Про Budni
Наші продукти
Редакция The Point продолжает рубрику «Сколько ты стоишь». Цель – помочь соискателям и сотрудникам объективно оценить свою стоимость на рынке труда. Наши инсайдеры – представители разных профессий, анонимно и честно рассказывают о том, как менялся их доход в процессе развития карьеры, от чего зависит оплата работы в их сфере, а также, что нужно делать, чтобы повысить свою ценность в глазах работодателей.
В пятом выпуске мы решили узнать, сколько зарабатывает HR-менеджер.
Бэкграунд профессионала
Я окончила киевский вуз по специальности «управление персоналом». Многие предметы из программы мне не пригодились, но некоторые оказались действительно полезны в будущей профессии. Например, экономика, финансы, мотивация и нормирование труда, менеджмент. Иногда, когда преподаватели «старой школы» рассказывали материал на примерах производственных предприятий, казалось, что это бесполезные знания – но в будущем, когда мне пришлось работать в производственной сфере, пригодилось и это.
Первая зарплата
В 2008 году, когда я училась на четвертом курсе, увидела в соцсетях вакансию журналиста деловой тематики. Попробовала свои силы – сдала грамматический тест и прошла собеседование в издательстве, на котором рассказала о своем желании развиваться и об интересе к теме.
В вакансии меня привлекла возможность посещать деловые мероприятия и общаться с людьми из бизнеса, чтобы по итогам писать новости и репортажи. Еще у сотрудников была возможность посещать тренинги. Мне нравилось общаться с интересными людьми на интервью, вдохновляться их примерами, разбираться, как на самом деле работает бизнес. Я работала на полставки, около года, и моя зарплата составляла 1000 гривен.
Изменения в доходах
В 2010 году после окончания университета я решила найти работу по специальности. Причем почему-то была уверена, что должна искать сразу серьезную и высокооплачиваемую должность.
Размещала резюме и ждала звонка от работодателей, мало занималась активным поиском. Теперь я понимаю, что в начале карьеры нужно более объективно оценивать свой уровень и не витать в облаках. Работу я искала полгода. А затем просто отправила резюме на вакансию и прошла собеседование в молодую и прогрессивную компанию из финансовой сферы.
Мне сразу понравились и атмосфера, и люди. То, как они общались и выглядели – мне показалось, что я попала в какой-то иностранный сериал о бизнесе. Меня пригласили на должность ассистента HR-департамента с зарплатой в 4500 грн, через три месяца после испытательного срока – 6000 грн, еще через несколько месяцев – 8000 гривен. Сначала поручали самые рутинные задачи – например, внести в базу CRM данные из тысячи резюме. При выполнении той первой задачи я так переживала за результат, что случайно допустила одинаковую грамматическую ошибку в большей части файлов. Компания даже не придала этому значения, но мне так хотелось все сделать идеально, показать себя, что я в выходные пришла переделывать работу заново, и все-таки успела к дедлайну. Затем мне предложили наладить кадровый учет.
В сфере HR часто высокие загрузки, причем как в международных компаниях, так и локальных. Поскольку работа связана с самым непредсказуемым фактором – человеческим.
Через три месяца я стала менеджером по персоналу, начала отбирать кандидатов на позиции младшего и среднего уровня управления вместе с руководителями. Затем я также занималась организацией обучения, установкой и отслеживанием KPI сотрудников. Разбираться приходилось преимущественно самой – читать профильные форумы, журналы, а настольной книгой стал Трудовой кодекс.
Проработав в компании полтора года, я решила двигаться дальше. Финансовая сфера – достаточно агрессивная, там можно быстро взлететь и еще быстрее упасть. Тут нередко проходят сокращения персонала, а мне сложно выполнять эти задачи, и хотелось найти новые перспективы.
В 2012 году я нашла работу в юридической компании. В задачи входило построение системы управления персоналом с нуля. Мне предложили работу с зарплатой на испытательном сроке в 7000 грн, после – 8000 гривен. Я налаживала, опять-таки, систему кадрового учета, оценки персонала, организовывала тимбилдинги и мероприятия для клиентов совместно с PR-службой. И, конечно, занималась рекрутингом: вакансии были самыми разными. Я не проводила оценку экспертизы, например, юристов, отвечала только за оценку личностных качеств и их соответствие культуре компании. Но понимать суть профессии все равно было важно.
Через несколько месяцев я стала также курировать, кроме HR-функций, деятельность административных направлений компании – например, бухгалтерии и IТ. Зарплату повысили до 12 000 гривен. Мне нравились задачи и команда, но сама работа была очень стрессовой. Помощников не было, а выполнять задачи важно эффективно, многое – без бюджета. Например, искать специалистов своими силами, не оплачивая даже базу резюме на сайтах по поиску работы.
Читайте еще: Сколько ты стоишь: зарплатная история бортпроводника
Полтора года спустя я ушла из компании в аграрную сферу. Выполнять приходилось самые разные задачи: от подбора руководителей, финансовых специалистов и ветеринарных врачей до организации ремонта в новом офисе и тимбилдинговых чаепитий. Ставка была такой же – 12 000 гривен.
В 2014 году я прошла собеседование в крупную производственную компанию, в которой мне тоже нужно было строить систему управления персоналом. Мне предложили должность HR-менеджера, и по задачам я еще на собеседовании понимала, что работы много и будет непросто. Нравилась перспектива работы в крупной организации и устраивала зарплата – 13 000 грн на испытательном сроке, 18 000 – после него. Примерно 60-70% времени занимал рекрутинг – подбор самых разных сотрудников: и офисного персонала, и руководителей, и редких специалистов производственных предприятий. Система подбора была выстроена с нуля. Кроме рекрутинга, были и другие задачи – в том числе ведение отчетности, аналитика, мотивация, адаптация, организация обучения и мероприятий, страхование.
Постепенно, в течение трех лет работы в компании, за несколько повышений примерно по 5 000 грн, уровень вознаграждения вырос до 50 000 грн.
Через год я стала руководителем HR-отдела, и оставалась в этой роли еще два года. Это был этап активного развития и роста, была возможность предлагать и внедрять новые проекты. Например, я инициировала и организовала программу студенческой стажировки. По моей инициативе компания начала работать с брендом работодателя – для этого важно было провести исследование того, как компанию воспринимают соискатели. Достижений было много, и компания готова была повышать оплату, например, за успешные проекты, закрытие сложных вакансий, а также по итогам прохождения оценки персонала и индексации зарплаты. Постепенно, в течение трех лет работы в компании, за несколько повышений примерно по 5 000 грн, уровень вознаграждения вырос до 50 000 грн.
Дополнительный заработок
В HR есть возможности для получения дополнительного дохода: можно проводить компаниям консультации, вести тренинги, заниматься отдельными проектами. Многие HR-менеджеры предоставляют услуги в карьерном консультировании или проходят обучение и становятся коучами. Но не каждая работа дает такую возможность – например, мне часто не хватает времени даже на отдых.
Что касается того, сколько зарабатывает HR-менеджер вне компании, доход при частной практике, по моим наблюдениям, неравномерный, разброс большой – от 4000 до 50 000 гривен в месяц. Например, стоимость услуг за рекрутинг на фрилансе меньше, чем у агентств. Обычно стоимость закрытой вакансии равняется одной зарплате нанятого специалиста, в среднем это 13 000-20 000 грн.
Если речь о комплексных задачах, например, нужно наладить систему подбора и оценки в небольшой компании, сформировать стоимость услуги сложнее, примерные цифры – от 10 000 до 20 000 грн. Проекты могут выполняться параллельно, длятся в среднем один-два месяца. Загрузка при этом неравномерная, работа может занимать даже больше времени, чем обычный рабочий день, но график гибче.
В компании HR нередко выступает адвокатом своего дела и доказывает его необходимость. Даже сегодня не всем понятны задачи, которые выполняет HR-менеджер. Я бы описала их так: HR помогает бизнесу и наемным сотрудникам найти точки соприкосновения.
Читайте еще: Сколько ты стоишь: зарплатная история digital-дизайнера
Особенности работы
Самым сложным в своей профессии я считаю необходимость понимать реальные потребности компании и сотрудников. Ориентироваться на запросы от бизнеса. Например, HR может быть уверен, что нужно строить систему развития персонала, и продавать эту идею под предлогом необходимости удерживать людей. В то время как бизнес планирует сокращение затрат и переход в режим управления издержками. Даже если проект по развитию персонала будет запущен, компания не сможет дать возможность реализовать новые навыки и не создаст новые позиции.
В сфере HR часто высокие загрузки, причем как в международных компаниях, так и локальных. Поскольку работа связана с самым непредсказуемым фактором – человеческим. К тому же, требования и приоритеты, которые выставляет бизнес, часто меняются, и нужно адаптироваться к ним. Опять-таки, еще недавно бизнес мог планировать сокращение персонала, но подключились инвесторы – помогли приобрести новое предприятие, и в ближайшие месяцы необходимо нанять сотни работников.
В компании HR нередко выступает адвокатом своего дела и доказывает его необходимость. Даже сегодня не всем понятны задачи, которые выполняет HR-менеджер. Я бы описала их так: HR помогает бизнесу и наемным сотрудникам найти точки соприкосновения. В зону ответственности HR-менеджера могут входить построение организационных структур, подбор и адаптация персонала, оценка, обучение и развитие, мотивация, формирование системы оплаты труда и бренда работодателя, социальные проекты и многое другое.
При этом мне, например, очень нравится, что работа HR-а приносит добавленную ценность для сотрудников, растит и развивает людей и приносит эффект компании. Меня очень вдохновляет, когда отличный сотрудник чувствует, что компания его ценит, готова повышать и вознаграждать, и платит тем же работодателю.
Что касается компенсаций, зарплата обычно фиксированная, и кроме нее могут встречаться такие опции пакета, как, например, медицинское страхование и оплата питания.
Проблемы и возможности рынка
Сегодняшняя статистика рынка труда говорит о том, что сейчас рынок кандидата, в том числе в HR-сфере. Обычно если человек долго не может найти работу, велика вероятность, что он просто не поставил четкую цель. Компаниям сложно найти хороших специалистов, хотя и требования работодателей нередко завышены – они хотят получить универсальных специалистов, которые смогут вести максимум функций.
Очень важно учиться не только психологии – но и экономике, чтобы понимать, как работает бизнес, как аргументировать свои предложения для руководителей. Мало просто хотеть, чтобы «все сотрудники были счастливы» и «делать что-то хорошее для людей».
Ценность на рынке труда
Что касается образования в сфере управления персоналом, оно помогает, но его наличие – не критично. Всему можно доучиться, посещая дополнительные программы и на практике. Я прошла массу тренингов, мастер-классов, комплексных программ для HR-менеджеров. Раньше много училась всему, что может пригодиться в управлении персоналом, будь то рекрутинг, управление командой или геймификация. Сейчас уже выбираю программы более точечно с учетом того, что именно хочу развивать – например, публичные выступления и сторителлинг.
Очень важно учиться не только психологии – но и экономике, чтобы понимать, как работает бизнес, как аргументировать свои предложения для руководителей. Мало просто хотеть, чтобы «все сотрудники были счастливы» и «делать что-то хорошее для людей».
Чтобы развиваться в HR, полезен английский язык – даже если этого не требует сама вакансия, как минимум для получения информации из первоисточников. Что касается программного обеспечения, тут у каждого специфика – программы учатся за неделю-месяц использования. Важнее навык осваивать новые технологии. Но аналитика и знание Excel – must have. Относительно сертификации, наш рынок еще не дорос до того, чтобы сертифицированный специалист стоил дороже. Хотя если претендовать на позицию HR-директора, повысить уровень оплаты может MBA.
По моему опыту, важно еще на собеседовании узнавать, какие именно задачи предстоит решать, какая у компании стратегия в управлении персоналом – есть ли она вообще, готовы ли руководители развивать эту сферу. Очень важно понимать свой карьерный план – что тебе нужно и к чему стремишься, чему для этого нужно доучиться и какие шаги сделать.
Читайте еще: Сколько ты стоишь: зарплатная история SEO-специалиста
Читайте більше за тегами: