Представители поколений Y и Z составят 70% всей рабочей силы в ближайшие 10 лет, независимо от профиля компании. Небольшая разница между этими поколениями не дает повода разрабатывать для них единую HR-стратегию. Их разделяет всего десяток лет и совершенно разное восприятие мира, кардинально иное отношение к поиску своего предназначения и противоположные взгляды на личностную реализацию.

Алина Баженова,
стратегический маркетолог,

автор тренд-бука о работе будущего «FUTURE» и философии Sex & Marketing

Психологи уверяют, что миллениалы – это последнее поколение, которое работает по принципам субординации, выполнения сроков и понимания корпоративной ответственности. Поколению Z, которое начнет трудоустраиваться в ближайшие годы, будет совершенно не знакомы классические принципы менеджмента и корпоративной этики. На представителей Y можно уверенно рассчитывать в плане кропотливости, терпения и доведения проектов до финальной точки. Единственное, что может сбить миллениала с карьерного пути, – это его вечный поиск счастья, который частенько толкает игреков на смену работы.

Поколение Z растет в теплых семейных отношениях и в мире, где нет никаких ограничений свобод и знаний. Но эти факторы не заложили «зеткам» принципы трудолюбия, поэтому любые формы фриланс-занятости противопоказаны этим молодым людям. Для работы с поколением Z необходимо будет вернуться к полноценному рабочему дню, полной занятости и линейному менеджменту.

Можно долго дискутировать о глобальных различиях поколений, но лишь изучив мелочи повседневной жизни, особенности потребления и мировоззрения, возможно понять реальную разницу. Как подростки относятся к родителям? Что для них деньги? Как ведут себя в соцсетях и о чем мечтают? Из деталей состоит тайна поколений. Давайте начнем ее раскрывать.

Отличие #1: уверенность превращается в осторожность

Тинейджеры поколения Y росли в период активного экономического роста, поэтому их жизненные цели основывались на бесконечных возможностях развития и успеха.

Подростки Z выросли в период политических и экономических кризисов. Перед их глазами происходят террористические акты и массовые беспорядки; они разбираются в размерах государственных долгов и стараются разобраться в отношениях между полами, чтобы выбрать свой вариант.

Логично, что реальность современных подростков уникальна. Но есть очевидное отличие Z-молодежи от подростков всех предыдущих поколений – осторожность.

Напряженная ситуация современного мира делает из вечно бунтующих и рисковых подростков осторожных людей.

Отличие #2: идеализм превращается в прагматизм

Мечты – еще одна черта, объединяющая подростков всех поколений. Не имея желаемых средств, они формулировали дерзкие желания о лучших гаджетах, брендовой одежде или инвентаре.

Современное поколение променяло идеализм на жесткий прагматизм. Большие семьи, ухудшение экономической ситуации – это одни из тех факторов, которые провоцируют молодежь Z мыслить практично, минимизировать потребление и рассчитывать затраты для себя из четкой доли ресурсов всей семьи. Современные подростки мечтают конкретными бюджетами и планами. Они тратят деньги медленнее собственных родителей.

Подростки, умеющие экономить и откладывать – еще вчера это могло показаться феноменальным, а сегодня – это вполне реальные люди.

Отличие #3: подход к образованию

Типичной формулой для Y-подростков был выбор между несколькими вузами или направлениями, и получение того образования, на которое поступил или позволили средства.

Перед Z-подростками вырисовывается новая картина. Они наблюдают, что практически все взрослые вынуждены обновлять свое образование и постоянно вкладывать деньги в новые актуальные знания. MBA, второе высшее, курсы, тренинги – то, за чем активно гоняются миллениалы, в глазах «зеток» выглядит полным параличом системы образования.

Современные подростки хотели бы жить в новой системе, но не понимая, как сломать старую, они все чаще выбирают новомодный «год для себя» после школы, дабы лучше понять собственное призвание.

Новой любимой моделью для Z становится попытка работать сразу же после школы и параллельно получать онлайн-образование, а лучше несколько.

Современная молодежь делает все, чтобы не повторять сценарий собственных родителей.

Отличие #4: от потребления контента к созданию

Пожиратели контента – это честное обозначение молодых миллениалов. Для подростков поколения Y типичным было массовое поглощение любой развлекательной информации – роликов, сериалов, влогов.

По результатам большинства опросов, Z-подростки совершенно не увлечены поглощением чужого контента. Их увлекает создание собственных видео и каналов. Они уверенно чувствуют себя перед камерой и в качестве автора. Они находятся в постоянном поиске идей для собственного материала, и признают, что хотели бы превратить такое хобби в профессию.

Отличие #5: повышенная осторожность в интернете

Современные подростки прекрасно разбираются во всех нюансах конфиденциальности, кэширования в соцсетях и чатах. Они понимают, что практически любая переписка и даже аудио-месседжи могут быть прочитаны и прослушаны. «Зетки» осознают, что даже в далеком будущем неосторожное общение может сыграть против них.

Поэтому большинство интимных переписок они уводят из Фейсбук-чатов в мессенджеры с функцией очистки переписки через определенный интервал времени, такие как Snapchat, Whisper, Secret. Этот факт дарит современному поколению еще одно новейшее подростковое качество – понимание репутационных рисков, стремление к безопасности и забота о собственном будущем.

Резюме

Различия между поколениями – это неоспоримый факт. Но для HR-менеджера критично важно не просто изучать, а чувствовать все эти различия на микроуровне. И лишь тогда вы сможете построить команду мечты, которая создаст бренд мечты. Изучайте будущее и шагайте в него!