Про Budni
Наші продукти
В последнее время одним из главных параметров не только при подборе, но и при управлении персоналом, становится его эффективность и результативность его работы. В сложных нынешних условиях работодатели уже не могут себе позволить содержать «офисный планктон» или просто неэффективных и не окупающих себя сотрудников. Поэтому важным процессом управления персоналом является оценка кадрового ресурса. Компании тратят большое количество времени и средств, вовлекая топ-менеджеров и линейных руководителей, собирая “аттестационные комиссии”, сотрудниками заполняется множество оценочных форм, выделяются серьезные бюджеты на создание собственных отделов оценки персонала, создание процедур оценки. И все это ради точной и надежной информации, на основании которой будут приняты серьезные управленческие решения. Тем не менее, даже в компаниях, где оценка – давно уже привычная процедура, признают, что иногда допускают ошибки. Что же говорить о компаниях, которые только недавно решились оценивать свой персонал по процедуре и системно. Оценка персонала является дорогостоящим процессом для компании, стрессовым для сотрудников, а ошибки при её проведении значительно снижают достоверность результатов и подрывают доверие к ней как к элементу управления и развития персонала. Но оценка и позволяет выявить зоны развития в компетенциях сотрудников, раскрыть потенциал каждого из них и направить это “знание” на реализацию стратегических целей компании.
Давайте еще раз проверим, какие ошибки являются наиболее распространенными при оценке персонала и постараемся их избегать. Недаром говорят – предупрежден – значит, вооружен!
Самая первая ошибка, которая допускается – это недостаточная подготовленность. Пока в компании не будет ясных и однозначных ответов на вопросы:
И, наконец, самый главный – какую пользу получит компания и ее сотрудники от проведенной оценки? – пока ответов нет, проводить оценку все же не стоит.
Оценка сможет быть успешной, только если в наличии есть:
Итак, ответы на вопросы у нас есть, инструментарий в наличии, люди подготовлены – как специалисты для проведения, так и сотрудники для участия.
Какие же ошибки мы допускаем непосредственно при проведении оценки:
Важно понимать, что перечисленные выше ошибки не просто искажают ситуацию, они снижают объективность оценки, затрудняют сравнение данных, полученных разными оценщиками, вызывают недовольство в коллективе. И, соответственно, являются благодатной почвой для принятия неверных управленческих решений и, в итоге, напрасно потраченных денег и реализации неэффективных стратегий.
Следует помнить, что ошибки оценивания могут быть связаны не только с позицией оценщиков, но и с неправильным выбором критериев, ошибками при использовании методов оценки, оценочных шкал и т. д. Поэтому, эффективность оценки персонала зависит от целого ряда факторов: целей и критериев, нормативных документов, методов и технологии оценивания. Регулярное проведение оценки на должном уровне – одно из важнейших условий достижения успеха в управлении персоналом и деятельности предприятия в целом. Поэтому давайте максиматльно ответсвенно относиться к оценке и не забывать про возможные ошибки – диагностировать и устранять их на самых ранних стадиях.
Мы желаем вам успешной оценки и верных управленческих решений.
Татьяна Пашкина
Rabota.ua
Комментарии экспертов:
Согласна с расставленными в статье акцентами. Действительно «7 раз отмерь, потом отрежь». Оценка тонкий инструмент, и с его помощью можно создавать сильный профессиональный коллектив, а можно его разрушить.
Поэтому четкие, понятные и одинаковые критерии.
Поэтому хорошая подготовка в открытом пространстве целей и критериев.
И что еще хочу добавить – у качественно проведенной оценки должен быть качественный этап завершения. С сотрудниками, которые проходили оценку, важно провести интервью, в котором обсудить результаты оценки и составить их программу развития. Цель и ценность такого интервью в том, что сотрудник видит свои зоны развития и руководитель может направить развитие сотрудника в согласованном направлении, а также в том, что сотрудник видит свой рост в компании. Потому, что в процессе обсуждения результатов оценки руководитель с подчиненным обязательно должны обсудить насколько и в чем он вырос за оцениваемый период. Это дает работнику мотивацию, а руководителю позволяет яснее увидеть потребности подчиненного. Поэтому осмелюсь утверждать, что серьезной ошибкой в процессе оценки будет отсутствие обратной связи самому сотруднику после проведенной оценки.
Марина Первушина
Консультант по развитию организаций, бизнес-тренер,
Руководитель компании <Консалт-ресурс>
Вопросы оценки персонала являются одними из самых актуальных в жизни современного HR менеджера. Доступность и разнообразие инструментов для оценки персонала никого не оставляют равнодушным. Помогая нашим клиентам с подбором лучших и наиболее подходящих кандидатов на вакансии, нами были замечены некоторые “пробелы” в использовании best practices рынка.
Чаще всего сложности возникают с использованием онлайн инструментов: тестов способностей и личностных опросников. Механизм использования прост: направляешь кандидату/ сотруднику ссылку на тестирование, а в результате получаешь готовый продукт – развернутый (или не очень) отчет.
Ловушка скрыта в деталях: направляя всем кандидатам/ сотрудникам одно и то же тестирование способностей, можно сразу же начать сомневаться в его эффективности. Ведь на один тест возложена миссия оценить и лучших продавцов, и финансистов. К такому же результату можно прийти, используя, например, исключительно нормативные группы зарубежных коллег, а не показатели локального рынка (или хотя бы рынка стран СНГ).
В крайность также иногда уходит использование профессионального личностного тестирования: к примеру, клиент нашел уникальный бесплатный тест в интернете (в данном случае необходимо пояснить, что использование невалидных инструментов для оценки персонала ставит под сомнение основанные на них решения), или использование качественного инструмента, но неподготовленным специалистом (сложно в таком случае решить, какой руководитель нужен: сине-красный или зелено-желтый, а высокая эмпатия и низкая доминантность – хорошо или плохо?). Важно не только правильно применить тестирование, но и верно его интерпретировать.
Очень жаль, когда компания принимает решение по кандидатам, базируясь исключительно на результатах тестирования: не прошел тест на достаточном уровне – не продолжает участие в конкурсе (иногда даже без личной встречи с таким специалистом). Особенно это касается более опытных специалистов, менеджеров, которые довольно давно окончили ВУЗы и не имели практики прохождения тестирования. Мы всегда рекомендуем принимать взвешенные решения на основании всей собранной информации о кандидате, результаты тестирования могут быть лишь одной из составляющих решения.
В процессе рассмотрения ряда интересных и профессиональных кандидатов на вакансию важно правильно каждого из них оценить и выбрать того, кто принесет пользу именно вашей компании.
Алла Скляр
Ведущий консультант
Рекрутинговое агентство PERSONNEL Executive
Этот материал, спасибо большое автору, – замечательная возможность для руководителей и hr-ов провести «ревизию» собственной методологии и стиля проведения оценки.
Для начала, мы не используем слово «аттестация» или «оценка». В компании этот процесс называют процедура Планирования Достижений и Развития (ПДР). Это смещает акцент восприятия у сотрудников в плоскость собственных будущих возможностей.
Перед каждой процедурой ПДР (ежегодно с поддерживающей встречей через полгода) мы проводим инструктажи для сотрудников, транслируем, что ПДР значит не только для компании (Фокусировка на целях компании их правильном исполнении, повышение качества взаимоотношений руководителей и сотрудников, максимизация потенциала отдельных людей и команд), но и для сотрудника (Понимание целей компании и своего вклада, помощь в развитии, понимание своих возможностей, своевременное предоставление поддержки и руководства, возможность выразить стремления и ожидания от работы).
Отдельно разъясняем, какие «последствия» для сотрудника несут положительные результаты ПДР: выплата годовых бонусов, пересмотр уровня дохода, формирование индивидуального плана развития и обучения.
Руководители также проходят обучение, в том числе по навыкам предоставления мотивирующей обратной связи сотруднику. Руководитель использует ПДР, в первую очередь, как инстирумент мотивации, а не контроля!
На основной этап процедуры отводится целый месяц, это дает возможность сотруднику заполнить все формы вовремя и вдумчиво, а руководителю (с количеством подчиненных более 3-х особенно) – избежать перегруженности и сохранить объективность.
Яна Шевченко,
HR-менеджер
представительства UPECO в Украине
Оценка персонала – сложный и многогранный процесс. Большая часть трудностей заключается, на мой взгляд, в этапе подготовки данного процесса. Начиная от изучения методов и заканчивая презентациями руководителям компании.
Даже если вы четко представляете, зачем проводить оценку, кого оценивать и т.д., очень важно заручиться поддержкой руководителей компании, т.е. «продать» им эту идею, убедить в необходимости их поддержки. Иначе любые начинания HR-а будут напрасными. Непосредственный руководитель способен как оказать сильнейшее влияние, так и создать непреодолимое препятствие на пути организации к оценке персонала.
Также важно разработать специальные коммуникации с сотрудниками, например: провести общее собрание персонала, разместить соответствующую информацию на стендах, внутреннем сайте компании. Незнание порождает сопротивление и кривотолки, поэтому важно донести сотрудникам, что будет целью оценки и к каким действиям в отношении сотрудников это приведет в дальнейшем. Сотрудники должны четко представлять, что их не будут сравнивать друг с другом, а будут определять, к примеру, наличие у них определенных компетенций, необходимых для развития управленческих навыков.
Конечно же, оценка должна давать инструменты для реализации стратегии компании или ключевых задач бизнеса.
Немаловажно иметь силы и ресурсы для регулярного проведения процедуры оценки, потому как разовое мероприятие способно только ухудшить отношение сотрудникам к подобным мероприятиям в будущем. Также, в процессе проведения первой аттестации вы сможете увидеть ошибки, отметить то, что нуждается в улучшении, убрать лишнее.
Задумываясь о проведении оценки, проанализируйте, есть ли уже в компании процедуры, которые станут логическим продолжением процесса оценки, например, как вы будете в дальнейшем совершенствовать компетенции, знания сотрудников, разрабатывать планы развития сотрудников…
Для успешной оценки персонала, точнее, для правильного интерпретирования и использования результатов, HR-у жизненно необходимо доверие со стороны каждого руководителя, оцениваемых сотрудников. В моей практике был случай, когда один из руководителей компании, в прошлом частный предприниматель, не имеющий в своей компании специалиста по персоналу, игнорировал любые стремления и идеи HR-а. Это происходило из-за непонимания роли данного специалиста в бизнесе сегодня. Спасло ситуацию, начинавшую заходить в тупик, открытое общение между коллегами и прояснение роли и задач специалиста, работающего с персоналом.
И в завершение моих практических советов, хочу обратить внимание всех читающих на необходимость быть стойкими и идти до конца, особенно в процессе оценки. Не соблазняться в отношении надежд на чудесное приобретение недостающих навыков сотрудником самостоятельно, на «округление» в лучшую сторону результатов, на оценку сотрудников сквозь призму своего к нему отношения. Не бойтесь после проведения оценки принимать кардинальные решения. Если вам необходимо проститься с сотрудником, делайте это, иначе вы снивелируете эффект оценки, как таковой. Сотрудникам необходимо понимать, что процесс оценки – это не блажь руководства или HR-а, а реальный инструмент управления бизнесом.
И, конечно, давайте обратную связь персоналу о результатах, чтобы запустить механизм саморазвития и стремления повышать свой личностный и профессиональный уровни.
Юлия Истапенко,
Руководитель Департамента персонала и коммуникаций
Группы компаний«РИВЬЕРА».
Читайте більше за тегами: