Про Budni
Наші продукти
По признанию мастеров писательского дела, секрет создания хороших текстов – это, прежде всего, чтение хорошей литературы. Ничто лучше, чем другие книги, не сможет научить создавать собственные тексты, которые будут вдохновлять других. И все же у каждого успешного автора есть свои способы, как отточить навыки и стать сильнее. К счастью, они охотно ими делятся.
Редакция The Point выбрала десять книг о том, как писать – среди них точно найдется та, которая поможет воплотить в жизнь ваши творческие проекты.
1. Рэй Брэдбери, «Дзен в искусстве написания книг»
Американский писатель известен миру благодаря своим фантастическими произведениями. Спустя годы не теряют, а лишь набирают актуальность антиутопия «451 градус по Фаренгейту», повесть «Вино из одуванчиков», а также «Дзен в искусстве написания книг» – сборник зарисовок о писательском искусстве, которые Брэдбери писал на протяжении тридцати лет.
В них он с присущей ему легкостью говорит о своем деле не как об искусстве, а скорее как о способе напомнить себе, что за счастье – быть живым, об источнике обретения сил перед вызовами окружающего мира.
А еще о том, что самое главное в работе писателя – регулярность. Именно от Брэдбери мы знаем, что тысяча слов в день – это необходимый минимум для всех, кто хочет оставаться на уровне. Но на этом его рекомендации не заканчиваются. За долгое время своей творческой работы автор, ставший классиком еще при жизни, открыл множество приемов креативности.
Каждое утро я вскакиваю с постели и наступаю на мину. Эта мина – я сам. После взрыва я целый день собираю себя по кусочкам. Теперь ваша очередь. Вставайте!
2. Энн Ламотт, «Птица за птицей»
Путь многих писателей начинался с детства. Так произошло и в жизни популярной в США автора бестселлеров и ведущей семинаров по писательскому мастерству Энн Ламотт. В своей книге она ведет повествование вокруг своей жизни. Ее история может увлечь не только будущих авторов, но и тех читателей, кому малоинтересны особенности профессии писателя.
Книга – искреннее признание в том, что иногда даже опытным авторам нелегко преодолевать страхи и творческие кризисы, сомнения в своих силах и нехватку вдохновения. Но начинающим Энн обещает: ее опыт поможет «вытащить любую ненаписанную книгу». Техники, представленные в ее книге, пригодятся не только тем, кто создает художественные тексты, но и журналистам, блогерам, копирайтерам. Всем, чья работа – увлекать читателей.
Тридцать лет назад мой старший брат, которому тогда было десять, пытался написать доклад о птицах, на который отводилось три месяца. Доклад надо было сдавать на завтра. Мы были за городом. Брат сидел за кухонным столом, обложенный вырезками, карандашами и книгами о птицах, в ступоре и отчаянии от осознания объема предстоящей работы. Тогда мой отец сел рядом с ним, положил руку на плечо и сказал: «Птица за птицей, парень. Просто опиши их одна за другой, птица за птицей».
3. Элизабет Гилберт, «Большое волшебство»
Элизабет Гилберт проводит много времени, общаясь с читателями в Facebook. И однажды это помогло ей создать целую книгу. Идея, что творчество – это не только кропотливая работа, но и «магический» процесс, перешла со страницы в интернете на страницы издания, которое заняло свое место на полках творческих людей по всему миру.
В своей книге автор призывает не бояться своих порывов креативности. Гилберт убеждает полюбить творческую силу, которая ведет нас к созданию чего-то нового, – и она «ответит» нам взаимностью. Вовремя подскажет хорошую идею, поможет воплотить ее самым лучшим образом. Нужно лишь показать ей свою готовность работать, и каждый день садиться за свой рабочий стол.
«Большое волшебство» – это не классический сборник советов от состоявшегося автора. Это книга об «отношениях между человеком и таинством вдохновения»: в них лишь требуется мужество, чтобы позволить себе творить, не сомневаясь, готов ли мир поддержать ваши начинания.
Недавно меня кто-то спросил: «Подождите, я не понимаю. Вы верите в тяжелую работу или вы верите в магию?», мой ответ был «Да». Я не знаю, почему нужно выбирать? Я думаю, что это ложная двойственность. Я думаю, что для того, чтобы быть продуктивным и счастливым художником нужно верить и в то, и в другое.
Читайте еще: Вот он, Пулитцер: 6 онлайн-курсов о том, как научиться писать
4. Роберт Макки, «История на миллион долларов»
Сторителлинг успел стать одним из важнейших навыков, но сами истории сопровождали нас всегда и во всех сферах жизни. Именно они помогают увлечь слушателей во время публичного выступления или презентации. Но разве можно научиться рассказывать истории? Не станет ли то, что принято считать целым искусством, работой по шаблону?
Роберт Макки убежден, что даже самая оригинальная история нуждается в системном подходе, которому уже не одна тысяча лет. Потому мастер сценарного дела, семинары которого дали путь в индустрию многим известным именам, делится своими знаниями в своей книге. Он раскрывает приемы раскрытия ярких персонажей, развития сюжета, способного вызвать настоящие эмоции, и как пройти путь от завязки к финалу, чтобы он отразился на каждом читателе. В конечном итоге, нарушать правила может только тот, кто с ними хорошо знаком.
Если талантливые люди пишут плохо, на это есть две причины: или они ослеплены идеей, которую, как им кажется, они должны обосновать, или ими управляют эмоции, и они хотят их выразить. Когда талантливые люди пишут хорошо, то причина всего одна: ими движет желание вызвать эмоциональную реакцию зрителей.
5. Центр LITOSVITA, «Пиши сильно»
Воркбук Центра литературного образования LITOSVITA – это концентрат информации для всех, кто пишет: экспертов, вынашивающих идею нон-фикшн книги, авторов художественных и коммерческих текстов, журналистов, блогеров. Выбор тех, кто не хочет погружаться в чтение долгих размышлений о писательстве, а стремится сразу перейти к главному.
Доступная и лаконичная теория, практические упражнения и советы известных украинских писателей помогут сдвинуть замысел с точки, привести к новым идеям и помочь в создании текста, который будет выполнять свою главную задачу.
Вдумуйтесь у поради сучасних класиків. Дослухайтеся до досвіду, який інші накопичували роками. Тренуйтесь. Вдосконалюйте техніки і виробляйте навички. Розвивайте уяву. Читайте. Шукайте джерела натхнення. Врешті-решт, пишіть сильно!
6. Джулия Кэмерон, «Право писать»
Книги Джулии Кэмерон уже многие годы остаются вдохновителями творческих людей всего мира. «Право писать» – это разговор по душам с теми, кто из всех креативных сфер выбрал для себя слово. И не так важно, стало ли писательство инструментом в руках профессионала или же просто способом выразить себя и свои эмоции. Каждый должен оставить за собой «право писать» – слишком уж часто люди сомневаются, дано ли им такое позволение.
Своими почти дружескими советами Джулия помогает находить в этом процессе радость, уделяя внимание не только общему видению, что значит писать, но и практическим рекомендациям, как найти способ выразить именно то, что хотелось бы сказать. Как превратить переживания в удовольствие, нерешительность – в наполненный уверенностью образ жизни. Будь то правильная музыка или прогулки на свежем воздухе – в повседневном арсенале писателя может быть много полезных привычек, и Джулия щедро предлагает выбрать свои.
Мы пишем, когда что-то трогает нас до глубины души. Мы пишем, потому что хотим тронуть какого-еще. Мы пишем, чтобы прикоснуться к божественному, – или потому, что оно “прикасается” к нам. Когда пытаемся писать честно, мы говорим о контакте со своими чувствами. И о контакте с самим собой.
7. Хиллари Реттиг, «Писать профессионально»
Если большую часть своего времени работы над текстом вы тратите на борьбу с собой, то, прежде всего, вам нужно побороть своего главного врага – страх.
В своей книге автор уделяет внимание тем, кому не хватает энергии завершить свою работу над книгой, научной статьей или онлайн-публикацией. Она помогает преодолеть препятствия, с которыми может столкнуться каждый – будь то нехватка времени, прокрастинация, излишний перфекционизм или боязнь критики. Автор подсказывает, как создавать тексты в собственном, уникальном стиле без стресса, легко и с удовольствием.
Цель – развить такое отношение, при котором работа будет казаться вам цепочкой удач (крупных, мелких, даже крошечных), и праздновать каждую из них, пусть недолго. Это поможет вам практически постоянно гордиться собой. (Такое состояние характерно для детства, когда мы творили без усилий.) Тогда писательство станет радостью, и ничто не будет вам мешать.
Читайте еще: 13 приемов поиска нестандартных решений из книги «Гениальность на заказ»
8. Марк Леви, «Гениальность на заказ»
Минимум критики, больше свободы мысли. Это главный принцип фрирайтинга – техники, которой колумнист New York Times посвятил свою книгу «Гениальность на заказ». Все просто: внутренний критик, который находится в каждом из нас, не сможет помешать работе, если писать максимально быстро, не делать паузы, не обращать внимания на ошибки и качество текста. Благодаря такому подходу открывается источник новых идей.
Марк Леви поясняет не только суть и принципы фрирайтинга. Он называет основные правила, благодаря которым можно раскрыть свой творческий потенциал.
Если вам нужна идея, не пытайтесь выработать только одну. Занимаясь поисками отличного решения, мы требуем от него совершенства и, не находя его, приходим в отчаяние, а в итоге хватаемся за посредственные идеи. Старайтесь выдумать множество идей. Одна идея ведет к другой.
9. Уильям Зинсер, «Как писать хорошо»
Главная ценность современного мира – информация. Доносить ее интересно, понятно и увлекательно – значит, выделяться из общего потока других источников. Более миллиона экземпляров книги «Как писать хорошо» прошло через авторов, которые хотели вынести свои тексты именно на такой уровень, чтобы удерживать внимание читателей. Ее переиздают снова и снова.
Уильям Зинсер делится методами и правилами, как сделать свою «письменную» работу более качественной: написать убедительное деловое письмо, полезную статью, познавательный нон-фикшн или увлекательный рассказ. Больше всего прочтение этой книги будет полезно авторам нехудожественных текстов.
Писатель должен заставлять себя думать ясно, как поступает любой человек, если перед ним встает проблема, требующая логического подхода, будь то составление списка покупок или решение математической задачи. Умение хорошо писать — отнюдь не природный дар, хотя большинство, похоже, считает его таковым.
10. Юрген Вольф, «Школа литературного и сценарного мастерства»
Юрген Вольф, выпускник Стэнфорда, писатель, сценарист и преподаватель, рассказывает о нюансах сценарного дела, публикациях в интернете, будь то электронные книги или социальные сети.
Кроме практических рекомендаций по созданию хорошего материала, в книге есть советы, которые помогут писателям в повседневной жизни. Ведь она не заканчивается пределами письменного стола – за ним находится суровая реальность, в которой живут отказы издателей, недоверие окружающих, неконструктивная критика и собственные сомнения. Доступно изложенный материал и наглядные примеры позволят без страха приступить к собственным начинаниям и добиться в них результатов.
Хороший учитель должен предупредить своих учеников и подготовить их к встрече с трудностями, ожидающими впереди. И поэтому я сразу назову главное препятствие, которое встретит вас на пути к успеху. Это препятствие – вы сами!
Читайте еще: Креативность на каждый день: 6 простых правил, чтобы справляться с нестандартными задачами
Читайте більше за тегами: