями.
Одновременно с фиксированием своих эмоций нужно тренировать навык отслеживания эмоций других людей. Предполагать, что чувствуют другие, можно по их невербальным знакам – телодвижениям, мимике, выражению лица, голосу. Тот, кто научится одновременно справляться с обеими задачами, сможет добиваться своих целей за меньшее количество попыток. Кроме того, он повысит понимание другими людьми того, что он хочет до них донести.
Помните, что эмоциональный интеллект можно «оцифровать», им можно управлять и нужно применять на практике. Если ежедневно тренироваться и следить за собственными эмоциями и эмоциями собеседников, то все получится.
Валерия Козлова, основатель CORPORATE-EQ, автор технологии Open up techniques для применения EQ в бизнесе, соавтор программы подготовки менторов и преподаватель KЕMBA, MsTM, MAHROD направлений в LvBS
Читайте більше за тегами: