Про Budni
Наші продукти
Хедхантинг – это иногда единственный способ найти сотрудника, который действительно нужен команде для достижения целей компании. При этом отношение к нему бывает разным – кто-то уверен, что это нечестная игра, и переманивать сотрудников из других компаний неэтично. Кто-то считает его «злым промыслом HR-ов» – ведь в процессе хантинга используются легенды для получения информации. Кто-то считает, что это лучший способ привлечения в команду игроков класса А и хочет собрать свою dream team.
Есть мнение, что невозможно схантить сотрудника, который доволен условиями работы и перспективами развития – если он соглашается рассматривать новые предложения, то уже не вовлечен так, как хотелось бы собственнику или руководителю. Поэтому схантить можно того, кто уже «смотрит по сторонам» или собирается сделать это в ближайшем будущем.
Более того, есть страх, что «и моих сотрудников так могут схантить». Конечно, могут! Свобода выбирать компанию, руководителя, сферу деятельности, позицию – это доступная опция, особенно в наше время. И здесь ответственность за условия работы, драйв и вовлеченность команды лежит на работодателе.
В каких случаях нужен хантинг?
Как правило, когда не удается найти сотрудника на рынке. Так как этот процесс значительно сложнее, подразумевает большие финансовые и временные затраты. Обычно для этого привлекаются рекрутинговые агентства, поскольку зачастую необходима полная конфиденциальность компании-заказчика и сохранение бренда работодателя.
Читайте ще: Сказки для кандидатов, или Сторителлинг при подборе
Кого стоит хантить?
Чаще всего компании используют хантинг для поиска узких специалистов с редкими знаниями и навыками, а также топ-менеджеров с ценным опытом. Обычно это необходимо компании, чтобы сделать «прорыв»: создать и/или вывести на рынок новый продукт в сжатые сроки. Хедхантинг позволяет избежать ошибок, основываясь на опыте и экспертизе сотрудника.
Конечно, нет необходимости в хантинге специалистов, которые начинают строить карьеру – это долго, дорого и неэффективно. Также нет смысла в хантинге, когда требования по открытой вакансии общие и компания может рассматривать кандидатов из разных сфер – такого кандидата можно найти, используя классический рекрутинг.
Но бывают и исключения. Например, мы работали над вакансией менеджера по продажам в сфере дистрибуции. Это востребованная позиция во всех компаниях, где есть функция продаж. Казалось бы, менеджер по продажам может быть универсальным и продавать любой продукт или услугу. Можно пойти этим путем – провести обучение по продукту, преимуществам, отличиям от конкурентов, целевой аудитории и коммуникациям. После периода «выращивания» компания получит отличного специалиста. Но что если нет сотрудников, которые могут провести обучение? К примеру, компания выходит на новый рынок или открывает представительство. Конечно, компания проведет обучение в ближайшем зарубежном филиале или хедофисе, но ежедневного наставничества не будет. Поэтому нужен автономный сотрудник, который знает сферу деятельности компании, основных игроков рынка, целевую аудиторию и людей, которые принимают решения в компаниях-клиентах. А также умеет выстраивать длительные взаимоотношения, успешно проводит переговоры и заключает сделки. И что делать, если такой кандидат сейчас не ищет работу? Ответ очевиден: нужно его переманить.
Условия эффективности хедхантинга
Поскольку речь идет о хантинге сотрудников, которые уже имеют достижения, опыт, знания – важной составляющей является интерес к:
Широко известна фраза Стива Джобса, которая помогла привлечь в команду Apple Джона Скалли – на тот момент он занимал позицию СЕО в PepsiCo: «Вы хотите до конца жизни продавать газировку или пойти со мной и изменить мир?» Действительно: «перекупить» сотрудника можно. Но важнее его вовлечь. Это неотъемлемая часть хантинга.
На этом этапе необходимо сформировать общее понимание того, кого и где мы будем искать. В случае недостижения успеха возвращаться необходимо на этот этап и корректировать стратегию. Это фундамент.
В компаниях разные организационные структуры, должности и функционал. Важно понять, кто теоретически может быть нам интересен. Мы можем представиться партнером, клиентом, соискателем, но необходимо продумать детали и обеспечить конфиденциальность компании-заказчика при любых обстоятельствах.
Этот этап может проходить с помощью телефонных разговоров или посещения мероприятий, где будут представители релевантных компаний.
Читайте ще: Технология против хаоса: 6 шагов к эффективному масс-рекрутингу
Здесь важно удостовериться, что тот, с кем вы говорите, действительно является «вашим» возможным кандидатом. Случаются ошибки, однако следует собрать как можно больше информации, используя разные тактики и легенды.
Этот этап, как правило, проходит при личной встрече.
Название компании, как правило, открывается в начале этого этапа. Но иногда и в конце предыдущего – если это критически важно для ценного кандидата.
Анализируйте планы своей компании и задавайте себе вопрос: «Помогает ли моя команда достичь желаемых результатов?» Если да – вам не нужен хедхантинг. Если нет и вы видите необходимость в усилении команды – возможно, привлечь новые таланты поможет именно этот инструмент.
Катерина Вольская, бизнес-тренер, коуч, СЕО HR-компании UniSkill
Читайте більше за тегами: