Про Budni
Наші продукти
Редакция The Point продолжает рубрику «Сколько ты стоишь». Цель – помочь соискателям и сотрудникам объективно оценить свою стоимость на рынке труда. Наши инсайдеры – представители разных профессий, анонимно и честно рассказывают о том, как менялся их доход в процессе развития карьеры, от чего зависит оплата работы в их сфере, а также, что нужно делать, чтобы повысить свою ценность в глазах работодателей.
В седьмом выпуске мы решили выяснить, сколько зарабатывает PR-менеджер.
Бэкграунд профессионала
Зачастую PR-специалисты оканчивают вузы по специальности «журналистика», я же по образованию – социолог, жила и училась в Киеве. Высшее образование никак не пригодилось мне в работе – зато студенческие годы научили организованности и целеустремленности.
Первая зарплата
После университета я начала искать работу, толком не зная, чем хочу заниматься. Брать в штат кандидата без опыта стремились не многие компании, но меня пригласили в издательство, в отдел продаж. Некоторое время я занималась реализацией книг – выполняла стандартные обязанности, звонила потенциальным клиентам (например, книжным магазинам) и предлагала им свежие издания, оформляла заказы. Это был 2012 год, и моя первая зарплата составляла 1500 грн, бонусов за продажи не было.
Изменения в доходах
Постепенно перечень моих обязанностей увеличивался. У меня были организаторские способности, поэтому дополнительно я курировала участие издательства в мероприятиях, на которых можно было продавать книги. За несколько месяцев зарплата выросла до 2500 грн.
Мне удавалось договариваться с людьми, строить хорошие отношения, вдохновенно рассказывать о книгах – мне они искренне нравились, и убеждать было легко. Продажи шли хорошо – еще через несколько месяцев ставка выросла до 4000 гривен, плюс процент от продаж – около 10% в случае выполнения плана. Выполнять его получалось не каждый месяц, и тогда выплачивалась «голая» ставка. Зато самым «хлебным» периодом были праздники, особенно новогодние – оказалось, книга до сих пор считается лучшим подарком. Максимальный мой заработок составил около 9000 грн.
Важная часть работы – общение с представителями СМИ, журналистами и редакторами радио, телевидения, прессы, интернет-изданий. А также коммуникации с лидерами мнений в разных отраслях, которые могли бы рекомендовать компанию и вносить свою лепту в усиление ее бренда.
Работая с клиентами, я иногда писала небольшие тексты, например, для рассылок. На любительском уровне, но руководству нравилось, получалось легко и грамотно. Я работала в компании около двух лет, и однажды мне поступило предложение стать одним из редакторов – работать с авторами, литературными редакторами, корректорами и иллюстраторами. У меня не было такого опыта, но я хорошо знала нашу продукцию, что интересует читателей, и я понимала, как работать с коллективом. Было страшно, что не справлюсь, но я приняла предложение. Правда, должна была сначала пройти испытательный срок, показать, что у меня получается.
Карьерный поворот
Учиться было непросто, но интересно: я смотрела, как работают другие редакторы, как они выбирают темы и оценивают рукописи. Сложно было доказать, что я могу освоить новое дело, работать и учиться приходилось очень много, в том числе и по ночам.
Первое время даже простые задачи отнимали много времени. Нужно было вникать в разные редакционные тонкости: как редактируются материалы, согласовываются, верстаются, и все это – на практике. Иногда в издания могли включаться какие-то рекламные статьи, и работать с ними было, пожалуй, сложнее всего – добиться того, чтобы остался рекламный характер, поскольку рекламодатель платит за это деньги, но чтобы это можно было читать. Превратить набор лозунгов в нормальный текст. Ставка составляла около 5500 грн, через год – 7500 грн.
Объем работы рос. В издательствах часто неравномерная загрузка. Иногда все спокойно, а перед дедлайном, когда книга должна быть готова к печати, – загрузка высочайшая, дома практически не бываешь – даже цветы в вазонах засыхают. В такие периоды особенно сложно не только работать самому, но и мотивировать коллег – учитывая, что зарплаты у них небольшие, а доплат за сверхурочную работу нет. Мне удавалось договариваться за счет хороших личных отношений.
В целом я проработала в своей первой компании около пяти лет, и появилось желание что-то поменять, возможно, даже перейти в новую сферу. На момент ухода моя ставка составляла 10 000 грн.
Когда я искала новую работу, точно не знала, чем именно хочу заниматься дальше, и на какую зарплату могу претендовать. Не секрет, что издательства переживают не лучшие времена – онлайн-чтение все популярнее, и заработок там не очень большой. Потом сложно переубедить даже себя самого, что зарабатывать можно хорошо.
Я нашла работу PR-менеджера в консалтинговой компании. Сначала не знала, сколько зарабатывает PR-менеджер, долго мониторила вакансии – компания предложила начать со ставки в 12 000 гривен, с перспективой повышения после испытательного срока, и я согласилась. Через пару месяцев зарплата повысилась до 14 000.
Сложность работы PR-менеджером, на мой взгляд, – в необходимости постоянно быть на связи. Даже если уходишь на больничный, ты все равно не можешь выпадать из процесса – нужно отвечать на сообщения и готовить материалы.
Зарплата сегодня
Сначала моя работа касалась в основном текстов – нужно было писать пресс-релизы, готовить комментарии с экспертами компании, заниматься вычиткой. Параллельно я изучала специфику компании, ее услуги, знакомилась с сотрудниками.
Хотелось учиться чему-то новому, и я сама просила руководителя PR-отдела, чтобы мне доверяли и другие дела. Постепенно стала принимать участие в мероприятиях – представлять компанию. Общалась с партнерами, с которыми проводятся совместные проекты, в том числе и с организаторами ивентов – например, чтобы в состав спикеров входили и наши эксперты. Важная часть работы – общение с представителями СМИ, журналистами и редакторами радио, телевидения, прессы, интернет-изданий. А также коммуникации с лидерами мнений в разных отраслях, которые могли бы рекомендовать компанию и вносить свою лепту в усиление ее бренда.
В течение года работы моя зарплата повышалась снова, и в итоге составила 18 000 гривен. Денежных бонусов нет, но есть много возможностей для развития – в мои обязанности входит посещение интересных ивентов, а также можно учить английский и заниматься спортом за счет компании.
Особенности работы
PR – это не так легко, как кажется на первый взгляд. Это необходимость выстроить стратегию влияния на восприятие компании обществом, изучение ее целевой аудитории.
Сложность работы PR-менеджером, на мой взгляд, – в необходимости постоянно быть на связи. Даже если уходишь на больничный, ты все равно не можешь выпадать из процесса – нужно отвечать на сообщения и готовить материалы.
И преимущество, и недостаток работы заключается в одном и том же: это необходимость постоянно общаться с самыми разными людьми. С одной стороны, это отлично – узнаешь много нового. С другой, это непросто: даже если ты устал, расстроен, зол, не настроен общаться, хочешь побыть в одиночестве, когда того требует задача – нужно переступать через себя. Ты должен быть не просто коммуникабельным, а гиперобщительным. Тебе должно не просто нравиться говорить с людьми – важно этим жить. Причем общаться не только удаленно, но и лично – посещать конференции, открытия, вечеринки… И посещать все мероприятия важно осознанно – заранее понимать, кто там будет, знакомиться, поддерживать связь. Особенно если это, например, представитель журнала или сайта, которые популярны среди твоей целевой аудитории. Большинство полезных связей формируется именно неформально.
При этом не все люди, с которыми общаешься, тебе нравятся, но конфликтовать нельзя – это отразится на компании, которую ты представляешь. Поэтому очень ценное качество – умение обходить острые углы, управлять своими эмоциями, находить общий язык даже с теми, кто тебе не импонирует. Есть профессии, для которых нужно родиться. Это именно тот случай.
Еще очень значимый момент – нужно, чтобы тебе очень нравилось то, чем занимается твоя компания, как она работает, что дает клиентам, верить в ее продукт и людей. Говорить об этом приходится много, и важно, чтобы все звучало искренне.
Что касается сложностей работы внутри компании, думаю, это тоже распространенный нюанс: нужно обеспечивать присутствие экспертов в информационном пространстве, оперативно реагировать, если представители СМИ обращаются с просьбой прокомментировать ту или иную тему. Им критичны дедлайны, а эксперты не всегда это понимают, нужно напоминать и просить. При этом важно, чтобы информация была полезной: сегодня отзываются, запоминаются аудитории только те материалы, которые несут пользу, даже если они рекламного характера.
В больших компаниях, где огромный штат, PR-специалисты могут делить зоны ответственности: например, кто-то занимается внутренним PR-ом, чтобы формировать единое информационное поле для сотрудников, а кто-то – внешним. Могут быть и разделения по сегментам: кто-то курирует одни СМИ, кто-то – другие, в тематике которых ориентируется лучше.
Проблемы и возможности рынка
Не думаю, что есть какие-то специфические сложности. Наверное, это невысокое качество коммуникаций в целом. Например, неумение выстраивать отношения, и даже нежелание быть элементарно вежливым – скажем, когда пишешь сообщение в социальной сети, сначала поздороваться, а уже потом изложить свою просьбу.
Профессионал всегда найдет себе хорошую работу, причем достаточно быстро, и с возможностью перебирать. Тем более, что сейчас все хотят правильно себя позиционировать, развивать свой бренд, быть классными – или хотя бы казаться такими.
В больших компаниях, где огромный штат, PR-специалисты могут делить зоны ответственности: например, кто-то занимается внутренним PR-ом, чтобы формировать единое информационное поле для сотрудников, а кто-то – внешним. Могут быть и разделения по сегментам: кто-то курирует одни СМИ, кто-то – другие, в тематике которых ориентируется лучше.
Многие PR-менеджеры работают в специализированных агентствах. Там другая специфика: проектов много, и нужно уметь перестраиваться, переключаться между ними. Нет времени долго изучать каждую компанию, важно оперативно вникать в специфику нового заказчика и его задачи.
Ценность на рынке труда
PR – это настолько живая сфера, что освежать знания нужно постоянно. Я не проходила комплексные длительные программы, только небольшие курсы и мастер-классы. Люблю читать, но приобрела эту привычку, уже работая с книгами – когда поняла, что нужно постоянно пополнять словарный запас и развиваться. Книги же по PR, хоть и читала, особенно ничего полезного не вынесла – на мой взгляд, там очень много «воды».
Мне нравится следить за постами интересных профессионалов в социальных сетях – пиарщиков больших компаний, которые делятся своим опытом.
Владение английским языком, безусловно, является весомым преимуществом – у меня нет такой необходимости, но в международных компаниях это обязательное условие.
Ценный навык – SMM: крайне важно учиться управлять информацией о компании в социальных сетях, это очень эффективный канал. Полезно также владеть навыками в проектном менеджменте, поскольку, кроме операционных задач, приходится организовывать проекты – например, ивенты или съемки.
Нередко PR-менеджеры уходят на вольные хлеба – отличных профи ценят клиенты, и проекты, которые можно вести, есть всегда. Кроме того, есть возможность переходить в близкие сферы – например, в маркетинг, рекламу или SMM.
Планы на будущее
У PR-специалиста есть карьерные перспективы, но они зависят от компании. Например, во многих крупных организациях есть должность PR-директора. Нередко PR-менеджеры уходят на вольные хлеба – отличных профи ценят клиенты, и проекты, которые можно вести, есть всегда. Но, кстати, некоторые потом возвращаются в компании, поскольку работать одному не так просто, и таким коммуникабельным людям важно находиться в окружении команды.
Кроме того, есть возможность переходить в близкие сферы – например, в маркетинг, рекламу или SMM. Я пока что не знаю, какой путь выберу в будущем – на данный момент мне комфортно на своем месте.
Предыдущие выпуски:
1. Сколько ты стоишь: зарплатная история преподавателя английского
2. Сколько ты стоишь: зарплатная история бортпроводника
3. Сколько ты стоишь: зарплатная история SEO-специалиста
4. Сколько ты стоишь: зарплатная история digital-дизайнера
Читайте більше за тегами: