Про Budni
Наші продукти
В рамках проекта #HotTopicTalks раз в две недели в прямом эфире в Facebook мы говорим с представителями топовых компаний и экспертами о поиске работы и карьере. Гостья девятого выпуска проекта – карьерный консультант Татьяна Волошина. Мы обсудили «грабли», на которые можно наступить на разных этапах развития карьеры, и рассмотрели пути, которые помогают обходить их стороной.
1. Определите вектор развития
Когда люди только начинают карьерный путь, далеко не все понимают, чем хотят заниматься. Многие или вообще не знают, к чему стремиться, или хотят все и сразу, не могут выбрать из десятков вариантов. Здесь важно рефлексировать, учиться чувствовать себя, замечать свои желания и мечты.
Полезно задавать себе вопрос: «Чем бы я занимался, если бы мог выбрать любое дело в мире?» Может оказаться, это что-то необычное – например, создание приюта для животных. Но заниматься этим страшно, потому что не знаешь, как привлекать инвестиции и заинтересовать людей. Но вдруг все-таки есть варианты, и это реально? Не стоит раньше времени отказываться от мечты.
Если увлечений много, можно подумать, какое из них драйвит вас сильнее других, и углубиться в него – как минимум подписаться на страницы лидеров мнений и почитать профильные книги. Не стоит ждать, пока идеальный путь проявится сам по себе – важно пробовать. И даже если не получится – это в любом случае опыт и новые контакты.
2. Проявляйте настойчивость
Когда вас посещают мысли, что та или иная профессия – не для вас, не принимайте поспешных решений. Попробуйте разобраться, что именно не так. Возможно, дело не в самой работе – а, например, в непростых отношениях с коллективом? И можно ли использовать какие-то сложности как ресурс? Например, если вы – новичок, и вам нелегко найти общий язык со зрелыми сотрудниками, они не воспринимают вас серьезно. Посмотрите на этой с другой стороны: вам есть у кого учиться, чтобы постепенно расти.
Поначалу не получается ни у кого. Когда ребенок учится ходить, он постоянно падает – это нормально. Не торопитесь бросать начатое из-за неуверенности и страха: дайте себе испытательный срок, чтобы попробовать еще. Вполне вероятно, к концу этого срока вы даже забудете о том, что хотели уйти.
Пройдите мотивационные тесты, можно даже онлайн – например, тест Шейла Ричи и Питера Мартина, который помогает понять, какие мотивационные факторы преобладают у вас и насколько они удовлетворены на данный момент.
Читайте еще: Почему авторитеты условны, а к обратной связи нужно относиться избирательно: колонка коуча Анны Егоровой
3. Не идеализируйте профессию
В любой работе есть издержки. Например, будущие рекрутеры порой думают, что они смогут выбирать и оценивать кандидатов, а их долго приходится искать и уговаривать. Важно, чтобы ожидания от работы соответствовали реальности. Читайте о профессии, общайтесь с людьми из интересной вам сферы, оценивайте ее возможности и сложности объективно.
4. Будьте готовы постоянно учиться
С момента прихода в компанию. Причем далеко не все работодатели назначают новичкам наставника и заботятся об обучении, и часто это ответственность самих сотрудников, в том числе – и во внерабочее время. Здесь все зависит от мотивации человека – хочет ли он развиваться, готов ли прикладывать усилия.
5. Корректируйте цели
Если что-то в карьере не складывается, не стоит сразу бросать свое дело, но нет смысла и тянуть слишком долго. Важно все взвешивать и прислушиваться к себе. Ориентироваться на внутреннюю готовность бороться дальше. И не бояться корректировать цели – возможно, слегка изменив курс, вы наконец-то добьетесь своего. Например, один специалист был намерен уехать на работу за границу, вдохновившись примерами коллег. Составил список стран, которые готов рассматривать, выучил язык, нашел вакансии и даже начал выходить на компании напрямую.
Но что-то не срабатывало, причем долго. Он согласился рассмотреть другие страны, которых не было в списке – и предложение сразу же появилось. А это даст кандидату международный опыт, который поможет в будущем все-таки реализовать мечту – найти работу в одной из стран, о которых он думал изначально.
Цель должна служить маяком, но ее можно менять в зависимости от приоритетов и обстоятельств.
6. Смотрите по сторонам
Даже работая в компании, можно время от времени ходить на собеседования. Это не предательство своего работодателя, а оценка ситуации на рынке.
Можно мониторить рынок и без собеседований – например, подписаться на рассылку вакансий и просматривать, что предлагают работодатели.
Понятия стабильности сегодня не существует – у любой компании может измениться ситуация, и она решит обновить штат или автоматизировать некоторые процессы. Нужно быть гибким, готовым к изменениям и постоянно обучаться.
Читайте еще: Как получить повышение: пошаговый алгоритм от карьерного консультанта
7. Выберите собственный темп
Сложно сказать однозначно, что лучше – долго работать в одной компании или постоянно их менять. В первом случае работодатели могут подумать, что кандидат не гибкий, сложно обучаемый, привык к прежнему работодателю и не будет эффективным на новом месте. Во втором случае человек обычно не успевает достичь результатов, сложно оценить его продуктивность. В среднем сегодня в крупных компаниях сотрудники остаются около трех лет, в небольших – полтора-два года. Но это очень индивидуально.
Есть люди с проектным мышлением. Одна девушка поменяла 13 профессий и 5 проектов за 10 лет. Ей нравится такой подход и новизна, которую он несет, но она признается: каждый раз нужно начинать с нуля, да и многих работодателей это настораживает. Таким людям можно или сфокусироваться на одном направлении, которое особенно драйвит, или использовать такую особенность как сильную сторону. Например, можно придумывать что-то нестандартное – менять и тестировать профессии, а затем рассказывать об этом на YouTube или вести блог. Можно также общаться с работодателями в группах – не исключено, что у кого-то окажется подходящая вакансия для человека-оркестра.
8. Оценивайте себя и свою компанию объективно
Порой люди, годами занимавшие солидные посты в одной компании, выходят на рынок и сталкиваются с тем, что их опыт не интересен другим (например, он слишком узкий). Важно быть готовым временно понижать ожидания по зарплате и учиться дополнительно. И уметь оценивать, что хорошего дает нам нынешняя компания: мы быстро привыкаем к страховкам, бонусам и отличному руководителю, и уверены, что на такое можно рассчитывать везде, а это не так.
При поисках работы не стоит оценивать себя, ориентируясь только на зарплату в прошлой компании и личные потребности (например, планы о каких-то покупках). Важно учитывать, что предлагают другие работодатели и каковы ожидания кандидатов с аналогичным опытом.
9. Расширяйте кругозор
Если у вас даже очень узкий опыт, есть возможность найти близкую сферу и получить дополнительные знания. Например, навыки и опыт специалиста, который работал в авиакомпании, может быть полезен в IT-проекте, который разрабатывает продукт для авиаотрасли.
И очень важно заниматься не только работой, но и хобби. Это помогает сохранять баланс, и даже драйвит, повышает продуктивность в самой профессии: человек «подпитывается» от любимого занятия.
10. Относитесь к людям с уважением
Устраиваясь на работу, не стоит говорить рекрутерам, которые проводят собеседования, чтобы позвали кого-то, кто принимает решение. Офис-менеджер, рекрутер и любой другой сотрудник, с которым вы общаетесь – это «фильтры». Компания оценит, в том числе и ваше отношение к ним, и если оно не понравится работодателю, шансов получить работу немного.
11. Станьте незаменимым в команде
Возьмитесь за работу, которую не любят другие сотрудники, замените коллег, пока они в отпуске, займитесь процессами, которые никак не могли довести до ума раньше, инициируйте новые проекты. Такого человека обычно ценят. Хотя не всегда поощряют повышением зарплаты или должности – к этому тоже важно быть готовым.
12. Заявляйте о своей ценности
Запрашивайте обратную связь. В крупных компаниях есть система оценки и беседы, на которых можно рассказать о своих амбициях и пожеланиях о том, как хочешь расти, получить обратную связь руководителя, а затем – быть зачисленным в кадровый резерв и получить новые предложения о развитии. В маленьких компаниях зачастую нет системы оценки, но все равно важно заявлять о себе. Не нужно бояться – работодатели благосклонно относятся к тому, что люди хотят строить карьеру и иметь более высокое вознаграждение (конечно, когда человек не шантажирует своим уходом, если не получит желаемое).
Читайте еще: Нужно ли развивать свои слабые стороны: колонка IT-рекрутера Виктории Придатко
13. Расставайтесь красиво
С бывшими работодателями важно сохранять хорошие отношения, даже если кажется, что компания вас недооценила. Но только так бывшие коллеги и руководители будут давать вам рекомендации. Часто люди не могут найти работу именно из-за плохих отзывов. Поэтому лучше всего еще при увольнении спросить у руководителя, сможет ли он предоставлять рекомендации, и даже согласовать видение – например, причины вашего ухода, которые будут озвучиваться.
Кроме того, сотрудники компаний из одной отрасли часто дружат между собой, и если увольнение было сложным, возможно, об этом узнают за пределами вашей организации. И другие работодатели не рискнут приглашать такого человека в штат, даже если он хороший эксперт.
Увольняясь из компании, можно продолжить сотрудничество с ней в роли фрилансера, более того – сейчас наблюдается тенденция, когда сотрудники часто возвращаются в бывшие компании. Гармоничное расставание открывает многие двери.
14. Выбирайте направление роста
Если у вас есть потребность в росте, его направление также можно выбирать: развитие в роли управленца, эксперта, межфункционального эксперта, переходы между разными функциями. Исходя из этого строится стратегия развития. Не обязательно развиваться как руководитель, если вам это не близко. Более того, ценный эксперт может зарабатывать не меньше, чем управленец.
Готовиться к новой роли – например, управленческой, желательно заранее: поработать с коучем или коучем-интерном, который только учится. Стать правой рукой руководителя, помогать ему в делах, проявлять инициативу, а параллельно – наблюдать и учиться.
15. Оставьте себе право на ошибку
Если же человека повысили, но у него ничего не получается, можно найти наставника, который поделится управленческими инструментами, в компании или вне ее стен. Так, один мужчина просто написал в соцсети, что ищет наставника, и многие эксперты сразу откликнулись на его просьбу. Можно еще побороться или все-таки решить развиваться как эксперт, даже вернуться в прежний отдел. Кого-то это может смутить – мол, что о нем подумают коллеги. На самом же деле никто не знает, что о нас на самом деле думают другие люди, не только в этом случае.
Читайте еще: На своем ли вы месте: алгоритм поиска призвания
16. Будьте проактивными
Общайтесь с рекрутерами, особенно отраслевыми, и сообществами профессионалов. Полезные знакомства будут очень кстати, когда кому-то нужны рекомендации – люди могут вспомнить именно о вас.
Следите за лидерами мнений и поддерживайте с ними связь, читайте книги и статьи, посещайте форумы и профильные группы, в том числе – HR: там можно задавать вопросы о карьере.
Растите, беритесь за новые задачи и принимайте вызовы. А также старайтесь наращивать экспертизу – например, можно консультировать других людей по своему профилю вне работы, это помогает лучше разбираться в новых для себя задачах.
Посмотреть прямой эфир:
Читайте більше за тегами: