Про Budni
Наші продукти
В рамках совместного проекта rabota.ua и Первой украинской fashion и дизайн школы «Мастерская моды» – «Переквалификация: из офиса в мастерскую» мы рассказываем о том, как творческие профессии, основанные на умении создавать что-либо своими руками, могут помочь в достижении профессиональной и жизненной гармонии, и как решиться поменять профессию или превратить в нее свое хобби.
В наших предыдущих материалах мы попросили психологов рассказать, с чего стоит начинать изменения в своей жизни и как раскрыть в себе творческий потенциал, будучи уже взрослым и состоявшимся специалистом. Сегодня своей профессиональной историей поделится основательница и директор Первой украинской fashion и дизайн школы «Мастерская моды» Наталья Соколикова. В своем интервью для rabota.ua Наталья рассказала историю своей переквалификации из офиса в мастерскую, о том, как рождается идея бизнеса, о недостатках современного образования для творческих людей, и почему вся жизнь – это дизайн.
Об идее создания бизнеса
– Наталья, школе «Мастерская моды» в этом году исполняется 8 лет. Расскажите, как к вам пришла идея создания образовательного бизнеса в сфере fashion & beаuty, учитывая, что до этого ваша профессиональная деятельность с этой сферой никак не была связана?
– Да, уже 8 лет наша Школа готовит специалистов творческого ручного труда и недавно, в начале июля, у нас прошел юбилейный 50-й выпускной экзамен.
До 2008 года, когда созрела идея создания Школы, я действительно работала совсем в другой отрасли – химической, была директором по развитию в крупной отечественной компании, которая обеспечивает различные производства сырьем и торгует лабораторным оборудованием. А до этой компании у меня был большой опыт работы и в розничной торговле, и в дистрибуции, и на большом производстве.
Я занималась развитием бизнес-процессов, выполняла функции HR, организовала call-центр, работу продавцов и много другого. Но нельзя сказать, что в индустрии моды и красоты я была таким уж новичком. Меня всегда привлекало творчество. Я общалась со многими творческими людьми – художниками, дизайнерами, стилистами, портными.
Я была вхожа в дизайнерскую «тусовку», видела, как там все происходит изнутри, не раз наблюдала, как они мучаются, эти дизайнеры. Им и тогда было непросто, да и сейчас тоже: команду построить тяжело, процессы отладить сложно и т.д. И так постепенно ко мне пришло понимание, что нет площадки, где этому комплексно можно обучиться.
С другой стороны, работая в компании, я видела много людей, которые приходят на работу только ради заработка. Как «офисный планктон», которым я тоже в свое время являлась. С одной стороны, в этих компаниях есть ощущение защищенности, определенной стабильности: регулярная зарплата, возможность съездить в отпуск и отдохнуть с комфортом. Но с другой – со временем это все превращается в рутину. Есть люди, кого это вполне устраивает. Мы все разные, и кому-то рутинная стабильность подходит больше, чем постоянные переключения на другие виды деятельности. Но мне нужно развитие, узнавание нового.
Я замечала, что у некоторых моих офисных коллег было желание поучиться чему-то новому, творческому. Однако учебного заведения, где комплексно, структурированно, практично и быстро можно было бы приобрести необходимые навыки, ни я, ни они не находили. И тогда я начала задумываться о создании такой Школы.
Если вас уволили – возможно, это повод сказать работодателю «спасибо»
– Но почему вы решили начать воплощение этой идеи в разгар экономического кризиса?
– Можно сказать, что мне «помогли» – внезапно уволили в ноябре 2008-го, в самый пик сумасшедшей инфляции, с двумя маленькими детьми на руках. Обстоятельства сложились так, что в это же время у мужа закончился многолетний контракт. Ситуация отягощалась еще и наличием валютного кредита. Уйти самой из той компании я бы не решилась ввиду все тех же жизненных обстоятельств, хотя задумывалась об уходе неоднократно. Это тот случай, когда сейчас, уже спустя много лет, хотя и с трудом, но хочу сказать бывшему работодателю «спасибо».
Об увольнении как трамплине для стартапа
– В чем была причина увольнения?
– Мне сказали, что мои нововведения неэффективны и меня не видят дальше в компании, что я не вписываюсь. Я работала в той структуре 5 лет – это компания с украинскими собственниками и со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто случалось, что предложенные мной инновации для бизнеса игнорировались или отклонялись. А спустя какое-то время внедрялись, но результат как-то странно обходил меня стороной. Получалось, что моей заслуги в этом как будто вовсе и не было. Мои идеи попросту присваивали себе другие люди. Но это я научилась воспринимать спокойно, говоря про себя «да ради бога, мне не жалко».
Был и другой аспект, который мне сложно было принять: в компании было требование обязательно находиться на рабочем месте в установленные рабочие часы. Но когда процессы уже отлажены, ты приходишь и не знаешь, что тебе там делать – это убивает мотивацию. На уступки не шли ни в чем, несмотря на мой статус и длительное время работы в компании. Например, я хотела с утра заниматься йогой и приходить не к 9.00, а к 9.30, и это вызывало вопросы и негодование. С тех пор уже многое изменилось и таких жестких правил, наверное, уже нигде нет. Но в то время это была норма.
Был и третий аспект, который меня не устраивал, а именно продукт, с которым мне приходилось иметь дело.
Кто такой топ-менеджер? Это большая зарплата, определенный стиль и уровень жизни – спортивный автомобиль, доступность любой техники, несколько раз в год отдых в хороших местах и другие материальные признаки комфортной жизни. Но комфортной – не значит успешной и гармоничной.
– Почему продаваемый компанией продукт вызывал у вас сомнения?
– Я не ем мясо уже очень много лет, и все эти пищевые добавки – тоже. Химики, конечно, поднимут меня на смех, скажут, что все мы, современные люди, питаемся «химией», а пищевые добавки, как, например, глутамат натрия, упрощают многие технологические процессы и удешевляют многие продукты питания. Но у меня в душе было и по сей день есть много сомнений.
Ведь то, что производит нынешняя пищевая промышленность – это не во благо здоровью людей. Это откровенный кошмар. И то, какой эта промышленность стала в последние десятилетия, заслуга, в том числе, и компании, где я работала. Обычного человека, которому все равно, на чем зарабатывать деньги, может это и не волновало бы. Но у меня внутри росло беспокойство, доставляющее душевный дискомфорт. Так что, повторюсь, я бы и сама ушла из той компании, но на дворе был 2008 год.
О топ-менеджерах и людях бизнеса
– Вам не жаль карьеры топ-менеджера?
– Топ-менеджер крупной структуры может себе позволить многое. Но когда нет цели, нет творчества, даже самые крутые материальные блага не приносят ощущения счастья: все приелось, ничего не мотивирует, не вдохновляет.
Пусть это звучит банально, но я точно знаю, что, чтобы подняться, нужно сделать шаг назад. Ведь кто такой топ-менеджер? Это большая зарплата, определенный стиль и уровень жизни – спортивный автомобиль, доступность любой техники, несколько раз в год отдых в хороших местах и другие материальные признаки комфортной жизни. Но комфортной – не значит успешной и гармоничной.
Я сделала шаг назад в комфорте, и в какой-то гордыне, в статусе. Ведь кто такой человек, начинающий собственный бизнес? Это попросту обычный чернорабочий.
Любой руководитель бизнеса должен быть хотя бы периодически «играющим тренером». В этом залог успеха – когда у тебя нет «короны» на голове.
– А в чем это проявляется? Все надо делать самому?
– У топ-менеджера в компании есть команда, он организует процесс, но выполняет работу чужими руками. Это тоже надо уметь, и это круто, правильно. А в своем бизнесе, да, поначалу надо было участвовать во всех процессах.
В моем бизнесе нет такого дела, которое я бы делать не умела. Я отвечала на звонки клиентов, подбирала команду, чинила технику – да все, что угодно. Я называю себя «играющий тренер», «наставник», и даже сейчас, когда процессы уже хорошо налажены, я приезжаю на работу и не всегда сажусь только за свой стол. У меня обычно очень много встреч каждый день. Но если встреч нет и выпала свободная минута, я сажусь за любой доступный компьютер, беру любой доступный телефон и выполняю функцию человека, который по каким-то причинам отсутствует на работе – я ему помогаю. Так я вижу суть процесса, вижу движение, могу что-то подкорректировать, увидеть своими глазами, что можно сделать еще более эффективно.
Считаю, что любой руководитель должен быть хотя бы периодически «играющим тренером». В этом залог успеха – когда у тебя нет «короны» на голове. Сейчас мои знакомые подшучивают надо мной, говорят, что я в «бирюльки играюсь». На что я обычно отвечаю: «Вы сначала сделайте бирюльку, пусть она у вас поработает, а потом поговорим».
О первых шагах в собственном бизнесе
– Наталья, что, помимо идеи, необходимо для старта бизнеса?
– Прежде всего, необходимы какие-то ресурсы. Без стартового капитала, пусть даже небольшого, очень трудно, практически нереально начать свое дело. И соответствующее образование. У меня юридическое образование, но, окончив его, я поняла, что это не мое. Я почувствовала нехватку бизнес-образования и пошла в Международный институт бизнеса (МИМ-Киев), окончив двухгодичную программу МВА. Я бесконечно благодарна этому вузу – это ценнейшее образование!
С МВА мне стала понятна суть любого бизнес-процесса. Я применила эти знания, когда создавала свой бизнес-проект – Школу «Мастерская моды», в котором совмещены мое понимание, какое образование нужно современному творческому человеку.
Два года учебы были очень тяжелыми, так как приходилось находиться в режиме постоянной сессии. И я никому не рекомендую обучение, если на руках двое маленьких детей. Но эти годы были и очень интересными! Это образование стало для меня прорывом в жизни. На данный момент мне все равно, чем заниматься в плане бизнеса.
С МВА мне стала понятна суть любого бизнес-процесса. Несмотря на все сложности, это образование стало для меня прорывом в жизни. На данный момент мне все равно, чем заниматься в плане бизнеса.
– Может, у вас есть какой-то личный бизнес-рецепт?
– Если говорить о моих личных бизнес-рецептах, но я обычно не ищу моделей для подражания. Делаю то, что нравится мне, а не кому-то. Ориентируюсь на свой собственный вкус и то, как бы я сделала очевидные вещи еще лучше, эффективнее и современнее.
Такого формата школы, как наша «Мастерская моды», я нигде не видела. Мы ее сами придумали, реализовав собственную идею, – образование как творческий пазл. Это значит, что наши студенты сами подбирают себе программу, которая им нужна. Не кто-то им навязывает, а они сами выбирают себе, чему им необходимо обучиться для реализации поставленных целей. Мы, конечно, консультируем, рекомендуем, что было бы полезно человеку, чтобы он раскрыл в полной мере свой потенциал. Но это только рекомендации, никак не догма. Право выбора всегда за студентом.О недостатках общепринятой системы образования
– Какие еще отличия вашей Школы от стандартных учебных заведений?
– Если хочется творческую специальность, то у нас в стране не так уж много заведений, где им можно качественно обучиться. В наших институтах дизайна – не хочу никого обидеть – но модели и методики преподавания очень устарели. Зачем, например, выпускнику школы такое количество общеобразовательных предметов? Ведь он только что сдал эти предметы на выпускных экзаменах, для чего ему проходить их снова?
На что вы тратите время? Дайте больше практики по существу профессии. Заведите контакты с иностранными вузами. Мало кто этим занимается, потому что по накатанным рельсам ехать проще. Чтобы этим эффективно заниматься и что-то менять, надо, прежде всего, самим хорошо разбираться в современных течениях, чувствовать профессиональную среду. Здесь уж точно должен быть сапожник с сапогами.
– Какие, на ваш взгляд, ключевые тренды современного образования?
– Современные люди не готовы очень много времени тратить на что-либо. А в наши дни мир ускорился еще больше. Люди хотят интенсива – больше практических знаний за меньший промежуток времени. Мы все же стараемся разрабатывать наши программы обучения с учетом этих факторов, но, конечно, не доводим это до грани абсурда. В наших программах есть четкий и измеряемый результат.
О налаживании учебных и бизнес-процессов
– С какими сложностями, препятствиями пришлось столкнуться в первый год работы Школы?
– Основная сложность на старте была даже не в клиентах. Сложно было внушить веру моему педагогическому коллективу в то, что за такой достаточно короткий срок обучения (до 1 года) можно достичь хороших результатов. Потому что все люди привыкли к стереотипу, что обучение – это долго. И для того, чтобы получить результат, надо долго раскачиваться. Наши программы разработаны так, чтобы человек получил необходимые навыки в сжатые сроки и затем сумел применить их на практике.
– Где вам удалось найти таких продвинутых преподавателей?
– На самом первом этапе я находила просто мастеров, не имеющих никакого опыта преподавательской деятельности, вместе с ними разрабатывала программы. Сейчас все новые педагоги проходят обязательную стажировку и период адаптации. Чистых преподавателей у нас в Школе нет – все, прежде всего, практики, мастера своего дела.
Современные люди не готовы очень много времени тратить на что-либо. А в наши дни мир ускорился еще больше. Люди хотят интенсива – больше практических знаний за меньший промежуток времени.
– Каким специальностям у вас можно обучиться?
– В Школе сложилось несколько базовых направлений, из которых затем развились и другие. Есть направление дизайнерское, куда входят шитье, рисунок и дизайн одежды. Ученики могут автономно заниматься только по одному из них, а могут выбрать все три программы. Отдельно есть beauty-направление – понятно, для девочек больше – парикмахерское искусство и визаж.
Есть дизайн интерьера – он мне близок, так как я несостоявшийся архитектор – в свое время поступала в архитектурный, но не добрала нескольких баллов. Считаю, что все что нас окружает – это дизайн. Жизнь – это дизайн: где мы находимся, что мы кушаем, куда мы ездим отдыхать, что нас окружает – это все дизайн. Так что понятие «дизайн» гораздо шире, чем просто квартиру обустроить.
Есть в Школе и такие направления как fashion-журналистика и риторика. Объясню почему. Сейчас так стремительно развивается коммуникационная сфера, мы все в какой-то мере медийщики – что-то пишем в соцсетях, что-то комментируем. И если ты дизайнер, но двух слов связать не можешь, не можешь внятно рассказать о своем творчестве – куда это годится?
Самое важное – это ваше «я хочу!», а не насколько это целесообразно. К сожалению, я видела много раз, когда у людей «я хочу» разбивалось о раздумья, что «этого много, и мне страшно, что моя идея бизнеса не уникальна и я не найду клиентуру».
Если у тебя свой сайт или профиль – ты уже публичный человек, и нужно учиться излагать свои мысли внятно и грамотно. Сейчас, к сожалению, я вижу тенденцию к деградации грамотности у людей – многие приходят, не владея толком ни украинским, ни русским языками. Дизайнеры, стилисты – им обязательно нужно понимать основы и журналистики, и пиара, и самопрезентации.
Риторика – этот предмет у нас появился сразу, как только была основана Школа. Мне кажется, что любой человек должен уметь вести диалог, делать презентацию, давать интервью. На переговорах нужно уметь отстаивать свою точку зрения. Этому учат в школе, но как-то опосредованно – дети выходят к доске и решают какие-то примеры. Но этому не учат целенаправленно.
– Вы предлагаете ввести этот предмет в школьную общеобразовательную программу?
– Я бы ввела в общеобразовательных школах обязательных два предмета: риторику– например, умение говорить, выступать на публике, отвечать на неудобные вопросы, а также взаимоотношения, потому что люди зачастую не умеют общаться, вести дискуссию, учитывая, что у всех у нас разные «карты мира», то есть разное восприятие действительности. Психология тоже однозначно нужна в образовании, начиная с подросткового возраста. Можно было бы не допустить формирования очень многих комплексов у подростков, если бы они обладали хотя бы базовыми психологическими знаниями.
О приоритетах в стартапе
– Какое напутствие выпускникам Школы вы обычно говорите?
– Вот уже в 50-й раз на нашем юбилейном выпускном экзамене я сказала нашим выпускникам о том, что нужно сначала понять, что по душе. Так я говорю и своим детям. Пробуйте! Для того, чтобы вас увидели, вначале вам надо что-то предложить. Но если у вас есть идея, концепция, вы любите и знаете это дело – смело открывайтесь, сколько бы конкурентов ни было!
Самое важное – это ваше «я хочу!», а не насколько это целесообразно. К сожалению, я видела много раз, когда у людей «я хочу» разбивалось о раздумья, что «этого много, и мне страшно, что моя идея бизнеса не уникальна и я не найду клиентуру».
Таким людям я хочу сказать: если это ваше призвание – клиент всегда вас найдет. Не бойтесь открывать свое ателье, салон красоты, парикмахерскую. Если вы мастер – ваша услуга, ваше творчество найдут путь к клиенту. Сделайте по-своему. Так, как нравится именно вам. Вложите туда свое понимание мира, часть своей души, и это обязательно найдет отклик в чьей-то душе тоже.
Читайте більше за тегами: