Про Budni
Наші продукти
Правильно подобранные сотрудники – залог успеха любого бизнеса, предприятия, компании и проекта. В больших корпорациях поиском и привлечением новых работников занимаются целые отделы, и этот процесс является одной из основных позиций в стратегии развития компании.
Правильно провести собеседование и найти нужного человека на вакантное место – целое искусство. Но если вы начинающий HR, переживать не стоит. А вот почитать советы специалистов и хорошенько подготовиться к интервьюированию кандидатов – необходимо. В подборке мы собрали для вас рекомендации о базовых моментах и хитростях, которые надо знать новичкам, что бы успешно проводить собеседования.
1. Поймите, кого вы ищете
Чтобы закрыть вакансию подходящим специалистом, вы должны четко понимать, кто вам нужен. Для этого недостаточно знать название вакансии и набор задач, которые должен выполнять человек. Вам нужно превратиться в астролога и сложить настоящую ментальную карту, в которой вы распишете, кто вам нужен.
Вы должны проявлять заинтересованность в кандидате. Недопустимы непунктуальность, уличение во лжи, агрессия, противоречия
Учтите детали: возраст, умения, личные качества, опыт с предыдущих мест работы, образование, возможность обучаться. Составьте портрет идеального сотрудника еще до того, как начнете встречаться с претендентами на должность. Так вам будет гораздо проще выбрать подходящего именно для этой должности специалиста.
2. Готовьтесь к интервью
К собеседованию должен готовиться не только кандидат, но и человек, который будет его проводить. Вы должны четко понимать структуру интервью, иметь заранее подготовленный список вопросов:
Помните: список вопросов должен быть составлен так, чтобы в финале вы могли оценить кандидата исходя из полученной информации о его навыках, уровне мотивации, личных качествах. Также очень важно подготовить к собеседованию помещение – проветрить, проверить наличие стульев. У вас должен быть полный порядок во всем.
Правильная последовательность придаст интервью целостность и поможет собрать необходимую информацию о претенденте на вакансию.
Классическая структура собеседования:
Существуют стандартные методики проведения интервью. Но тут мнения специалистов расходятся: кто-то отдает предпочтение одному виду, кто-то вовсе рекомендует не пользоваться этими способами и разработать свой.
Вот перечень стандартных методик проведения собеседований:
Структурированное интервью
Один из самых распространенных способов. Данная методика проста, эффективна и имеет широкое применение в сфере рекрутинга. Метод предполагает собой интервьюирование по заранее подготовленным вопросам, без каких-либо импровизаций.
Интервью для определения уровня навыков и умений
Предполагает формирование полного списка навыков соискателя. Выпишите скилы, которыми должен обладать кандидат, и оценивайте каждую позицию по установленной шкале. Такой метод поможет избежать субъектива в оценивании.
Стресс-интервью или провокационное интервью
Используется только, если вакансия предполагает стрессовые условия. Этот метод заключается в том, что бы поместить кандидата в стрессовое состояние и проверить, как он может вести себя вне зоны комфорта. Проведение такого интервью требует специальных навыков и опыта со стороны рекрутера.
CASE-интервью (ситуационное интервью)
Такое интервью состоит из вопросов, которые предполагают задания, развернутые ответы с практическими примерами и моделирование ситуаций
Проективное интервью
Это методика для проверки поведенческих моделей. Задавайте вопросы, которые касаются темы в общем, а не конкретно кандидата. Например, в каких условиях у сотрудников повышается эффективность? Какие ошибки делают люди на работе?
Самые опытные и успешные специалисты в сфере рекрутинга рекомендуют миксовать эти способы и использовать индивидуально для каждой вакансии. Ведь стоит учитывать, что для разных специальностей и вакансий нужен свой подход.
Помните, что задавать тон интервью – исключительно ваша задача. Подберите правильный темп интервью, настроение. Вам необходимо установить контакт и раскрыть человека. Хорошо если соискатель будет ощущать исходящую от вас инициативу, и понимать, что именно вы контролируете собеседование. Специалисты рекомендуют создавать нейтральную, деловую атмосферу с дружелюбным эмоциональным тоном. Вы должны проявлять заинтересованность в кандидате. Недопустимы непунктуальность, уличение во лжи, агрессия, противоречия.
80% времени вы должны слушать, говорить будет кандидат. Но вам необходимо направлять его в нужное русло и не давать отклоняться от темы. Кандидат должен говорить по сути и четко отвечать на задаваемые вопросы. Ваша задача – получить как можно больше информации, поэтому задавайте по ходу дополнительные вопросы, которые возникают из ответов кандидата.
Если вы увидели, что у кандидата загорелись глаза и появился неподдельный интерес к вакансии – вы справились со своей задачей
Также очень важно наблюдать за тем, как ведет себя кандидат. Уметь читать язык тела и понимать значение мимики и жестов важно как для того, что бы узнать дополнительную информацию о человеке, его личных качествах и психофоне, так и для того, чтоб понимать, сумели ли вы создать оптимальную атмосферу и комфортные условия для интервью. Тут вам пригодится знание психотипов и их проявлений в поведении.
Хорошим подспорьем в работе станут умения разбираться в особенностях характеров людей, чутко чувствовать время, культурный, национальный и социальный контексты, в которых живет кандидат, понимание особенностей представителей разных поколений и этнических групп.
Очень важная часть интервью – презентация компании и вакансии. К подготовке этого спича стоит подойти с особой ответственностью. Ваша задача – заинтересовать человека в вакансии и сформировать правильное понимание особенностей предстоящей работы. Расскажите о философии компании, корпоративной этике и политике. Подайте информацию о требованиях к кандидату и о бонусах, которые он за это будет получать.
После вашей презентации соискатель должен иметь правильное представление о том, где он будет работать, с кем, что будет делать, как продвигаться по карьерной лестнице. А главное – он должен захотеть остаться с вами и прилагать усилия, что бы получить должность. Если вы увидели, что у человека загорелись глаза и появился неподдельный интерес к вакансии – вы справились с задачей. Теперь важно проанализировать данные интервью, и понять, соответствует ли кандидат требованиям кампании.
Кроме того, что ваше интервью должно быть структурировано, оно должно быть регламентировано по времени. Деловой подход предполагает заранее распланированное время, которое выделено для собеседования. Придерживайтесь тайминга, а если вы видите, что кандидат явно не соответствует вакансии, не стоит тратить время – постарайтесь корректно завершить интервью и переходить к поиску следующего кандидата.
Ваша задача – найти профессионала на должность, а не создавать зону комфорта для приятных бесед
Часто бывают ситуации, когда человек сильно нервничает и не может отвечать на вопросы, такое интервью тоже следует корректно прекращать, не затягивая.
Из предыдущего пункта мы плавно переходим к умению, которым должен обладать каждый рекрутер – умению завершить интервью. Независимо от того, подошел вам кандидат или нет, он должен выйти с самыми лучшими впечатлениями о вас и вашей компании. Помните: вы – лицо компании, и если у человека сложится плохое впечатление после интервью, он пойдет рассказывать о вас своим друзьям и знакомым, что может плохо сказаться на имидже вашей фирмы.
В любом деле есть опасные моменты и подводные камни, которых надо избежать. Вот основные пункты, которых не должно быть в вашем собеседовании:
И никогда не забывайте золотое правило всех HR-специалистов: нет хороших или плохих людей, нет хороших или плохих специалистов. Для вас это люди, которые подходят или не подходят на конкретную открытую должность.
Читайте еще: Первое собеседование: что делать, чтобы не облажаться
Читайте більше за тегами: