Про Budni
Наші продукти
Слово «стресс» давно вошло в наш обиход. Мы сталкиваемся с этим состоянием практически ежедневно, и оно мешает нам жить полноценно и гармонично.
Но что же такое стресс?
Это неспецифическая реакция организма на внешний или внутренний раздражитель. Стресс может быть позитивным (эустресс) и негативным (дистресс). Если говорить о дистрессе, с ним, естественно, нужно работать, ни в коем случае не игнорировать.
На первый взгляд, само определение не сообщает нам о какой-нибудь страшной угрозе – почему же с дистрессом нужно бороться и как понять, когда нужно начинать? У каждого из нас разный уровень стрессоустойчивости. Кого-то может вывести из строя мелочь, а кто-то держится «до последнего». Как узнать, что вы близки к стрессу? К примеру, возьмем вашу трудовую деятельность – если вы стали забывать о важных задачах, нервничаете по малейшему поводу, теряетесь в ситуации, где раньше чувствовали себя уверенно, участились конфликты с коллегами, тогда стоит задуматься. А если, к тому же, на работе вы перестали справляться с обязанностями, постоянно опаздываете и делаете все через силу, стресс действительно начал вас атаковать.
Алгоритм работы со стрессом в теории не такой и сложный, главное воплощать его в жизнь и уже после прочтения этой статьи начинать действовать.
Читайте ще: Профессиональное выгорание HR-менеджера: как распознать и предупредить
Шаг 1. Признаемся себе, что мы в стрессе
И находим причину этого состояния (раздражитель). Друзья, запомните, фразы со стороны «не переживай», «не нервничай», «все будет хорошо» и т.д. не помогают, а, наоборот, только усложняют ситуацию. Лишь мы сами можем прийти к осознанию того, что мы на грани и нам необходимо что-то менять. Первый признак состояния стресса – это жалоба! Когда мы жалуемся (критику и обсуждения относим сюда же), мы признаем, что мы несчастливы, недовольны, и еще признаем, что мы в этой ситуации не в состоянии ничего сделать. Принимаем решение остановиться и выйти из состояния жертвы. Например, мы постоянно жалуемся на начальника и на плохое освещение в офисе.
Шаг 2. Анализируем, можем ли мы влиять на ситуацию
Если да, замечательно, меняем. Если взять пример с начальником и проанализировать, можем ли мы поменять ситуацию – конечно же, можем. Мы, как минимум, всегда можем получить нового начальника, сменив работу. С освещением не все так кардинально, достаточно обратиться в необходимую службу в вашей компании с просьбой заменить лампочку. Или, на крайний случай, самому заняться этой заменой. Но не стоит месяц сидеть жаловаться и ждать, когда что-то случится само (проблема разрешится сама собой).
Шаг 3. Если мы пониманием, что ситуация вне нашего контроля – меняем свое отношение
Например, третьи сутки идет дождь, и мы настойчиво нервничаем по этому поводу. Тогда мы прекращаем тратить силы зря на негативные эмоции и меняем свое отношение к ситуации. Хотя, если вспомнить пункт 2-й, все же можем поменять ситуацию – переехать в одну из стран Африки, например, где дождей не бывает в принципе.
Если нет сил и желания проделывать перечисленные выше пункты, вас спасут ваши проверенные и любимые методы – глубокое дыхание, прогулка по свежему воздуху, массаж, йога, бег, арт-терапия, любимая музыка и много другого.
Читайте ще: Развитие эмоциональной грамотности HR-а: 4 важных шага
Пример разбора ситуации
Давайте рассмотрим конкретную ситуацию и детально разберем, что с ней можно сделать. Например, руководитель сообщил, что вам необходимо будет выступить на конференции с презентацией, ранее это не входило в ваши обязанности. Вы согласились, но потом понимаете, что вам очень волнительно, вы нервничаете, не можете сосредоточиться на повседневных делах, плохо спите… Вам нужно на минутку остановиться и признаться себе, что вы попали в стрессовую ситуацию, и именно будущее выступление явилось для вас раздражителем. Далее вы идете по вышеописанному алгоритму:
Помним, что все в наших руках, и принимаем ответственность за свою жизнь.
Ольга Назарук, бизнес-тренер, психолог, Студия Профессионального Развития
Читайте більше за тегами: