Про Budni
Наші продукти
Мы живем в эпоху двух доктрин. Первая – индустриальная революция 4.0 с ее стремлением к роботизации. Вторая – теория перехода к постиндустриальному обществу, где главная ценность – интеллектуальный капитал. Обе они формируют масштабные сегменты экономики, рынки со своими правилами игры. Но в чем точно сходятся эти две философии – потребность в креативном, нестандартном мышлении.
Мы решили рассмотреть основные принципы одного из самых перспективных рынков труда – сектора креативных индустрий, историю его развития, сегментацию и состояние этого рынка в Украине.
Лови волну – мысли креативно
Было время, когда над сотрудниками, чьи подходы выходили за рамки общепринятого стандарта мышления, подшучивали, называя «творческой личностью». Сейчас креативность – это необходимость. По данным Всемирного Экономического Форума-2015, креативное мышление занимало 10-ю позицию в Топ 10 необходимых скиллов, в 2018 году оно было уже на 5-м месте, и по прогнозам в 2020 займет 3-е.
Креативность – это способ мышления, это ваше превосходство над конкурентами, в какой бы сфере вы ни работали. Креатив – это оружие, которое попадет в цель и определяет ваш личный успех в общем процессе, это ваше лицо, ваша карьера и наконец, ваши деньги. И именно так строятся новые успешные команды в индустрии креативной экономики.
Что такое креативный сектор
Сектор креативных индустрий – это все, что создается путем художественного или научного творчества, и обладает промышленным потенциалом, то есть, способностью приносить доход.
По данным различных исследований, прибыль, которую приносит креативный сектор, составляет от 3% до 5% общего мирового ВВП, и этот показатель постоянно растет. Около 5 % работников во всем мире работает в секторе креативной экономики.
Основные отрасли креативной экономики (по официально утвержденной Британской модели):
С приходом диджитализации некоторые вносят в этот список такие отрасли как геймдевелопинг, веб-разработка и прочие сферы деятельности IT- рынка. Но все же, рынок диджитал и IT- услуг – это полноценная отдельная индустрия, такая же, как рынок разработки игр, капитализация которого в 2018 году сравнялась с доходами рынка киноиндустрии.
На самом деле креативная политика и экономика – совсем не новая тенденция, как может показаться по незнанию, а всемирная программа развития, которая началась более полувека назад. Политике креативных индустрий предшествовала политика культурных индустрий. Эти концепции принято отождествлять и по сей день, но официально они разделены на два разных рынка с разными отраслевыми моделями.
Развитие культурных индустрий началось после Второй мировой войны как масштабная правительственная программа. Государства начали субсидировать в классические искусства как в сферу решения социальных задач, способную сформировать новые рабочие места и отвлечь народ от войны и кризисов.
Глобальное внедрение политики культуры и креативности началось с инициативы ЮНЕСКО в 1982 году. Основными направлениями были развитие туристических кластеров, «плейсмейкинг» или облагораживание территорий с целью привлечения бизнеса и новых специалистов.
В 1990-е годы политика культурных индустрий обрела характер глобального тренда и была принята всеми странами на государственном уровне.
Ее поддержали предприниматели и муниципалитеты, поскольку культурный сектор привлекал новые инвестиции и позволял поставить на коммерческие рельсы музеи, театры, выставки и прочие культурные институции.
А вот понятие «креативные индустрии» впервые было использовано британскими, американскими и австралийскими менеджерами и активистами культуры в 1980-е годы. Но популярность приобрело двумя десятилетиям позже, став некой улучшенной Британской моделью политики культурных индустрий. А сама терминология сектора креативности зарождалась одновременно с развитием теории «бизнес-кластеров» американского экономиста Майкла Портера. Феноменом креативной индустрии стали такие инновации как «креативные города», «креативный класс» и «креативные кластеры».
По определению одного из основных идеологов креативности Алана Фримана, креативный труд – это труд, незаменяемый машиной. Уникальность продукта – тот аспект товара, который создан творчеством. И набравшая обороты политика креативной экономики предлагает множество вариантов и схем, как зарабатывать на своем продукте творчества.
Креативная политика в Украине не так развита, как, например, в Англии, Германии или США, но за последние 10 лет произошли существенные изменения. Внедрение концепций креативной политики стали ключом к развитию некоторых сегментов рынка творческой и интеллектуальной деятельности.
К тому же, в июне 2018 года концепция креативной экономики была признана на государственном уровне как один из курсов культурной политики. А в закон «О культуре» были внесены поправки относительно определения понятия «креативные индустрии».
Но далеко не все сферы креативной индустрии развиты в Украине на том уровне, чтобы дать возможность монетизировать свою деятельность или развивать прибыльный бизнес. В основном развиваются направления рекламы, дизайна, моды и сфера развлечений. Мастодонтами все так же остаются рынок медиа и видео-продакшена.
Вот перечень основных видов занятий, которые могут приносить прибыль всем творческим украинцам в рамках развития креативного сектора:
Начать свой бизнес, а главное успешно масштабировать его, конечно, не так просто. Высокие инвестиционные риски при работе с творческим продуктом заметил еще в 50-х отец политики культурных индустрий Николас Гарнэм, и в наши дни ничего не изменилось.
Хотя примеров успешных кейсов молодых украинцев более чем достаточно: бренды одежды, фестивали, культурные проекты, кино, рекламные агентства и высокие личные показатели молодых специалистов на международных биржах творческого труда.
Еще один вариант развития в сфере креатива и творчества – гранты. За последние несколько лет в Украине появились масштабные проекты, которые на грантовой основе финансируют творческие начинания отдельных авторов, команд и творческих коллабораций. Это международные Европейские программы, направленные на развитие культуры, интеграцию креативных концепций и налаживание культурных связей между Украиной и Европой. Вот основные из них:
Отметим, что подобные программы – не способ заработка, это способ творческой реализации и начала своего пути в креативном секторе. Но это вполне реальные деньги, которых достаточно для старта идеи.
В 2018 году уже была сформирована экспертная комиссия, которая занимается рассмотрением заявок. Из реализованных проектов – инклюзивные площадки для просмотра кино, театральные проекты, программы по подготовке менеджеров в сфере культуры, онлайн платформы для обучения и упрощения коммуникации между деятелями культуры из разных стран.
Но самый главный сдвиг, произошедший благодаря развитию креативного сектора – это формирование комьюнити, людей с новыми подходами к работе и принципами мышления. Развитие концепций креативной политики и их внедрение формирует рынок новых специалистов, которые верят в свои возможности, существуют в пространстве поливариантности и нацелены на развитие и воплощение своих творческих идей.
Так что знакомьтесь с новыми возможностями, пользуйтесь перспективами и занимайтесь любимым делом!
Читайте більше за тегами: