Про Budni
Наші продукти
Адаптировать бизнес к новой реальности – к «черному лебедю», который вскоре станет для нас привычным, – это не переждать, не ужаться, не экономить, а буквально изменить и трансформировать бизнес изнутри. Только тогда можно начать совершать абсолютно другие действия, а значит – подстроиться под изменившиеся условия.
Алла Заднепровская,
СЕО и основатель международной консалтинговой группы «Живое Дело»,
автор и ведущая Интегральной Коучинг Школы,
сертифицированный коучСреда поменялась, и бизнес, как часть этой среды, тоже должен меняться. Начать эти изменения собственнику важно с себя. Прежде всего сложить пазл в голове – «как и куда» жить его бизнесу дальше.
Наверняка многие слышали алгоритм Сократа – чтобы иметь результат, важно каким-то быть и что-то делать.
Прежде всего лидеру бизнеса необходимо задать себе вопрос: «Чего я хочу?» Возможно, сохранить бизнес; возможно, переждать; а может быть – использовать открывающиеся возможности или изменить саму бизнес-модель?
Определив цель, описав ожидаемый результат, как позитивно сформулированный, конкретный, измеримый, определенный во времени, связанный с другими жизненными целями, можно переходить к самому важному в достижении этой цели – к себе.
К примеру, вы решили продолжать бизнес и конкретно описали результат к концу 2020 года.
Итак, каким БЫТЬ лидеру сегодня?
1. Осмысленным
Смысл – топливо для движения и мотивация в пути. Лидеру важно задать себе вопросы:
И тогда возникает устойчивость, появляется вера, легче вовлечь в эти идеи сотрудников и партнеров. И, как сказал Ницше: «Если знаешь «зачем», то выдержишь любое “как”».
Читайте ще: Как поддержать себя в ресурсе и тонусе во время карантина
Важно осознавать, что происходит с тобой сейчас. И здесь нам поможет серия коучинговых вопросов:
Осознанность – первый шаг на пути к изменениям. И здесь очень важно не отвернуться от проблемы. Проблемы были, есть и будут. Они – жизненная константа. Решаем мы их по мере поступления. И нет смысла сражаться с ветряными мельницами, накручивая себя внутри. Есть смысл осознавать эту самую реальность. Видеть проблемы и решать их, принимая любые последствия.
И здесь нам поможет «Принцип алкоголика». Только когда алкоголик говорит: «Да, я алкоголик» – у него есть возможность вылечиться. Точно так же для лидера компании: «Да, я вижу эту проблему, я не жду, когда она рассосется, я понимаю, что происходит, я осознаю, к чему это приводит внутри меня и как это влияет на мой бизнес». Тогда проблема действительно становится задачей. И не просто в нашей голове, а задачей бизнеса, в которую необходимо вовлекать сотрудников для ее решения.
Мы, люди, закрываемся от боли, но мало кто задумывается о том, что мы закрываемся и от возможностей. И здесь крайне важно быть открытым всему, что происходит.
Важный сегодня принцип «Доступ к телу» открывает возможность сотрудникам обратиться к вам за помощью и поддержкой, и вместе с этим рассказать о своих идеях, поделиться инсайтами и реально помочь вашему бизнесу.
Да, если мы сами верим в свою компанию, в ее миссию, в то, что мы делаем, в то, что «все будет хорошо», тогда это будут считывать и остальные. И нет смысла делиться своими сомнениями, хотя не лишним будет сказать, что вы чего-то не знаете (ведь это не сомнения, а факт – чего-то не знать). Но сомневаться «Может быть мы выстоим, а может быть нет» не надо, так мы добавляем тревоги, включаем страхи и вызываем панику сотрудников. Важно «приводить себя в порядок» – эмоциональный, ментальный, духовный, – а затем уже выходить к людям и транслировать им свою веру.
Важно принять на себя ответственность не только за то, что происходит «от нашего посыла», но и за то, что происходит в принципе в нашем бизнесе. Другими словами, ответственность за последствия своих решений и решений тех людей, кого вы в эту компанию когда-то пригласили. А значит, целиком и полностью за все, что происходит в вашем бизнесе.
Вопросы, которые помогут эту ответственность на себя взять:
Когда лидер, следуя модели БЫТия «5 О», осмысленный, осознанный, открытый, оптимистичный, ответственный, может переходить к ДЕЙСТВИЯМ.
И вновь модель ДЕЙСТВИЙ «5 О»:
Именно лидер задает направление движения. Ведь лидерство – это умение взять на себя ответственность за выбранное направление в момент неопределенности и нестабильности и вести за собой других.
Здесь важно сфокусироваться на 4-х вещах: управление финансами, управление маркетингом, операционное управление, управление людьми.
Управление финансами. Оптимизировать – это наращивать обороты, удерживая маржинальность. Управлять затратами – это прогнозировать и бюджетировать. И, конечно же, контролировать.
Управление маркетингом. Поможет принцип «4П» – продукт, прайс, продвижение, промоушн.
Продукт – возможно откорректировать и переупаковать, возможно, отказаться от старого и создать новый.
Прайс – как лавировать ценой, что делать со стоимостью в нынешних условиях.
Продвижение – важно посмотреть, что происходит с нашей целевой аудиторией и пересмотреть каналы продвижения.
Промоушн – выработать способы продвижения вновь созданного и переупакованного продукта или воспользоваться ситуацией для промоушн бренда.
Операционное управление. В новых условиях должна быть эффективная и понятная всем сотрудникам организационная структура. Каждый должен понимать, что конкретно, и в какие сроки он делает. Поэтому необходимо это написать и донести всем сотрудникам. Иначе у нас появятся такие гибриды-мультифункционалы-молодцы-на все руки мастера, что подвергает бизнес риску потери сотрудников или снижает эффективность компании из-за дублирования функций и задач.
Необходимо пересмотреть бизнес-процесс, наладить автоматизацию, особенно в условиях работы на удаленке. Посмотреть на системы показателей качества и отчетности, и на все, что влияет на эффективность. Особенно поможет увидеть обновленный бизнес-процесс в действии, обнаружить слепые пятна и очень быстро их закрыть. Чтобы все однозначно понимали, что происходит в новых условиях.
Управление персоналом. Здесь мы подбираем, увольняем, обучаем, коммуницируем, мотивируем – все, как и раньше. Но очень важно выделить доходогенерирующие позиции – это ключевые люди, которых необходимо удержать. У них высокая эффективность, и на плечи таких сотрудников ложатся как раз те самые слепые пятна, которые они способны своей ответственностью перекрыть. И да, в нынешних условиях крайне нужно смотреть на эффективность сотрудников и увольнять неэффективных. Когда-то я услышала мысль, которая меня очень бодрит, особенно в кризис: «Залог эффективности бизнеса – в высокой скорости увольнения неэффективных сотрудников».
Читайте ще: Як зберегти здоров’я та підготуватися до зустрічі з вірусом: 8 порад від експертів
Коммуникация действительно становится сегодня кровеносной системой компании, через которую разносятся как «полезные вещества», так и «яд».
Прежде всего необходимо создать единое информационное пространство, в котором все все обо всем знают. При коммуникации особенно важно учитывать особенности устройства другого человека и поддерживать его на языке «его мотивов». Необходимо в коммуникации опираться на «сильное» в людях – так мы больше влияем на их эффективность.
Нам нужно наладить по всем уровням иерархии и отсекам компании как можно больше обратной связи. Здесь можно применять принцип «3-х «П» – у сотрудников должна быть возможность пожаловаться, похвалиться и поблагодарить.
Важна вдохновляющая обратная связь руководителя. К примеру, проводить собрания, на которых можно поделиться своими достижениями и услышать достижения в целом по компании.
Кроме того, просто необходимым становится неформальное общение, когда мы интересуемся другим человеком:
Хорошо работают развлекательные чаты для болтовни и возможность неформального общения. К примеру, снимать ролики о жизни компании сейчас и выкладывать их в чат.
Чтобы окрылять других, необходимо быть окрыленным самому. Помните, что говорят нам в самолете стюардессы перед началом полета? Сначала наденьте маску на себя, а затем на своего ребенка. Руководителю крайне необходимы такие качества: энергичность, честность, уверенность, смелость, упорство, эмпатичность, открытость. Руководитель – источник энергии, уверенности, позитивного настроя для своей команды. И транслируя это, мы действительно окрыляем и заряжаем каждого.
Лидер становится ролевой моделью для своих подчиненных. Здесь вновь на помощь приходят вопросы себе:
Да, лидеру важно сегодня вовлекать команду не только в действия, но и в решения. Топ-команду и ключевых сотрудников – в создание стратегии, остальных сотрудников уже лидеры команд будут вовлекать в ее реализацию.
Что поможет создать команду? Во-первых, общая привлекательная смысловая цель не только на время карантина, но и после него. Во-вторых, распределение ролей, согласно устройству людей и их функционалу в новых условиях – кто, что и как делает. В-третьих, необходимо договориться о «правилах игры» и самому соблюдать эти правила. В-четвертых, командообразующая коммуникация, где есть среда доверия, право на ошибку, принятие, теплота, тонус и ориентация на результат.
И тогда неизменно придет желанный результат.
И на закуску, топ-10 принципов очеловечевания бизнеса и развития адаптивного мышления у руководителя для того, чтобы быть готовым к любому «черному лебедю»:
Всем нам ресурсного эмоционально-психологического состояния, здоровья, сил, вдохновения и здравомыслия!
Читайте більше за тегами: