Про Budni
Наші продукти
На украинском рынке найдется немного компаний, которые смогли бы не только шагнуть за свое 20-летие, но и встретить его новыми достижениями и взятыми рубежами. Компания «ЭЛИТ-Украина» – из таких. Как удается крупному импортеру и лидеру рынка автозапчастей и оборудования для СТО «держать марку», мы спросили у генерального директора компании Олега Варварского.
– Олег, здравствуйте. Для тех, кто не в курсе, уточним, что уже 23 года компания «ЭЛИТ-Украина» входит в состав «ELIT Group», которая является частью международной корпорации «LKQ» с центральным офисом в США и работает в 19 странах Европы, Америке и на Тайване. А как долго вы работаете в компании?
– С 2012-го, шесть лет.
– А если не секрет, что вас привело в компанию?
– Мне было интересно попробовать себя в новой для себя сфере – дистрибуции автомобильных запчастей. До этого я работал в девелопменте, а ранее – в телекоммуникационном бизнесе.
«ЭЛИТ» произвел на меня впечатление компании с большими амбициями. Когда я проходил собеседование с генеральным директором, и он делился планами компании, – меня это зацепило и пробудило интерес. В принципе, все то, о чем мы говорили на собеседовании, произошло – компания быстро и активно росла и развивалась, и все это продолжается до сих пор.
– Как вы могли бы охарактеризовать компанию «ЭЛИТ-Украина»?
– «ЭЛИТ-Украина» – это компания, которая предоставляет наилучший уровень сервиса 13 тысячам клиентов в 39 филиалах по всей Украине, компания, в которой работает более 700 сотрудников.
– И как развивалась компания все эти годы?
– Последние 6 лет компания активно росла и развивалась. В 2012 году, когда я пришел сюда, у нас было 11 филиалов и менее двухсот сотрудников. Мы существенно расширили филиальную сеть, ассортимент. Инвестировали в увеличение складских запасов и корпоративный парк автомобилей доставки. Запустили продажи в В2С сегменте через собственный интернет-магазин и нашу филиальную сеть. Запустили новую версию электронного каталога. Значительное внимание уделяли автоматизации труда, запустили электронный документооборот.
– Кризис 2014-2015 годов не стал для компании провалом?
– Нет, провала не было. Нам удалось выстоять в кризис, хотя это было нелегко. Нелегко было работать, когда гривня резко девальвировала. Очень тяжело было в конце 2015-го – начале 2016 года, когда практически невозможно было купить валюту. А для импортера это почти равноценно остановке бизнеса. Несмотря на кризис, мы продолжали наращивать обороты, открывать новые филиалы, нанимать людей.
– А что помогло вам выстоять? Или кто?
– Наша команда отработала тот период очень слаженно. Мы не боялись принимать нестандартные и непопулярные решения. Разумеется, внутри команды было много горячих дебатов. Тем не менее все получилось, ведь кризис – это и новые возможности.
– Скажите, пожалуйста, на позиции руководителей филиалов вы предпочитаете выдвигать своих сотрудников или кандидатов с рынка?
– Многие руководители филиалов выросли в компании. Они прошли весь путь – от водителей, специалистов, торговых представителей до директоров филиалов. Но есть и специалисты, которых мы взяли с рынка, причем не всегда из автобизнеса. Я отдаю предпочтение сотрудникам, которые выросли в компании, но нам не всегда хватает внутренних ресурсов.
– Что нужно сделать сотруднику, который давно работает в компании, чтобы выдвинуться вперед, вверх?
– Надо, прежде всего, иметь желание работать и разделять основные ценности компании. Наши ценности – это клиенториентированность, работа в команде, ориентация на результат, гибкость, инновативность.
– А каковы перспективы у людей, соответствующих ценностям компании? К чему сейчас стремится компания «ЭЛИТ-Украина»?
– ЭЛИТ не собирается останавливаться на достигнутом. Мы будем развиваться, у нас достаточно большие амбиции. Мы одни из лидеров рынка, и мы будем продолжать наращивать свои позиции. В большой компании, которая растет, у сотрудника всегда есть много возможностей. Поэтому если у кандидата есть желание работать, желание расти и развиваться, ему с нами по пути.
– Тогда скажите, почему человек должен прийти к вам, а не к другим лидерам рынка?
– Потому что мы стабильная компания с иностранным капиталом, которая предоставляет сотрудникам перспективы профессионального и карьерного роста.
– Что для сотрудника означает «компания с иностранным капиталом»? В чем преимущество?
– В компаниях с иностранным капиталом акционеры всегда ставят высокие требования к ведению бизнеса в плане соответствия законодательству. Это значит, что мы соблюдаем законодательство о труде. А именно, мы отпускаем человека в отпуск, выплачиваем больничные, вовремя платим зарплату. У нас на надлежащем уровне охрана труда. И всегда по отношению к сотруднику мы себя ведем прогнозируемо и в соответствие с законом. Для персонала это означает определенные твердые социальные гарантии. Кроме того, наша компания является членом Европейской бизнес-ассоциации.
– Понятно. Если компания растет, какие люди нужные ей для успешного роста?
– Нам нужны сотрудники, которые готовы работать, готовы обучаться и расти вместе с компанией. Работа в нашей компании отличается динамичностью – просто так приходить на работу и сидеть от звонка до звонка точно не получится. И если кто-то стремится именно к этому, долго он здесь не продержится.
Мы всегда стараемся мотивировать сотрудника на результат. Поэтому в разных подразделениях есть разные KPI, которые стимулируют сотрудника достигать результатов. Мы не стремимся контролировать сотрудника, пришел он на работу на 5 минут раньше или ушел на 5 минут позже. Но мы следим за тем, чтоб сотрудники достигали тех целей, которые перед ними поставлены.
– Если мы говорим про обучение, что в этом вопросе отличает вашу компанию?
– Обучение – очень важный элемент работы с персоналом, которому мы начинаем уделять все больше и больше внимания. В этом году мы запустили систему электронного обучения для сотрудников. В следующем году планируем расширить количество курсов. Кроме того, мы регулярно проводим различные обучающие тренинги для персонала: в центральном офисе и выездные, с участием как внутренних тренеров, так и приглашенных. Прежде всего, это тренинги для торговой команды, которая самая многочисленная: по клиенториентированности, по продажам, по качеству обслуживания. Кроме того, большое внимание мы уделяем командообразованию. Летом 2018 года мы провели масштабное мероприятие на более чем 200 человек под Киевом для большой команды «ЭЛИТ». Я считаю, нам это удалось.
– Уточню – в компании «ЭЛИТ-Украина» готовы брать на работу кандидатов и без опыта?
– Опыт – это всегда дополнительное преимущество. Тем не менее, мы готовы брать перспективных кандидатов и без опыта. Мы приветствуем развитие карьеры, когда сотрудник начинает на должности кладовщика или водителя, а затем он продвигается по карьерной лестнице до торгового представителя, директора филиала и так далее.
У нас есть сотрудники, которые прошли путь от самых низов до топ-менеджмента. Возьмем, например, нашего начальника отдела управления цепочкой поставок, который пришел к нам на работу в 2010 году, работал сотрудником склада, затем был специалистом отдела СКМ, затем заместителем начальника отдела и начальником отдела. Или директора по развитию – он начинал карьеру на складе в 2000 году, затем работал начальником отдела продукт-менеджмента, начальником отдела по управлению цепочкой поставок, после чего стал директором по развитию. Еще один интересный пример – это нынешний финансовый директор, который работает в компании с 2013 года. Он начинал финансовым контроллером, затем стал старшим финансовым контроллером, теперь финансовый директор.
– А дамы у вас карьеру не делают?
– У нас в компании действительно больше мужчин, чем женщин. Такова специфика автобизнеса. Тем не менее, бухгалтерия – это практически женский коллектив. Наш HR-директор – женщина. Есть дамы среди торговых представителей, специалистов, кассиров, кладовщиков. Женщины привносят красоту и гармонию в наш коллектив.
– А если человек не стремится к карьерным высотам?
– Мы приветствуем стремление к карьерному росту. Но, с другой стороны, если сотрудник комфортно себя чувствует на одной должности и качественно делает свою работу, он может оставаться на этой должности. Мы не препятствуем этому.
– Так, а теперь давайте поговорим про неуспешных сотрудников. Кто они?
– В этом году мы запустили в компании систему оценки персонала, которая позволяет более эффективно выявлять таких сотрудников. В рамках этой системы каждый руководитель оценивает своего сотрудника, сотрудник оценивает сам себя, затем показатели сравниваются. В итоге формируется резюме для сотрудника. Если сотрудник не набрал необходимых баллов, то получает рекомендацию: что и как ему нужно доработать. Ему, условно говоря, дается шанс. Если человек этим шансом воспользовался – замечательно, мы продолжаем работать и дальше. А если нет – тогда, возможно, нам не по пути.
Есть еще один вариант – человек может перейти на другую должность. Если сотрудник ценный, если он лоялен к компании, если у него есть интерес и потенциал, но конкретная должность – это не его, то почему бы и нет. У нас достаточно большая компания, есть много возможностей.
– А перевестись из региона в центральный офис – насколько это возможно в вашей компании?
– Такая возможность есть. Несколько сотрудников, которые ранее работали в регионах, сейчас успешно работают в центральном офисе.
– Что нужно делать, чтобы перевестись?
– Прежде всего, необходимо сообщить о своем желании в HR-отдел. Затем, когда у нас будут открываться новые вакансии, HR-отдел будет смотреть, прежде всего, на внутренние резервы. И если будет выбор взять сотрудника с рынка или взять сотрудника нашей же компании, мы предпочтем второй вариант. Даже если внутренний кандидат немного недотягивает в плане технических навыков или ему не хватает опыта – это те недостатки, которые можно достаточно быстро исправить. Но преимуществом будет то, что человек разделяет наши ценности и является носителем нашей корпоративной культуры.
– А если сотрудник говорит об уходе, будете его удерживать?
– Если сотрудник ценный и перспективный, мы стремимся его удержать, сделать интересное предложение, которое позволит ему остаться в компании. Иногда нам это удается, иногда нет. Но мы всегда стремимся расстаться с сотрудниками по-хорошему. Ведь иногда они к нам возвращаются, принося с собой ценный опыт и новые знания.
– А новичку на испытательном сроке сложно в компании?
– «ЭЛИТ» ценит и уважает своих сотрудников. Тех, кто хочет у нас работать и разделяет наши ценности, мы обучаем и предоставляем возможности профессионального и карьерного роста. Каждому новичку, который приходит к нам в центральный офис, мы проводим экскурсию. Также, как я уже говорил, мы значительное внимание уделяем командообразованию. Мы стараемся создать такие условия труда, чтобы сотрудники почувствовали, что «ЭЛИТ» – это больше, чем компания, это их вторая семья.
– Есть ли у новичка наставник?
– В роли наставника выступает непосредственный руководитель. И, разумеется, он заинтересован в том, чтобы не ошибиться в кандидате, и чтобы этот кандидат по окончанию испытательного срока остался работать в компании. В противном случае, он будет вынужден столкнуться с повторным поиском и адаптацией еще одного новичка. Если сотрудник приходит в филиал, то в роли наставника может выступать директор филиала. Ему может помогать кто-то из коллег.
– Сложно ли теперь искать новых сотрудников? Безвиз, дефицит квалифицированных кадров – как компания «ЭЛИТ-Украина» с этим справляется?
– Найти хорошего сотрудника всегда тяжело. На это влияет целый ряд факторов, в том числе сезонный. Например, не секрет, что июль-август или период новогодних праздников – это сезон отпусков, и в это время сотрудников найти нелегко. Также после того, как ввели безвиз, мы столкнулись с теми же проблемами на рынке труда, что и другие компании. В нашем случае это ударило, прежде всего, по таким специалистам, как водители и кладовщики. Кроме того, бывает достаточно сложно найти узких спецов.
– Какие сложности и возможности ждут сотрудников в компании?
– Возможно самое сложное для кого-то – это достаточно динамичная атмосфера внутри компании. Поэтому, если кого-то это пугает, кто-то настроен просидеть с девяти до шести и сильно не напрягаться, тогда для него это может быть сложностью. Если же человек динамичен по своей натуре, ему интересно работать, открывать для себя что-то новое, тогда это не сложность, а возможность.
Читайте більше за тегами: