Про Budni
Наші продукти
Если в команде работают люди разных возрастов – приводит ли это к конфликтам из-за несовпадения взглядов? С этим вопросом онлайн-редакция The Point обратилась к сотрудникам компании JYSK Ukraine. 54-летняя продавец-консультант Светлана Гришихина представляет поколение X, 31-летний директор магазина Виталий Шкаленков – генерацию Y. Собеседники помогли нам развеять несколько мифов, которые ограничивают и кандидатов, и работодателей. Из-за предубеждений и дискриминации по возрасту первые не могут найти хорошую работу, а вторые – отличных специалистов (при дефиците кандидатов).
Миф 1. У «иксов» и «игреков» разные, конфликтующие ценности
Конечно, у каждого человека свой уникальный ценностный набор. Но это не зависит от возраста.
В JYSK при подборе сотрудников магазинов смотрят, в первую очередь, на личностные качества и потенциал. «Мы готовы приглашать всех – от студентов до возрастных кандидатов. В приоритете – соответствие ценностям, таким как, например, клиентоориентированность, надежность и готовность работать в команде», – объясняет Виталий.
Такой подход помогает компании учитывать факторы, которые действительно влияют на качество сервиса и показатели продаж, вместо того чтобы искать «выпускников вузов с 30-летним стажем». И опыт наших собеседников показывает: представители разных поколений отлично дополняют друг друга, если у них совпадают ценности.
Миф 2. «Иксы» лояльны, а «игреки» нет
«Игреки» действительно склонны чаще менять место работы – но это только тенденция. На практике все зависит от того, какие условия для развития созданы в организации, какие перспективы открываются перед сотрудниками.
Виталий учился в Полтавском национальном техническом университете по специальности «экономика предприятия». И уже работал директором другого магазина на тот момент, когда заинтересовался вакансией JYSK. Компания приглашала принять участие в отборе стажеров на позиции управляющих магазинов. Виталий прошел онлайн-тестирование, интервью в Полтаве, и наконец, его пригласили на собеседование в Киеве, которое проводила команда из семи человек – HR-менеджер, ритейл-менеджер, финансовый директор и четыре региональных менеджера. «Я тогда подумал: «Ничего себе! Отбор, как в NASA!» – вспоминает наш герой.
Виталий получил предложение о работе, и с тех пор, уже более 2,5 лет, строит карьеру в компании: закончил стажировку, обучение, а сейчас проходит новую программу развития – готовится к роли регионального управляющего. Так что лояльность – вопрос не только возраста, но и перспектив.
Читайте еще: Політичні руйнівники, вегани та люди-бренди: британська дослідниця Хлоя Комбі – про покоління Z
Светлана Максимовна в компанию попала почти случайно: пришла устраиваться в супермаркет, но заметила, что в здании открылся новый магазин товаров для дома – это был первый магазин JYSK в Украине: подала заявку, прошла 5-дневную стажировку и приступила к работе. Профильного опыта у женщины не было: по образованию она оператор счетно-вычислительных машин, работала на почте и на комбинате.
Судя по всему, Светлана о такой случайности не пожалела, поскольку остается с компанией уже 15 лет. И не собирается ничего менять. «А зачем? Мне нравится все – от того, как хорошо налажены процессы, до графика и коллектива», – отмечает наша героиня.
JYSK – датская компания с соответственной культурой. У нас не принято общаться, как в армии: «Товарищ директор, разрешите обратиться!» Мы не начальство и подчиненные, а коллеги.
Миф 3. «Игреки» легко обучаемы и дружат с технологиями, а «иксы» нет
По мнению Виталия, обучаемость не зависит от возрастной категории – только от индивидуальных способностей и желания человека. Но в JYSK этими нюансами легко управлять. «У нас разработаны программы обучения и адаптации новых сотрудников, которые помогают быстрее освоиться на работе, – объясняет директор магазина. – Для нас намного важнее, хочет ли человек учиться и работать». Если это желание есть – компания поможет начать.
А что касается технологий? «В нашем магазине именно Светлана Максимовна – передовик по их внедрению», – признается Виталий. Например, раньше сотрудники использовали рации для оперативной связи, и Светлана первой освоила программу в смартфоне, которая выполняет ту же функцию и заменяет девайс. «Мы современная компания и уходим в мобильность, активно используем технологии – например, смартфоны для планирования и постановки задач, – делится Виталий. – Кому-то проще освоить программы, кому-то сложнее. Но возраст этому точно не мешает».
Миф 4. «Иксам» сложнее меняться и «принимать вызовы»
Виталий согласен с тем, что ребятам возраста 20+ очень важно, чтобы работа была максимально разнообразной, мобильной, содержала новые «челленджи». «Но я не помню, чтобы Светлана Максимовна отказывалась принимать вызов», – уверяет он. В компании проводится много соревнований и конкурсов, например, коллективы самых успешных магазинов с высокими показателями продаж получают поощрение: финансовое вознаграждение, бюджет на корпоратив, а недавно победители внутреннего соревнования поехали в Афины на выходные.
«К тому же, наша работа, несмотря на четкие стандарты, в любом случае каждый день другая: новые люди, новые запросы и ситуации. И важно уметь адаптироваться к ним», – делится Светлана Максимовна.
Сейчас компании, по крайней мере в Киеве, более охотно нанимают зрелых сотрудников, особенно в ритейле. Работодателей мотивирует и дефицит кандидатов, и постепенная смена установок.
5. «Иксам» и «игрекам» сложно найти общий язык
«Легко ли вам работать вместе, учитывая разницу в возрасте?» Услышав этот вопрос, наши собеседники недоуменно переглядываются: кажется, они этой разницы просто не замечают. «В компании я, помимо Светланы, работал с еще двумя сотрудницами намного старше себя. И у нас никогда не было проблем», – рассказывает Виталий.
Возможно, продуктивно взаимодействовать помогает принятый в компании стиль общения. «JYSK – датская компания с соответственной культурой. У нас не принято общаться, как в армии: «Товарищ директор, разрешите обратиться!» Мы не начальство и подчиненные, а коллеги», – делится опытом наш герой.
К тому же, например, Светлана Максимовна часто выполняет роль неформального наставника для новых сотрудников. В JYSK разработана система обучения новичков, которая включает много элементов: от интерактивного онлайн-тренинга до обучения руководителей и ролевых игр по стандартам обслуживания. Но наши собеседники единогласны: лучше всего работает именно личный пример общения с покупателем, который показывает опытный сотрудник.
Итак, мы в который раз убедились: предрассудки о представителях разных поколений не подтверждает опыт команд, в которых ценности важнее года рождения. По мнению Светланы Максимовны, ситуация на рынке труда медленно, но все-таки меняется: сейчас компании, по крайней мере в Киеве, более охотно нанимают зрелых сотрудников, особенно в ритейле. По разным причинам – работодателей мотивирует и дефицит кандидатов, и постепенная смена установок. В регионах же ситуация, по наблюдениям Виталия, складывается все еще не в пользу возрастных кандидатов: вакансий мало или их просто нет.
Читайте еще: Работа в стиле хюгге: фотоэкскурсия в офис JYSK Украина
Пока одни компании продолжают писать в вакансиях дискриминирующие строчки «не старше 45», другие анализируют ситуацию на рынке труда и перестраиваются, предлагают людям гибкие условия: например, в JYSK возможна как полная, так и частичная занятость. И это помогает работодателю соблюдать еще один важный мировой тренд: разнообразие. Не только по возрастному – но и по другим признакам (например, гендерный баланс). «Ведь сами покупатели тоже разные, – напоминает Виталий. – Конечно, мы не подбираем для каждого покупателя «похожего» сотрудника, но разнообразие действительно важно и помогает работать продуктивнее». И совсем не мешает комфортно общаться вне работы: например, корпоративные мероприятия, по отзывам наших героев, в их разновозрастном коллективе проходят легко и весело.
«Будет отлично, если компании дадут людям разного возраста возможность реализовать себя, – резюмирует Светлана. – От этого выиграют все».
Читайте еще: Все впереди: как стажеры в зрелом возрасте освоили профессии SMM-специалиста, флориста и бариста
Читайте більше за тегами: