Сопроводительное письмо – ваша возможность выделиться среди других соискателей и запомниться работодателю, а также сгладить незначительное несоответствие вакансии, если таковое есть.

Многие соискатели не придают значения написанию сопроводительного письма. А рекрутеры часто говорят, что не особо любят их читать, но не потому, что не считают важным, а потому, что мало кто из кандидатов заботится о том, чтобы написать нешаблонное, действительно обращающее на себя внимание, сопроводительное письмо. Портал rabota.ua выяснил, что особенно сопроводительных писем ожидают от людей творческих профессий, потому что по ним оценивают нестандартность подходов, умение показать себя, умение анализировать и подбирать правильные аргументы.

Сегодня мы рассмотрим вопросы:

В каком случае писать сопроводительное письмо
О чем писать в сопроводительном письме
Как писать так, чтобы заинтересовать
Что поможет, а что навредит

А вы вообще пробовали написать сопроводительное письмо «с душой», под конкретную вакансию? Вот попробуйте. Следуйте нашим советам – и у вас обязательно все отлично получится.

В каком случае писать сопроводительное письмо

Итак, специалисты портала rabota.ua рекомендуют вам писать сопроводительное письмо, если:

  • это указано в тексте вакансии как обязательное условие отбора;
  • вам известно, что на данную должность большой конкурс и вы хотите выделиться из ряда других претендентов;
  • вы претендуете на вакансии, предполагающие творческий подход, такие как маркетолог, рекламщик, пиарщик, арт директор, менеджер по продажам и т.п.;
  • ваше резюме не отвечает всем требованиям, указанным в вакансии, на 100%;
  • вакансии в данный момент нет, но вы хотите заинтересовать работодателя своей кандидатурой (если вы, например, отсылаете свое резюме с корпоративного сайта или с личной почты напрямую рекрутеру).

О чем писать в сопроводительном письме

Сопроводительное письмо – это деловой документ, говорящий, кстати, о том, что вы знаете и соблюдаете элементарные правила этики деловой переписки, и имеющий довольно четкую структуру:

  • обращение к собеседнику (получателю) – в идеале по имени;
  • источник информации о вакансии (особенно это важно указать, если вы отправляете резюме не с портала rabota.ua, а, например, по рекомендации знакомого или увидели вакансию в соцсетях);
  • позиция, на которую вы претендуете, и ваш опыт и достижения в подобной деятельности, которые могут пригодиться в данной компании;
  • если нет нужной квалификации, поясните, как ваши другие профессиональные навыки могут возместить ее отсутствие;
  • почему вы заинтересовались именно этой компанией и должностью, что вы можете привнести в нее;
  • ваши контактные данные.

Эту довольно стандартную структуру надо постараться заполнить нестандартно (но без стихов и анекдотов), чтобы соблюсти деловой стиль и в то же время проявить заинтересованность и обратить внимание рекрутера на свое резюме.

Как писать так, чтобы заинтересовать

Рекомендуем тщательно подготовиться к написанию сопроводительного письма. Не в смысле «морально настроиться», а в смысле:

  • изучить требования к кандидату на вакансию, оценить, подходите ли вы по этим требованиям;
  • оценить, насколько интересна для вас предлагаемая работа, вдохновляет ли вас выполнение указанных в вакансии функций;
  • почитать о компании, о команде;
  • вычленить из своего опыта достижения, которые будут характеризовать вас с лучшей стороны на основании указанных в вакансии требований и того, что вы узнали о компании;
  • ознакомиться со сферой работы и особенностями бизнеса (тем более, если он для вас новый). Затем при написании сопроводительного письма порой можно хорошо сыграть на понимании отрасли и конкурентов, например:

          «Понимая, что сейчас сельское хозяйство переживает активный рост и такие компании, как … (показываете знание конкурентов и ситуации в целом)».

Попробуйте мыслить, как рекламщик, продвигающий товар. Вы как профессионал являетесь «товаром», а сопроводительное письмо – это ваша реклама. У вас есть всего 30 секунд рекламного времени, чтобы завоевать сердце работодателя-«потребителя». Вспомните любую рекламу: «самые свежие фрукты», «самые белые зубы» и «наш банк самый надежный банк в мире». Напишите то, что даст понять работодателю, что вы «самый-самый» для конкретно взятой вакансии. Но не перегните палку, все должно быть в меру.

Что поможет, а что навредит

Помогут:

  • краткость: желательно не более двух-трех абзацев;
  • максимальная нацеленность на интересы бизнеса работодателя и то, как ваша кандидатура поможете эти интересы удовлетворить;
  • цифры и факты ваших достижений (но только если вы можете оперировать конкретными цифрами и вам действительно есть о чем сказать в результатах);
  • логичность изложения;
  • сослагательное наклонение: «вероятно», «полагаю», «возможно», вместо повелительного «вы должны», «посмотрите», «перезвоните»;
  • грамотность: проверяйте ошибки в словах, согласование между частями предложений, элементарные знаки препинания.

Навредят:

  • большой объем письма;
  • неконкретное обращение типа «Доброго времени суток», «Приветствую вас, эйчар» или «В компанию «Х»», «Уважаемые дамы и господа». Лучше, если уж вы не можете узнать имя адресата, написать просто: «Здравствуйте»;
  • банальности типа стандартных «самооценок», наподобие «коммуникабельный», «целеустремленный», «стрессоустойчивый»;
  • пересказ всего содержания резюме;
  • извинения за несоответствие должности – они должны быть сформулированы не как извинения, а как предложения о том, как вы намерены заменить недостающие знания или опыт. Например, у вас есть опыт менеджера по продажам, а вы претендуете на вакансию маркетолога. Можно написать так:

         «Поработав менеджером по продажам, я теперь четко понимаю, как на практике необходимо продвигать вашу услугу/товар и как маркетолог может помочь продажам».

Вы снова не нашли готовых рецептов «как конкретно надо»? Не ищите их! Включайте голову и воображение, верьте в себя, потому что только вы сами знаете, что вы умеете делать хорошо и как себя выгодно представить работодателю. Но, так уж и быть, мы нашли прекрасное образцово-показательное (для своего времени – конец XV века) сопроводительное письмо из разряда «нетленной классики» – сопроводительное письмо Леонардо да Винчи герцогу Людовику Сфорца. Почитайте, в конце концов, классика всегда вдохновляет.

Желаем вам успеха в поиске работы мечты!