Про Budni
Наші продукти
Хороший человек – не профессия. Но… половина профессиональных качеств у него уже есть. Чем опасны сотрудники с плохим характером? Как распознать вредителей еще на собеседовании? И как избавиться от них, если они в коллективе уже завелись?
Никогда не работать с плохими людьми – принцип, который становится все более популярным в крупных американских компаниях. Трендом это стало после выхода книги Роберта Саттона “Не работайте с мудаками”. Прочитать ее необходимо чтобы понять, как всего несколько правильных кадровых решений могут улучшить жизнь всей компании. Впрочем, книг на эту тему становится все больше и больше.
Так кто же такой мудак? Мудаком Саттон назвал собирательный образ работника, который доставляет дискомфорт всем, кто его окружает. Таких можно назвать тиранами, подлецами, деспотами, эгоистами и так далее. Словом, речь идет о крайне деструктивных личностях. Парадокс: такие сотрудники могут прекрасно работать, но…при этом превращают атмосферу в коллективе в ад.
В книге Саттона описаны подвиды мудаков и методы борьбы с ними самым подробным образом (вот почему эта книга – настольная для многих западных руководителей). Но для украинских работодателей все еще не очевидно, что делать (и надо ли что-то делать вообще?) если в коллективе завелся вредитель.
Главный вопрос, который может сейчас задать себе любой начальник или hr-менеджер: а зачем что-то менять в схеме, которая прекрасно работает? Стоит ли увольнять сотрудника только из-за того, что у него склочный, непростой характер?
Стоит. И сейчас мы поймем почему.
Что плохого в мудаке?
“Мудак” – это терминология все того же Саттона. Мудак – это человек, который регулярно портит жить своим коллегам, используя личные оскорбления, рабочий буллинг, унижения, манипуляции, сплетни, попытки дискредитировать людей в глазах друг друга или начальства. Словом, арсенал его огромен.
Что происходит в коллективе, где завелся хотя бы один такой вредитель?
Во-первых, падает эффективность работы. Тут уж не до выполнения kpi, если на работу идешь, как на войну.
Во-вторых, мудаков становится все больше – они “заражают” коллектив! Даже те, кто раньше не был агрессивным или раздражительным – вынужден занимать оборонительную позицию.
Уилла Фелпса знают в США как автора множества исследований по подбору персонала. “Мудаков” Фелпс называет мягче – “гнилыми яблоками”, и утверждает, что если в коллективе завелось хотя бы одно такое “гнилое яблоко”, то производительность труда ВСЕХ его сотрудников уменьшается на 30-40% (в сравнении с теми счастливыми коллективами, где никаких гнилых яблок нет). Дотошный Фелпс пришел к еще одному печальному выводу: негативные эмоции влияют на человека в пять раз сильнее, чем хорошие. Если работники не могут совладать со стрессом – негативные переживания уязвляют, эмоционально истощают их.
Какими бывают мудаки?
Начальнику тяжело узнать мудака, потому что с начальником-то большинство мудаков ведет себя вполне прилично. А вот его коллегам не позавидуешь.
Что делает типичный мудак?
Он выбирает объект(ы) для травли, и отрывается на них тремя способами:
Претензии мудака безосновательны, а инциденты с ним – постоянны. Вот в чем основная разница между обычным конфликтом в коллективе и разгулявшимся мудаком. Жертв мудака объединяет то, что они менее влиятельны, чем он. Вот почему среди мудаков очень много… начальников. Тираном легче всего становится тот, у которого есть официальная власть.
Но мудаком может быть и рядовой сотрудник. Вы, начальник, можете и не подозревать, что рядом живет и здравствует мудак. Но вы обязательно почувствуете последствия.
У вас завелся мудак, если…
Если вы замечали хотя бы два пункта из всех этих – то все сходится, у вас в коллективе появился токсичный сотрудник.
Во время собеседования узнать его сложно. Но! Прислушаемся к монологу соискателя (дальше – реальные примеры из собеседований).
Стоит насторожиться если:
Что объединяет всех этих людей? Все эти качества указывают на то, что они будут самоутверждаться за счет вашего коллектива. Им необходимо казаться лучше тех людей, которые их окружают. Они ставят свои личные потребности выше потребностей коллектива и компании. Дополнительное подкрепление своего величия – стать любимчиком босса. Если, конечно, тот ведется на столь грубую лесть.
Если в коллективе уже завелось “гнилое яблоко”, измученный внутренними войнами коллектив ждет от реакции руководителя. Что может делать босс?
Первое: не замечать происходящее. Так происходило в одном СМИ. Дальше – рассказ редактора популярного журнала:
“Моя коллега жить не могла без склок. Ей постоянно нужен был кто-то для травли. И хотя я не была ее подчиненной, она делала все, чтобы выставить свои заслуги превыше моих и унизить меня в глазах всего отдела, а особенно – начальника. Она жаловалась, устраивала истерики, сплетничала про меня на курилке. Она была необъективна, и это все видели. Но самое ужасное: начальница даже не попыталась справиться с этой ситуацией. Будто бы все должно решиться само собой. В итоге – я уволились. Склочная коллега переключилась на другую нашу сотрудницу”.
Второй вариант: “National Geographic” – подходит для боссов, которым нравится сафари. Руководитель департамента связей с общественностью компании Х. – сам человек необузданного нрава. Он придумал весьма оригинальное кадровое решение. Далее – рассказ специалиста его пресс-службы:
“Ему просто нравилось сталкивать нас всех лбами. Когда он повысил Алену – известную сплетницу, которая постоянно “мутила воду” – дружила с одними против других, подставляли коллег и вообще была известной эгоисткой, – его предупреждали: это может плохо закончиться. Имея некоторую власть, она просто выживет всех коллег. Но Николай Петрович ответил: “Все не могут быть одинаковыми. Только при столкновении интересов, в напряжении, рождается настоящее творчество”.
Из обоих коллективов за полгода уволились около 10 ключевых сотрудников – нашли более комфортную атмосферу для эффективной работы.
Президент финансовой компании Baird Пол Перселл, которая оказалась в списке журнала Fortune “Сто лучших мест работы”, дал себе обещание, что создаст комфортное место работы для всех хороших сотрудников. “Во время собеседования я смотрю им прямо в глаза и говорю: если я выясню, что ты ведешь себя как скотина, я уволю тебя”. Большинство кандидатов встречали это утверждение с пониманием. Однако некоторые больше никогда не возвращались.
“Слушай, мне всё равно, даже если этот парень получил Нобелевскую премию… Я просто не хочу, чтобы какой-нибудь мудак развалил нашу команду” – сказал заведующей кафедрой Стэнфордского университета в ответ на предложение взять на работу одного известного ученого.
Итак, несколько «анти-мудацких» правил для начальника:
Вариант неизбежности. Предположим, у вас нет законного предлога расстаться с мудаком (как, например, окончание контракта). Или еще хуже: он «чей-то человек». Неужели ваш коллектив обречен? Нет.
Вы заметили, насколько деструктивное поведение мудаков напоминает среднюю школу? Взрослые люди ведут себя, как самоутверждающиеся трудные подростки. Так и есть. Посему – педагогика вам в помощь.
Если вам на секунду покажется, что вы стали завучем по воспитательной работе – пусть это вас не смущает. Мудаки не должны править бал в вашем коллективе. И вы сможете поставить их на место лучше других.
Читайте більше за тегами: