Про Budni
Наші продукти
Казалось бы, здоровье сотрудников – их личное дело, и работодателя не должен заботить этот вопрос. Почему же множество компаний считает нужным вкладывать время и деньги в то, чтобы помогать работникам сохранить столь ценный ресурс?
Мы предлагаем десять простых способов позаботиться о здоровье своих людей, а чтобы не быть голословными – и примерные бюджеты таких инициатив. Рассматривать дорогие страховые программы и организацию собственного спортивного зала не станем – такой размах не для всех. Но постараемся убедиться: при вдумчивом подходе Health Management – это не бессмысленные траты, а продуманные и доступные большинству инвестиции.
Дым рассеялся
Оказывается, с опаской выглядывать из-за угла, чтобы вовремя заметить директора, могут не только курящие старшеклассники, но и сотрудники уважаемых компаний. Конечно, запретить взрослому человеку жить с дымком не может никто – ни словесно, ни тем более с помощью штрафов. Хотя некоторыми работодателями эта привычка не приветствуется, и даже в вакансиях нередко фигурирует требование «Некурящий» (не будем вникать в вопрос законности). Многие компании поступают мудрее – плод не услащается запретом, но людям ненавязчиво и планомерно объясняются риски. Инструментов множество:
Наш человек по врачам не ходит: болезни или сами проходят, или вообще не лечатся. А если серьезно – уровень обнаружения заболеваний на ранних стадиях в Украине действительно критически низок. Но если пациент не идет к врачу, компании ломают систему – приглашают врачей в офис. Это могут быть любые специалисты – терапевты, кардиологи, вертебрологи, эндокринологи, диетологи, маммологи… Сотрудникам предлагается возможность пройти УЗИ-обследование, флюорографию, ЭКГ. При этом люди не тратят время на простаивание в очередях и получают шанс уделить внимание проблемам со здоровьем.
Иногда достаточно предложить сотрудникам даже не оплату медицинской услуги, а только ее организацию в офисе. Например, одна консалтинговая компания предложила посещение массажей на территории работодателя, и людьми эта идея была воспринята «на ура»: такая практика стала регулярной.
Низкий уровень физической активности – проблема львиной доли белых воротничков. Мотивировать себя заниматься спортом после работы может далеко не каждый. Именно поэтому некоторые компании предлагают своим сотрудникам альтернативу – фитнес, пилатес или йога прямо в офисе, возле рабочих столов. Например, чтобы организовать фитнес-ланч (корпоративный фитнес, корпоративные тренировки), можно уделять этому часть обеденного перерыва. По мнению тренеров, занятие проходит комфортно, если группа не слишком велика – до 10 человек. Стоимость услуг тренера – от 400 грн за занятие.
Более того, сегодня сложно найти коллектив, в котором нет ни одного инструктора, тренера или просто опытного ценителя фитнеса, и если самоорганизоваться, такие спортивные активности можно проводить совершенно бесплатно. В Сети представлено множество комплексов упражнений, которые можно выполнять прямо возле любимого офисного стула.
Проблемы со зрением – еще одна популярная издержка офисных профессий. Для профилактики можно организовать несложные, но достаточно эффективные мероприятия. Например – распечатать схему гимнастики для глаз, которую рекомендуется проводить несколько раз в день, и развесить перед всеми рабочими местами. Только желательно назначить в каждой команде «ответственного за зрение», который способен несколько раз в день напомнить коллегам о необходимости отвлечься на минутку. Кстати, с помощью этих же примитивных напоминалок можно фиксировать внимание сотрудников и на том, как правильно сидеть, разминать руки и ноги, делать упражнения для профилактики болевых ощущений шеи и спины.
Цена вопроса в копицентре – примерно 70 грн за 100 листов.
Компании часто предлагают своим сотрудникам съестные бонусы – кофе, пончики и шоколадные батончики, которыми могут полакомиться офисные сластены. Некоторые же работодатели решили сделать такие перекусы еще и здоровыми – фруктовые и овощные нарезки, ягоды и фреши вместо сладкой газировки. Стоимость такой инициативы зависит от количества сотрудников и их предпочтений: за килограмм апельсинов компания заплатит 30 грн, а вот если рекрутеров угораздило набрать в штат любителей манго – в шесть раз больше.
Включить в компенсационный пакет сотрудников полную или частичную оплату занятий в тренажерном зале, спортивной секции или бассейне могут не все работодатели. А вот время от времени организовать турнир по футболу или пейнтболу, забег или велосипедный день, в рамках своей организации или присоединившись к массовым мероприятиям, решаются многие. Стоимость зависит от размаха – можно снять стадион и пригласить на закрытие турнира рок-группу, а можно потратиться на несколько ящиков минеральной воды, бумажные стаканчики и благотворительные взносы, если они предусмотрены организатором.
Есть и компании, которые предлагают сотрудникам отследить свою активность с помощью шагомеров и даже устраивают соревнования с призами. Когда люди видят реальные показатели своей активности, многие открывают глаза на то, что двигаться нужно больше. Такие приложения можно устанавливать бесплатно.
Сердечно-сосудистые заболевания – ключевая причина ухода из жизни людей в нашей стране. Оказывается, работодатель может приложить усилия не только для профилактики этих проблем у сотрудников, но и принять меры для помощи в критических состояниях на рабочих местах. Наши эксперты отметили несколько решений.
Алина Севастюк, руководитель отдела по развитию бизнеса КПМГ в Украине, организатор платформы социального партнерства Hearts.in.ua
«В рамках программ заботы о здоровье сотрудников на рабочих местах работодатель может организовать множество мероприятий. Например:
Елизавета Плечистая, руководитель учебно-симуляционного центра «Добробут»
«Умение оказать первую неотложную доврачебную помощь очень важно, потому что время до приезда «скорой помощи» должно быть затрачено на то, чтобы помочь человеку. Главное – понимать, как делать это правильно, уметь распознать признаки, свидетельствующие о том, что нужно начинать сердечно-легочную реанимацию. Ведь, независимо от рода деятельности, мы всегда подвержены опасности травмы и иным неотложным состояниям. Есть разные программы такого рода – например, оказание помощи детям и взрослым, оказание помощи при ДТП, травме, основы проведения реанимационных мероприятий в случае остановки сердца… Эти тренинги пользуются популярностью среди работодателей – компании часто приглашают специалистов, чтобы наглядно продемонстрировать сотрудникам нужные навыки и научить их оказывать неотложную помощь. Цена программ варьируется: от 300 до 600 гривен с человека за курс (ориентировочно, в зависимости от длительности и содержания)».
Организовать на своей территории тренажерный зал, которому позавидуют сотрудники спецподразделений силовых структур, могут немногие работодатели. Но установить минимум приспособлений, чтобы позволить сотрудникам немного размяться, вполне реально – это требует минимум места и не так много денег. Например, некоторые компании приобретают теннисные столы (от 3000 грн) или даже турники (от 300 грн).
Каждая организация обязана иметь аптечку неотложной помощи – пусть не пригодится, и все лекарства будут выброшены нераспакованными после истечения сроков годности. Можно даже приобрести такую аптечку уже укомплектованной – ее стоимость от 300 грн. При этом важно:
Во множестве фирм оборудованы отдельные кабинеты, в которых сидят штатные психологи или психотерапевты. Конечно, в американском кинематографе, а не в наших широтах. Тем не менее, компании все-таки находят возможность помочь сотрудникам сохранить душевное равновесие в мире, наполненном стрессами. Например, с помощью клубов по интересам – в них могут собираться ценители интеллектуальных игр, искусства или рукоделия… Часто даже не приходится платить деньги приходящему преподавателю – достаточно знать интересы своих сотрудников и уметь находить среди них тех, кто хочет и может делиться опытом с другими. Обычно люди разделяют свои увлечения с удовольствием, проводят уроки, а компании остается закупить расходные материалы. Цена выездного мастер-класса, включая стоимость материалов, зависит от количества участников и техники, может составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч гривен. Хотя очевидно: отвратительный корпоративный климат, в котором люди чувствуют себя несчастными, не спасет мастер-класс по квиллингу.
Комментарий эксперта
Анна Метельская, HR Group Head, Luxoft–Ukraine, руководитель проекта LuxGood
«Здоровые сотрудники = эффективные сотрудники. С такого девиза в апреле 2016 года в нашей компании начался проект осознанного здоровья LuxGood. Мы заботимся о своих сотрудниках и нам важно, чтобы они хорошо себя чувствовали и были полны энергии. Но люди не всегда осознают важность здоровья (и физического, и эмоционального), поэтому мы планировали вдохновить их на исследование этой темы и показать возможности сохранения здоровья даже с минимальными усилиями. Профилактика вместо лечения, предотвращение стрессов и «выгорания», здоровое питание – вот только несколько тем этого долгосрочного курса. С помощью LuxGood ИТ-специалисты всех украинских локаций (Киев, Одесса, Днепр) и некоторых иностранных офисов получают ценную информацию каждую неделю. Мы используем системный подход – в календарном плане зафиксированы ежемесячные мероприятия по разным темам (здоровье сердца, спины, кожи, здоровое питание, эмоциональное здоровье, здоровый сон и др.). Используем разнообразные форматы – встречи с докторами, диагностика, мастер-классы, спортивные мероприятия (забеги, футбольные, теннисные и шахматные турниры). Благодаря LuxGood наши ИТ-специалисты добились отличных результатов: многие бросили курить в месяц отказа от курения, начали больше двигаться, участвуя в челлендже от Endomondo, обратились к доктору-вертебрологу и наконец-то проверили свою спину, стали осознанно питаться и поменяли свой рацион, уделили внимание сердцу. Есть даже такие сотрудники, которые особенно вдохновились идеей и провели для коллег встречи, делясь своим опытом ЗОЖника. За такое короткое время мы успели провести два корпоративных Дня донора, сдали более 30 литров крови и помогли спасти больше 200 жизней. Мы искренне верим, и этому есть подтверждения в отзывах коллег, что такая программа необходима в компании. И мы будем продолжать укреплять свое здоровье, чтобы быть более гармоничными – иметь не только хорошие результаты в бизнесе, а и превосходно себя чувствовать».
Кто в компании может отвечать за координацию усилий по поддержанию здоровья сотрудников? Алина Севастюк отмечает, что можно сформировать команду желающих (т. н.Wellness Team), а в мире все активнее распространяется практика, когда программы поощрения здорового образа жазни сотрудников предусматривают профильного специалиста – Chief Wellness Officer.
Так зачем же такие инициативы компаниям? Оказывается, дело не только в имидже заботливого работодателя и корпоративной социальной ответственности. Это еще и экономически выгодно: здоровый сотрудник реже берет больничные и эффективнее трудится на общее дело. Например, по данным исследования World Heart Federation, программы поддержки здорового образа жизни на рабочем месте могут на 25–30 % сократить расходы на медицинское страхование.
Читайте більше за тегами: