Про Budni
Наші продукти
Говорите, вам сложно найти работу? При этом владеете языком страны, знаете менталитет, особенности и правила на рынке труда, вас могут рекомендовать? А представьте, что всего этого у вас нет.
Карьерный консультант Анна Юрченко и украинка из Австрии Александра Кожанова поделятся информацией, как найти работу, когда все вокруг своими действиями говорят, что работать по специальности вы не сможете, а тем более развивать свою карьеру.
– Александра, какие подготовительные этапы вы сделали ещё в Украине до переезда, чтобы трудоустроиться по специальности в Австрии?
– Я перевела и апостилизировала все, согласно моему мнению, необходимые документы: дипломы, сертификаты о прохождении курсов, документы о подтверждении трудового стажа, свидетельство о рождении себе и ребенку, и захватила справку о несудимости.
После переезда первое время пришлось заниматься подачей всех документов на получение визы и учитывать, что это все надо решить в течение 90 дней (максимальный срок пребывания по туристической визе – прим. авт.). Одним из пунктов перечня документов был сертификат A1 знания немецкого языка. Хоть это самый элементарный уровень, но для человека, который знал только «guten Morgen» и «gute Nacht» это было первое испытание – за короткое время овладеть нужным уровнем и сдать экзамен.
Если вы приняли решение трудоустроиться за границей, первым этапом, что вам необходимо сделать, это ознакомиться с правилами страны и узнать информацию в местном центре занятости для уточнения деталей по трудоустройству. А также:
– Как проходила адаптация по приезду в Австрию?
– Первые полгода я могла себе позволить еще не думать о работе, а учить язык. Ежедневно я занималась по 4-8 часов самостоятельно дома. Проходила дважды краткосрочные курсы, но это были просто выброшенные деньги.
Программа преподавания здесь нигде не регламентирована, а составлена на усмотрение преподавателя. Для меня она сильно отличалась от привычной в Украине, поэтому приходилось по вечерам после курсов учить так, как привыкла. В конечном итоге, поняла, что учебник + усидчивость = мой метод.
По приезду в страну вы должны учесть, что первое время трудоустроиться по специальности не получится:
- Возникает проблема языкового барьера (даже если вы владеете языком)
- Необходимо дополнительное время для прохождения курсов по специальности (несмотря на опыт и образование)
– Как вы искали работу в Австрии после переезда? С какими сложностями и особенностями столкнулись?
– Через полгода я была морально готова начать трудовую деятельность здесь. Как оказалось, была готова только я, для всех остальных я была лишь одной из десятков тысяч иммигрантов с сомнительной трудовой историей и какими-то бумажками об образовании.
Хочу обратить внимание, что Австрия – достаточно консервативная страна, и это прослеживается везде, в том числе в стиле управления компании. Выйти за пределы сложившегося устоя и посмотреть на бизнес по-новому в Австрии (за исключением международных компаний) не принято.
Первым делом я стала на учет в местный центр занятости и занялась признанием диплома. Диплом признали, вернее, признали тот факт, что я действительно училась в институте, но степень магистра использовать здесь не разрешили (а он дает определенные привилегии). Для Центра занятости я была очередной проблемой и тратой их рабочего времени, мне высылали предложения, которые просто не подлежали здравому смыслу. Параллельно я нашла у них предложение курсов бухгалтерского учета и персонала, но получила отказ от Центра занятости в направлении. Так прошли еще где-то 8 месяцев в безуспешных поисках. Было отослано свыше 100 резюме на различные должности, но приходили отказы.
Затем я увидела, что иммиграционный фонд набирает участников для программы интеграции в Австрии и предоставляет ментора, который вместе со мной должен разработать план трудоустройства и помочь мне за 4 месяца найти место работы. К сожалению, программа была обычным пиаром.
С очередной попытки удача улыбнулась, и центр занятости вместо отказа все-таки решился направить меня на желаемый курс. Но было бы, наверное, все слишком легко, если бы так и закончилось. Эти курсы длились 4 месяца по 30 часов в неделю. Когда я пришла туда в первый день и руководитель курсов провела со мной 10-минутное собеседование, то просто отказала, ссылаясь, что с таким знанием языка я просто не потяну материал.
В этот момент у меня просто, наверное, опустились руки. Я благодарна мужу, который поднял на уши всех в Центре занятости и они в приказном порядке вынудили заведующую курса меня принять. Я была принята, но с условием, что если не осилю этот материал, то в течение 2 недель сама откажусь.
Если я скажу, что было сложно, то ничего не скажу. Слишком много было профессиональных терминов. После 5 часов курса, я сидела по вечерам и ночам и предварительно переводила весь материал на следующий день. Из 20 человек после 6 промежуточных экзаменов нас осталось в конце 9. Этот курс я единственная закончила с отличием и принимала публичные извинения от руководителя курса. Она сказала, что я стала первым исключением в ее практике. Получив к диплому личную характеристику, я продолжила свой путь.
Я понимала, что, закончив курсы бухгалтерского учета и учет зарплаты и персонала, я могу рассчитывать на должность бухгалтера по «первичке», но не на специалиста по персоналу. Так как последний подразумевает окончание или хотя бы прохождение следующего 9-месячного курса «учет персонала и зарплаты». Экзамены проходят при экономической палате, и ты становишься аккредитованным специалистом в этой сфере.
В течение 2-3 недель после первых курсов я нашла работу бухгалтером и проработала там 2 месяца. За это время я заработала денег на 9-месячный курс и так, как на этом предприятии не было возможности в будущем перейти в свою сферу (не было отдела персонала), я рискнула (вспоминая свой изнурительный поиск работы) уволиться и достигать своей цели дальше. Спустя пару недель после начала курса, мне предложили должность специалиста по администрированию трудовых отношений в одной компании, и я согласилась. Так как занятость была неполного рабочего дня и с гибким графиком, это позволило мне спокойно совместить курс, работу и заботу о ребенке. В июне прошлого года я окончила этот курс и стала сертифицированным специалистом.
Для получения работы по специальности необходимо:
- Стать на учет в Центр занятости
- Получить признание документов по образованию
- Получить сертификат по специальности местных курсов
- Определить, с какой должности лучше начать работу в своей профессии
- Чтобы работу получить быстрее, необходимо обратиться к квалифицированному карьерному консультанту/ментору, который ознакомит с рынком труда, покажет кратчайший путь к получению job offer
– Какой фактор оказался ключевым для приглашения на собеседования?
– В связи с тем, что мне была оказана помощь руководителем курса в написании документов, то от стандартного сопроводительного письма и резюме не осталось и следа. Сопроводительное письмо звучало как личная история, из которого можно было четко понять не только мою мотивацию, но и то, что оказывает на нее влияние, личностные компетенции.
Работодатель, читая, как бы «переносился» на мое место и проходил путь вместе со мной. Мотивация становилась для него такой же логичной, как и для меня. Резюме и сопроводительное письмо были выполнены в одинаковом цветовом стиле и схожи по структуре. Помог хорошо подготовленный пакет документов: сопроводительное письмо + резюме + характеристика + «австрийские сертификаты». Один документ подтверждал содержание другого, и они, все вместе, являлись одним целым в формировании представление обо мне как специалисте и личности. Хотя из обратной связи работодателей наибольшее впечатление произвело сопроводительное письмо и характеристика руководителя курсов.
Профессионально подготовленный пакет документов обеспечит вам приглашение на собеседование:
- Резюме
- Сопроводительное письмо
- Характеристика с курсов
- Местные сертификаты по специальности
– Как проходил процесс отбора на вакансию?
– Процесс проходил сложно, поскольку включал, кроме стандартных двух этапов, еще этап промежуточный, адаптационный.
Зачастую собеседования проходят в два этапа – с непосредственным руководителем и собственником компании. В моем случае был еще промежуточный этап: знакомство с рабочим процессом и параллельная оценка меня сотрудниками. Затем уже собеседование с директором.
Будьте готовы, что у вас, как у иностранца, будет дополнительный этап в собеседовании
– Что именно вам помогло найти работу по специальности? Что мотивировало?
– Чем больше шагов проделывала, тем дальше я удалялась от прежней жизни, и тем более жалко было бросить всю эту проделанную работу и вернуться назад. Изначальной целью в голове была не высокая должность, а самостоятельность – в принятии решений, в решении любых возникших проблем, ответственность за свою жизнь и за жизнь своего ребенка, независимость и желание доказать, что мы не люди третьего сорта. Это все мотивировало меня раньше и движет мной по сей день.
Честно говоря, для меня это был тест на выявление моего потенциала. Я никогда бы не подумала, «плывя по течению в Украине», что смогу столько всего преодолеть, и что обладаю таким потенциалом, который никогда на 100% не проявляла.
Очень важно в развитии карьеры ставить свои цели, а не ориентироваться на стереотипы, поскольку только ваши цели могут вас мотивировать. Необходимо понять, чего вы хотите от работы, какая ваша цель, что будет приносить вам удовольствие. И именно это поможет вам найти работу.
– Какие планы у вас на будущее?
– Сейчас я прохожу очередной курс, который позволит мне сделать следующий шаг в карьере к HR Generalist. Ну и продолжение следует, поскольку это не конечная цель.
Понимая весь путь, пройденный при поиске работы, можно сделать вывод, что владение языком на свободном уровне имеет огромное значение для карьеры, а также наличие рядом ментора, карьерного консультанта, который расскажет о рынке труда, специфике написания резюме, сопроводительного письма, особенностях вхождения на иностранный рынок труда с определенной специальностью.
Александра, удачи вам в развитии карьеры, и профессионального ментора на жизненном пути!
Читайте більше за тегами: