Что сегодня может предложить рынок digital для компаний, которые видят преимущества интегрированного HR, объединяющего технологии и людей, – мнение специалистов Isobar Ukraine Яны Горбачевой и Виталия Кулько.

AI и чат-боты

Дивный мир цифрового HR наступил, но не для всех, конечно. Западный HR-Tech поражает масштабами и экспериментами с AI. У нас же все намного проще, но не менее интересно: с одной стороны, в цене рекрутеры со своими базами, а с другой – мы поддерживаем общие стремления к автоматизации. Так что прогнозы по типу «скоро и у нас так будет» делать можно, правда, с отставанием чуть больше, чем пять лет.

Глобально спрос на современные платформы для HR огромен – многие компании в долгосрочных стратегиях развития сделали ставку на цифровую трансформацию, определив HR как одно из главных направлений, которое будет осуществлять эти преобразования. Поэтому тема не хайповая, а трендовая. Актуально для всех тех, кто хочет видеть свой бизнес устойчивым и эффективным. Это подкрепляется статистикой от CB Insights  –  в 2016 году было зарегистрировано более 400 инвестиционных сделок в HR-Tech. И да, стоит ждать от стартапов новинок, которые могут перевернуть привычное понимание рекрутинга. В их числе – перспективный блокчейн, хоть звучит непривычно и скорее как антиутопия.

Из привычного, но улучшенного при помощи AI, можно отметить использование этой технологии в поиске и модерации резюме, автоматизации организации встреч с кандидатами и прочей рутинной работы. VR применим в обучении, что особенно актуально для производственных компаний с дорогостоящим оборудованием, так как позволяет отрабатывать типовые навыки работы сотрудников без риска ущерба для техники. Технологии позволяют посчитать стоимость привлеченного кандидата/сотрудника, сократить временные затраты на внутреннее обучение и обслуживание платформы, как минимум.

Мы как диджитальщики и техноадепты рекомендуем в первую очередь обратить внимание на чат-ботов, так как покупка серьезных платформ может выглядеть не слишком радужно с точки зрения быстрого возврата инвестиций.

Например, чат-бот rabota.ua помогает кандидатам в поиске доступных вакансий, присылает рассылки по выбранной категории ежедневно. Чат-бот «Деталька» от «Делойт» знает всю историю компании, а также собирает данные о кандидатах в удобном для обработки формате, что со временем может полностью заменить ручной анализ резюме рекрутинговой командой. В чат-ботах возможностей очень много. Их уникальность в том, что с приобретением знаний они могут учиться и становиться «умнее».

Неодушевленное общение может стать преимуществом при выборе потенциального работодателя для современного психотипа соискателя. Согласно исследованиям openmarket, 75% миллениалов готовы полностью отказаться от звонков ради сообщений, а 63% считают сообщения менее раздражающими, чем звонки. Чат-бот зачастую может звучать выигрышнее живого человека, который аккуратными вопросами, интересными предложениями или корректной напоминающей рассылкой располагают человека к компании.

Для тех, кто понимает преимущества Робота Веры, WorkMarket будет интересно ознакомиться со специализированным исследованием от Deloitte «HR Technology Disruptions», которое вполне может помочь с определением главных статей расхода в новой цифровой стратегии HR, чем просто тестовый запуск чат-бота.

Соцсети и сообщества

В цене рекрутеры, которые при помощи прокачанных диджитал-навыков могут расширять свои базы. Хороший навык серфинга в LinkedIn, Facebook и профильных сообществах пока лидирует в инструментарии. Соцсети и мессенджеры дают возможность не только изучить профиль кандидата со всем его социальным капиталом, но и проводить онлайн-собеседования, групповые видео-чаты, не привязываясь к месту и времени.

Сообщества набирают обороты. Желание собственного пространства, нишевость объединяет людей самых разных профессий, уровня квалификации, навыков и опыта. Но это сообщества с широкими критериями для рекрутингового поиска, то есть вряд ли девелопер будет сидеть в инстаграм-паблике по дизайну тортов. Конверсия в лиды из опубликованных объявлений не достаточна высока, нужно быть к этому готовым.

Возрастной диапазон сообществ растет. Диджитал-данность наступила и за поколениями Z и Y пришли их родители. Интернет-пользователи «за 50» в различных сообществах по поиску работы уже смело публикуют запросы и получают приглашения на собеседование.

Стоит отметить, что на Западе популярны сообщества, в которых делятся мнением и рейтингами компаний-работодателей. У нас же этот тренд не получил широкого распространения, но все может измениться, когда конкуренция за сотрудников и «работу мечты» усилится.

Геймификация

Google выдает примерно 77 100 (0,36 сек.) по запросу «геймификация». Это определенно полезная практика, для HR в том числе, на фоне общей популярности подхода. Главное – поставить конкретные цели для игровых механик, определить эффективность.

Наиболее популярные процессы, в которых полезна геймификация, связаны с обучением, отбором кандидатов, мотивацией, тимбилдингами и организацией здорового рабочего пространства. Как результат – сложные задачи превращаются в увлекательные квесты, понижается уровень стресса в офисе, растет здоровый азарт в достижении результатов. Внедрение и быстрое подключение сотрудников к таким инициативам возможно благодаря широкому распространению смартфонов, диджитальных платформ для общения и обменом информацией, различного рода гаджетов.

Один из наиболее примечательных кейсов – это повышение эффективности сотрудников в компании Haagen-Dazs при помощи внутреннего корпоративного приложения HDScoops. Благодаря приложению показатели обслуживания клиентов выросли на 10%.

Работа по повышению уровня владения технологиями, налаживание бизнес-процессов интеграции HR и IT департаментов стоят того, чтобы занять лидирующие позиции в эпоху цифровых трансформаций бизнесов и тренда Employer Brand.