Про Budni
Наші продукти
Редакция rabota.ua пообщалась с Юрием Федорченко, Project Manager-ом компании Provectus.
– За многие годы сложилось мнение, что в IT место математикам, или, как минимум, людям с аналитическим складом ума. Можешь ли ты отнести себя к их числу?
– Безусловно. У меня было непростое детство: бабушка и дедушка – физики и математики, мама – преподаватель фортепиано, папа – инженер. Гены сделали своё. Поэтому я не могу сказать, что мои занятия театром и музыкой с детства как-то пагубно сказались на моих математических способностях и на аналитическом мышлении. Даже наоборот, потому что для меня музыка – это та же математика, только в другой плоскости. Тем не менее, я учился в математическом классе, да и в институте с математикой тоже было всё хорошо.
– Расскажи немного о своей учебе.
– Я поступил на международную экономику в одесский Нархоз на факультет «Международная экономика», где проучился на стационаре год, затем решил поступать в Консерваторию. ВУЗ я не бросил, и мне предложили свободное посещение, перевели на специальность «Маркетинг».
– То есть тебя хотели удержать, раз предложили такие условия уже после первого курса? Как считаешь, чем ты так зацепил?
– Всё тем же… Творческим подходом. Я хорошо учился, был активистом, КВН-щиком. Декан ко мне очень хорошо относился, видел во мне не только творческую, но и научную перспективу. Я не посещал большинство лекций и семинаров, но экзамены приходилось сдавать все.
– Не пожалел о таком решении разделить свою жизнь на два?
Ни в коем случае. Во многом моя профессиональная карьера сложилась на основе этого решения. Тогда я вообще не мог представить, что окажусь в IT. Об этом речь не шла. Меня интересовали новые технологии, но тогда еще не все «хотели в IT».
– С чего началась твоя карьера в IT?
– На пятом курсе университета я писал дипломную работу и начал многозначительно поглядывать в IT-сектор. Я понимал, IT – та сфера, в которой можно реализовать свой потенциал, и, как на игре «Что? Где? Когда?», можно честно заработать деньги своим умом. Поэтому я сделал выбор в пользу этой отрасли, соответственно, выбор темы пал на область логистики – а именно ERP и MLP-систем. Это IT-продукты, которые позволяют управлять ресурсами, планированием, автоматизацией процессов, вплоть до интеграции с конвейерами, поставками и т.д.
– Удалось применить работу на практике?
– Всё разбилось о скалы реальности ведения украинского бизнеса. Я не совсем правильно представлял, кто сидит в кресле директора среднестатистического предприятия, и поэтому мое предложение изначально было направлено не на того пользователя.
Но были люди, которые это оценили. Во-первых, моя работа заняла третье место по научным работам в Украине в сфере экономики. Во-вторых, с этой работой я «заломился» в одну из компаний, которая на то время серьезно занималась аутсорсом
Я туда пришел без приглашения, уболтал охранников, поднялся в HR-отдел, принес им свою дипломную работу и сказал, что хочу у них практиковаться. На меня, конечно, посмотрели огромными глазами, но, видимо, я зацепил девочек своей настойчивостью, и в процессе разговора меня пригласили на собеседование. Они как раз набирали PM-интернов, таким образом я туда и попал. Сказать, что я делал там что-то полезное, нельзя, я скорее наблюдал. Я там проработал чуть меньше года, закончил институт и полностью отдался Консерватории. Затем меня пригласили на работу в театр, и я решил, что искусство для меня – самое главное. Решил, что буду как-то совмещать, буду фрилансить.
– А на каком этапе и почему ты выбрал Provectus?
– Работа в театре была интересной. Каждый день был непохож на другой. Было много эмоций, ярких мгновений, побед и поражений… Актерство – профессия интересная, но часто неблагодарная, связанная со многими трудностями, о которых зритель по ту сторону кулис не подозревает. Вернее, актер должен делать все возможное, чтобы зритель не догадался. А голова его занята тем, как и где ему подработать, чтобы свести концы с концами, как ему завтра успеть быть одновременно на репетиции в театре и в детской школе раннего развития, где он преподает пятилеткам вокал и актерское, и вообще, что же его ждет через 5-10 лет.
Со временем ощущения притупляются, аплодисменты уже не так будоражат, роли становятся похожими одна на другую. В общем, я понял, что в нашей стране быть актером не так уж и весело, как мне казалось изначально…
– Так сложилось, что во время работы в театре я подрабатывал в нескольких IT-компаниях удаленно – from time to time.
И вот, проработав несколько лет в театре ведущим солистом, я понял, что это всё очень долго, сложно, непонятно и неопределенно… Так, в один прекрасный день мой друг Project Manager позвонил и сказал, что у них открывается вакансия на большом проекте. Австралийская продуктовая компания набирала команду разработчиков и менеджеров в рамках одной из наших аутсорс-компаний. Проект интересный, а главное, нужно было совмещать обязанности Project и Product менеджера, что мне всегда нравилось. Я не мог отказаться от такого предложения. Проблема была лишь в том, что их офисы находились в Херсоне и Николаеве, а на тот момент я жил в Одессе. Несмотря на все это, я согласился и проработал там 4,5 года, даже совмещал с театром. В театре никто не подозревал, что я где-то еще работаю.
Этот проект стал очень успешным, по типу Groupon, только в Австралии. В итоге мы даже обогнали Groupon. Мы с другом успешно делили обязанности Project Manager. Мотаться 4,5 года между Херсоном и Одессой в полу-удаленном режиме было тяжело. Прежде всего из-за того, что у меня стиль такой: я люблю личное общение, смотреть человеку в глаза, быть территориально рядом с командой, т.е. удаленная работа не для меня.
В общем, причина моего ухода была банальна – я женился на балерине Театра музыкальной комедии, и мы решили завести ребенка. Ну, а чтобы его завести, нужно, как минимум, ходить на свидания с собственной женой. Но эти свидания были настолько редкими, что мне пришлось принять непростое решение – рискнуть и попрощаться со своим коллективом.
Тогда как раз было межсезонье, я искал адекватную замену, но на тот момент ничего подходящего не было. В компаниях, которые я рассматривал, как потенциально хорошую замену, открытых вакансий не было. Помню несколько вакансий в малоизвестных компаниях, в общем, я выбрал адекватное предложение и согласился на него, хотя это был очень серьезный downshifting для меня.
Я пошел на эту позицию, положа руку на сердце, временно, чтобы переждать затишье, пока не появится что-то лучшее. Рассчитывал, что пока пройду испытательный срок, смогу найти более подходящую работу.
Так и случилось. Не прошло и двух месяцев, как появилась вакансия в Provectus. Я много хорошего слышал об этой компании, о коллективе, “печеньках и вечеринках” – смеется Юрий. – Да и сама вакансия Project Manager в Mobile Studio стала вызовом для меня. Как человек без профильного технического образования, я понимал, что придя в мобильный отдел, нужно знать множество специфических технологий и быть сильным «мультистаночником». Я засел за книги, сделал тестовое задание (надо было сделать оценку приложения и, по всей видимости, я угадал то, как это должно было быть). И вот я здесь.
– Какие обязанности в Provectus у тебя появились? Что нового, непривычного пришлось освоить?
– Что касается новых обязанностей – это обязанность быть в тренде, и каждый день над собой работать. Раньше у меня не было такой острой необходимости каждый день себя прокачивать. Это то, чего не было в прошлой компании. Сейчас я понимаю, что это была проблема, из-за которой я выгорал. Ранее я не видел смысла над собой работать каждый день, здесь у меня такая потребность есть. По сути, это, наверное, то самое главное, чем отличается работа в мобильном отделе Provectus от других компаний. Работа над собой очень важна, потому что мы очень мобильные, очень быстрые, мы очень разные. Тут постоянно много новых идей, новых технологий, новых проектов на оценку. А чтобы оценить, ты должен вникнуть – приходится много читать и изучать что-то новое. У нас Project Managers постоянно ведут переговоры друг с другом о том, как оптимизировать процессы, как помогать разработчикам становиться лучше. За те полтора года, которые я работаю в Provectus, я вижу значительные изменения в себе.
– Как выглядит твой обычный будний день в Provectus?
– Мой обычный будний день в Provectus начинается до того, как я прихожу в офис. В этом, кстати, плюс Provectus и вообще работы в мобильном отделе – очень гибкий график. У меня недавно родился ребенок, он совсем маленький, и мне нужно помогать жене, потому что ей сложно совершенно без посторонней помощи воспитывать малышку. Так что мой рабочий день начинается с чашки кофе дома за компьютером, с планирования дня, чтения почты и assignment задач для разработчиков. В общем, на рабочее место я прихожу подготовленным.
Придя в офис, я в первую очередь разблокирую команды, даю задачи, ставлю приоритеты, статусы. У меня три проекта, каждый из которых поделен на подпроекты. Фактически у меня 12 подпроектов, и по каждому свой поток задач. Я применяю значительное число инструментов, для того чтобы справляться с этой мультизадачностью, потому что мозг не для запоминания, а для креативных идей. Я планирую, как я буду планировать. Я всё записываю. Без to do листа, наверное, шагу не смог бы ступить. (смеется)
Хоть мы и стремимся к какому-то определенному стилю управления, общему для всех наших проектов, но у каждого проекта есть определенная специфика, условия разных клиентов, разные требования, разные time frame, банально разные технологии. Это, естественно, обусловливает выбор того или иного инструмента, методологии, стиля управления. В этом и есть искусство менеджера: в том многообразии приемов, инструментов, наработок и опыта выбрать именно то, что будет эффективным для данных конкретных условий. Что-то приходит с опытом, что-то чувствуешь интуитивно, но в основном грамотный РМ ссылается на какие-то метрики, цифры, данные, на основе которых принимает решения.
– Вернемся к творческой твоей стороне. Правда ли, что ты был приглашен на конкурс «Голос Країни» и даже прошел отбор, но не пришел на съемки. Когда это было и почему так случилось?
– Это было совсем недавно, можно сказать, что это отголосок плотной работы в театре. Естественно, работая в театре, хотелось как-то развивать свою творческую карьеру. К сожалению, просто таланта, образования, умения очень мало. В шоу-бизнесе создается бренд, образ, над которым работает целая команда специалистов. Театральный же путь гораздо более сложен и гораздо менее определен. Нужно быть безумно талантливым человеком с определенным типом мышления, которого, к сожалению, у меня нет. У меня прагматичный склад ума. Чтобы быть успешным актером, нужно положить всё на это, т.е. ни семьи, ничего другого, только театр. Ты там живешь, и все, что вне театра и что не мирится с этим образом жизни, просто выпадает. Мне повезло, моя жена тоже «театральная», она понимала меня и понимает до сих пор. Театр – это очень жесткая борьба с самим собой, с окружением, с восприятием тебя другими людьми, с субъективным мнением.
В театре удалось добиться только локального успеха, стать ведущим солистом одного из самых сильных (если не самого сильного) театра музкомедии в Украине. Но дальше дело не шло… И тот лимит времени, который я себе отвел на достижение, каких-то более впечатляющих результатов, показал, что пора переводить это в разряд хобби.
Возвращаясь к конкурсу «Голос Країни», я просто отправил свои записи, и ответ пришел с некоторым запозданием – через два года. И вот так, собственно, я попал на кастинги. И тогда я уже не поехал, потому что я понял, что нет смысла. Я не буду бросать IT ради этого. Мог бы поучаствовать, но вряд ли это закончилось бы каким-то успехом. У меня очень много знакомых ребят из Одессы, которые ранее и сейчас участвуют в проекте – Роман Руссу, например. Он прошел кастинги и вошел в команду Потапа. Я знаю, что это очень тернистый, сложный путь, и участие в таком шоу отнюдь не гарантирует успеха. Наверное, если бы ответ пришел сразу, я бы согласился, но не уходил в это с головой. Это большой риск, а я привык оценивать риски.
– Ты продолжаешь играть в театре, знаешь очень многие роли наизусть, и к тебе обращаются за помощью. Какую роль играл последней?
– Насчет продолжения работы в театре – это громко сказано. Да, меня действительно до сих пор приглашают from time to time. Но это происходит все реже и реже, так как я выпадаю из обоймы, а человек, который не находится в этой театральной когорте, становится немножко чужим. Раньше, даже работая в IT, иногда играл 10 спектаклей в месяц, сейчас это в среднем 1 раз в 2 месяца. Это дарит мне много позитивных эмоций, как прыжок с парашютом.
Я очень люблю играть злодеев, как ни странно, у меня это очень хорошо получается. Еще люблю играть детские спектакли. Любимая роль – Кощей Бессмертный. Однако в основном приходилось играть героев-любовников. Мне это не очень нравилось, потому что не за что было зацепиться, характер плоский, банальщиной всегда от этих героев веет. Но приходилось, потому что я по голосу всегда подходил на эти роли, особенно в опереттах. Последняя роль – «Сильва», я играл Эдвина в основном составе, всё было очень серьезно и, по сути, после этой роли я уже ничего нового не играл.
– Какой была реакция твоих коллеги из театра на твое решение уйти в другую сферу? Как провожали тебя?
– По-разному провожали. Театр – это организм, надо туда попасть и знать его изнутри, чтобы понимать, что это за люди. Для коллег новость была очень неожиданной, никто не знал, чем я занимаюсь в свободное от работы в театре время. Когда я сказал, что ухожу в IT-сферу, возникло много вопросов.
Но меня всегда там очень рады видеть, я прихожу в театр, как домой. Могу зайти в свою гримерку, воспользоваться всеми мощностями театра, могу прийти на спектакль через служебный вход. Часто, когда человек уходит, к нему начинают даже лучше относиться, чем когда он был в коллективе.
– Расскажи про дальнейшие планы на карьерный рост?
– Сложный вопрос. Конечно, путей для развития карьеры бесчисленное множество для Project Manager, как в горизонтали, так и в вертикали: другие проекты, более зрелые, масштабнее, можно перейти от startup к каким-то enterprise-решениям. Всё зависит от специфики того, чем ты занимаешься. В Мобильном отделе мне как раз нравится это многообразие, я бы не вернулся обратно в какой-то большой проект, мне интереснее быть на пике.
Есть интересные специальности, типа business development, вот в этом бы я скорее себя реализовал, чем, к примеру, в maturity delivery.
Я за разумный рост. Я видел очень много ситуаций, когда люди хотели расти, и компания давала такую возможность, невзирая ни на что. В итоге все оказывались в проигрыше: компания теряла очень хорошего специалиста, ведь человек, по сути, уходит со своей должности, и получала специалиста, который тянет всех вниз.
Допустим, есть классный team lead разработчик, и он становится Project Manager. Да, он был прекрасным разработчиком, но далеко не факт, что он будет таким же прекрасным Project Manager, потому что это совершенно другая специальность. Компания терпит двойные убытки: она теряет хорошего разработчика и получает плохого Project Manager. Кому это надо? Никому.
Я бы скорее ответил на вопрос «Как я вижу себя в своей карьере». Я не строю планов по поводу карьерного роста, я строю планы, как буду развивать себя. А карьерный рост органически подтянется к тому, что я умею, что я могу, чего я стою. Думаю, что жизнь всегда дает шанс, если ты его заслуживаешь, а если ты им не пользуешься – это уже твои проблемы. Поэтому строить планы, что сегодня я поработаю Project Manager, а через 2 года мне предложат повышение – такого не будет. В нашей сфере так не бывает. А вот если я буду строить планы, что в этом году я прокачаю свои скиллы, тогда судьба гарантированно даст шанс.
Читайте більше за тегами: