Про Budni
Наші продукти
1. Место и время. Проясните, как давно сотрудник покинул зону АТО, сколько времени прошло между его переездом в безопасное место и выходом на работу. Эта информация является ключевой для оценки поведения сотрудника на этапе его вхождения в коллектив. Наиболее благоприятной будет ситуация, если он пребывает на безопасной территории более 2 месяцев.
Помните, что у компании нет задачи вылечить бойца, переселенца от его травм. Это задача семьи и психологов. Поэтому не стоит инициировать разговоры «по душам» с коллегой, предполагая, что ему нужно выговориться, чтобы стало легче. Если сотрудник сам является инициатором разговора, активно ищет возможность поделиться переживаниями, рассказать о своих сложностях и проблемах, выслушайте его нейтрально, не углубляя разговор дополнительными вопросами и не запрашивая подробностей. Скажите сотруднику о том, что у вас в поддержке работает привлеченный специалист-психолог и порекомендуйте коллеге переговорить с ним.
Не стоит также поручать реабилитацию сотрудника внутренним тренерам или HR-ам, даже если у них есть дополнительное или профильное образование. Психолог-психотерапевт для клиента – лицо, максимально удаленное от всех сфер жизни, человек, с которым, при желании, можно перестать видеться и при этом не бояться встретить его в собственном офисе или дворе. Cистема адаптации должна быть направлена только на создание обстановки безопасности и спокойствия и на построение перспективы развития сотрудника (видение будущего).
2. Окружение. Позаботьтесь о том, чтобы как можно большее количество сотрудников компании было знакомо с правилами оказания первой психологической помощи на рабочем месте, основными характеристиками острого стрессового расстройства и возможными физиологическими и психическими реакциями, связанными с травмирующим контекстом. Особенно важно это для сотрудников учебных центров и служб персонала, а также для руководящего состава компании. Это даст возможность ключевым сотрудникам чувствовать себя более спокойно и уверенно при столкновении с возможными аффектами, а также позволит им за «непонятным поведением», «капризами» и «плохим характером» коллеги разглядеть реальные человеческие сложности и помочь ему обратиться за помощью.
Такого рода обучение будет также очень полезно для сотрудников, чьи родные сейчас находятся в зоне боевых действий. Понимание ситуации, в которой находятся их близкие, и способность оказать им правильную поддержку пусть даже при телефонном общении, очень хорошо сказывается на общем состоянии коллег, добавляют им уверенности в себе и дают энергию к жизни.
- Аудит «демаркационных линий». Актуальная ситуация в Украине привела к увеличению количества полярных позиций в обществе. Отследите, какими являются взаимоотношения в компании, например, между:
При обнаружении «воспаленных противоречий» имеет смыл вынести их на поверхность и обсудить, выработать совместно «позицию принятия» на территории офиса. Делать это нужно аккуратно, желательно, с привлечением внешнего специалиста по эффективной коммуникации. В этой работе внешнему специалисту отводится роль модератора, и громоотвода. Выходя из компании, он уносит с собой деструктивные убеждения и поведенческие проявления, оставляя совместно прожитый группой опыт примирения и принятые в ходе примирения решения.
4. «Нейтралитет» как совместное решение. Соблюдение политики нейтралитета в офисе является составной частью корпоративной культуры многих компаний. Но люди есть люди, и необходимость проводить в офисе большую часть жизни вплетает в офисные взаимоотношения все то, что беспокоит сотрудников за его пределами. Дружественная обстановка на работе еще больше способствует разговорам «по душам» на острые темы, а накал страстей и неопределенность актуальной ситуации в социуме делает ненадежным и хрупким даже внутренний барьер «увольнения». В результате офис становится площадкой для жарких дебатов на политические и религиозные темы, сотрудники разделяются на «противников» и «сторонников». Выходом из такой ситуации становится принятие коллективного решения о нейтралитете и формулирование сотрудниками примиряющих месседжей, которые становятся основой для поддержания рабочей обстановки в Компании. Совместно разработанные месседжи обязательно должны находиться в поле зрения сотрудников, служа якорями умиротворения и нейтралитета.
Наталия Щербина,
Тренер социально – психологического тренинга, СПТ
Комментарий эксперта:
Когда в начале 2000 годов мы только начинали тренерскую деятельность и с жадностью искали литературу по тренингам, основными нашими источниками были зарубежные (в основном английские и американские) источники. И поражал тот факт, что подавляющим большинством были тренинги по развитию толерантности и по межкультурным отношениям. Тогда нам было странно, что так много внимания уделяется этому вопросу «за границей». Многие из упражнений в этих тренингах вызвали бы недоумение у наших слушателей, и наше мнение было, что нам эти материалы никогда не понадобятся.
«Никогда не говори никогда!». Получается, что мы «догнали» запад и в этом вопросе. И сейчас нашим людям , рабочим коллективам и даже соседям во дворе очень нужно развитие этого навыка – ТОЛЕРАНТНОСТЬ*.
Поддерживаю автора в том, что сейчас HR-ам и руководителям нужно активно повышать свои знания в этом вопросе и передавать эти знания своим сотрудникам. И всем нам очень важно тренировать такие компетенции как принятие, уважение другого мнения и ассертивное поведение.
Что касается вопроса вернувшихся с войны, то он очень глубокий и разноплановый. Короткой заметкой о том, что этих людей нужно принимать, этот вопрос не закрыть. Но спасибо автору за то, что он поднимает эту тему. Украинское общество еще не осознало всю сложность того периода, в который оно вступает. Количество проблем возрастает не пропорционально с количеством ресурсов общества. Нам нужно очень быстро развиваться и организовываться. Нужна СИСТЕМА работы с ветеранами АТО. Нужна СИСТЕМА работы с ВПЛ. Нужна совсем другая гибкая и направленная на решение проблем общества государственная система. И сейчас от каждого из нас требуется готовность к изменениям, активное участие в конструктивном разрушении старой системы и построении новой. Начинать можно построение новых обществ внутри организаций.
*ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпимость) — качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие (философский словарь).
Марина Первушина
Консультант по развитию организаций, бизнес-тренер,
Руководитель компании «Консалт-ресурс»
Читайте більше за тегами: