Про Budni
Наші продукти
Редакция The Point продолжает рубрику «Сколько ты стоишь». Цель – помочь соискателям и сотрудникам объективно оценить свою стоимость на рынке труда. Наши инсайдеры – представители разных профессий – анонимно и честно рассказывают о том, как менялся их доход в процессе развития карьеры, от чего зависит оплата работы в их сфере, а также, что нужно делать, чтобы повысить свою ценность в глазах работодателей.
В новом выпуске, который мы подготовили совместно с LITOSVITA, мы узнали, сколько зарабатывает копирайтер.
Бэкграунд
Я закончила Горловский государственный педагогический институт иностранных языков в 2010 году по специальности «учитель английского, испанского языков и зарубежной литературы». В моем городе вариантов, куда поступать, было немного: автодорожный институт или иняз, и для гуманитария выбор был очевиден. А поступать в вуз в другом городе я не решилась.
На английском факультете вторым иностранным языком можно было выбрать немецкий, французский или испанский. Первые два мне не нравились, а испанский манил. Так все и сложилось.
Как оказалось впоследствии, знания, полученные в университете, мне очень пригодились. Раньше я никогда не думала, что буду учить людей, но теперь читаю лекции по копирайтингу. И знания по педагогике, риторике мне очень в этом помогают. Даже такие факультативные предметы как теория речевой коммуникации и философские проблемы языковедения оказались полезными. И я нашла в интернете наши институтские методички в жутком качестве и бережно их храню.
Также я получила дополнительное образование – прошла базовый курс по рекламным коммуникациям, интенсивы по генерации идей и сторителлингу.
Первая зарплата
На первую работу в 2007 году меня устроила старшая сестра. Я вбивала рукописные заявки от торговых агентов в табличку и отправляла в главный офис. Получала 300 гривен в месяц и считала себя невероятно удачливой.
Кроме этого, в школе я очень увлекалась журналистикой. Начинала в местной детской газете, потом участвовала в выпуске институтского издания, позже была собкором в областной газете и вела колонку в журнале. В областной газете мне даже что-то платили. Наверное, гривен 60 за статью.
И так меня все это увлекло, что после института в 2010 году я махнула в столицу в надежде стать Самой Настоящей Журналисткой. В Киеве меня взяли в фешн-глянец. Я рассуждала о неделях моды и отдыхе в Доминикане, сидя в пижаме в гостинке, которую я снимала с еще двумя девочками на Харьковском массиве. Платили мне 100 долларов в месяц. Их, конечно, на жизнь не хватало.
Поэтому не без труда я устроилась в пиар-агентство джуниор-аккаунтом за 3000 грн в месяц, а в нагрузку взяла репетиторство – 100 грн/час и какой-то точечный аутсорс текстов.
В пиар-агентстве я составляла контент-планы, вела соцсети мобильного оператора и делала ежедневный обзор упоминаний. А в свободное от основной работы время писала тексты для корпоративных открыток и джинглов.
Спустя два года в моей жизни появилась большая любовь. Поэтому я переехала в город, где жил мой парень. Там нашлась робота – взяли в маркетинговый отдел доменного регистратора. Начинала помощником менеджера и выросла до креативного менеджера. Занималась придумыванием активностей для продвижения бренда, мониторингом конкурентов, составлением контент-планов. Не очень-то и весело, но платили $700.
Затем я поняла, что хочу быть поближе к рекламе и подальше от журналистики. И в 2014-м устроилась копирайтером в креативное агентство. Думала, что реклама – это обязательно интересно, весело, сплошные съемки и восторг! Но все оказалось не настолько романтичным.
Работа сегодня
Я давно следила за этим агентством, знала об их проектах и клиентах. Не было никакого собеседования. Мы просто встретились в кофейне с креативным директором, или как его проще называют – креадиром, и пообщались. Никаких тебе – «Кем вы видите себя через сорок девять лет?» или «Назовите сильные стороны вашего творческого альтер эго». Креадиру было важно, подхожу ли я по настроению агентству. И я подошла.
Самое сложное в работе —это полюбить тот продукт, который приходится рекламировать, даже если он тебе лично и не нравится. Иначе не получится магии идей.
Особенности работы
Три главные направления работы агентства – это коммуникационные платформы, рекламные компании и нейминг.
Коммуникационные платформы – это когда у бренда есть стратегия, он понимает, зачем и о чем он будет говорить с потребителями, и на эту стратегию мы примеряем креатив.
Рекламные кампании. Не такая долгоиграющая история, как платформа. В кампании нужно донести определенное сообщение от бренда. Для этого мы придумываем идеи роликов, принтов или каких-либо нестандартных проявлений рекламы бренда.
Нейминг – это когда мы придумываем названия для брендов.
Кроме этого, я занимаюсь написанием и редактурой текстов.
Работа происходит в команде. Обычно есть Creative Group Head, который помогает с оптимизацией идей копирайтера: направляет, дает фидбек, словом – «допиливает». И есть креативный директор, который говорит финальное слово. Самое сложное в работе – это полюбить тот продукт, который приходится рекламировать, даже если он тебе лично и не нравится. Иначе не получится магии идей.
Самое интересное и приятное в работе – видеть, как из ничего, просто из разговора получаются ролики, дизайн, а позже получать за них награды на фестивалях.
Зарплата сегодня
Кроме агентства, у меня есть ряд сторонних проектов – в частности, преподавание. Поэтому общая зарплата в месяц зависит от количеств этих проектов. В среднем, наверное, получается $800. Не имею представления, сколько зарабатывают другие специалисты, какая средняя зарплата по рынку. Но эту сумму можно, наверное, увеличить, если соглашаться на подработки на фрилансе. Мне это часто предлагают: и нейминг, и написание пресс-релизов, и редактуру готовых бренд-текстов. Но я отказываюсь, потому что некогда.
Необходимые навыки
Самые важные навыки, которыми должен обладать копирайтер, – любопытство и способность понять, что нужно клиенту. Главные вопросы для любого проекта – «зачем?» и «а что, если..?».
Критично важно также много всего смотреть (особенно рекламу) и читать. Копирайтеру нужно генерировать идеи. И идеи эти не приходят только из книг о копирайтинге. Важно много читать: тексты по психологии, маркетингу, филологии, а также художественную литературу.
Очень желательно знать английский. Качество результата во многом зависит от «насмотренности» копирайтера. А полезные видео и статьи часто бывают на английском.
Не лишним будет и умение делать презентации.
Полезные книги
Из полезных для копирайтера книг я бы выделила следующие:
– Чіп Хіз, Ден Хіз «Приліпи! Ефективність ідей: чому одні досягають успіху, а інші зазнають невдач».
– Пит Барри «Книга рекламных концепций».
– Ильяхов, Сарычева «Пиши, сокращай», «Новые правила деловой переписки».
– Александр Митта «Кино между адом и раем».
– Уильям Индик «Психология для сценаристов».
– Стив Каплан «Скрытые инструменты комедии».
– Томас Фостер «Искусство чтения».
– Библия (да, серьезно).
Возможности рынка
Предложений работы много. И для просто райтеров, и для копирайтеров. Можно работать на агентство или непосредственно на заказчика. Начинающим специалистам очень советую проситься стажером в креативное или пиар-агентство, чтобы постичь все особенности этой профессии с нуля.
Планы на будущее
Пока я очень на своем месте. Мне нравится моя работа. Поэтому планирую и дальше развиваться в этой сфере.
Предыдущие выпуски:
1. Сколько ты стоишь: зарплатная история преподавателя английского
2. Сколько ты стоишь: зарплатная история бортпроводника
3. Сколько ты стоишь: зарплатная история SEO-специалиста
4. Сколько ты стоишь: зарплатная история digital-дизайнера
5. Сколько ты стоишь: зарплатная история HR-менеджера
6. Сколько ты стоишь: зарплатная история 3D-художника
7. Сколько ты стоишь: зарплатная история PR-менеджера
8. Сколько ты стоишь: зарплатная история деда Мороза
9. Сколько ты стоишь: зарплатная история менеджера проектов
10. Сколько ты стоишь: зарплатная история сценариста ТВ-проектов
11. Сколько ты стоишь: зарплатная история юриста
Читайте більше за тегами: