Про Budni
Наші продукти
Эта статья родилась из дискуссии о качестве онлайн-форматов. Благодаря посту в Facebook, 42 эксперта обсудили опыт потребления контента последнего месяца – первых четырех недель изоляции. Люди из самых разных профессиональных сфер объединились и поделились своим опытом. Благодарю вас за соавторство этого материала.
Онлайн-форматы обучения включают в себя более 20 вариантов реализации. Видео-лекции, тренинги, бизнес-симуляции, подкасты, интерактивные конференции, фасилитации, манифесты, коучинговые встречи и т.д. В марте 2020 новый тренд приобрели вечеринки и даже дни рождения онлайн. Работа в удаленном формате имеет свои сильные стороны – она позволяет выходить в эфир из любой локации и не имеет привязки к географии. Также онлайн позволяет соединять в реальном времени людей из разных уголков мира и почти не имеет ограничения по численности. Удаленные форматы создают пространство возможностей, расширяя наш диалог, объединяют нас, помогая развиваться вместе. При этом онлайн-форматы имеют свои технические ограничения. И еще один важный момент: мы привыкли общаться в очном формате, для нас обмен энергиями, ощущение живого человека рядом имеют однозначно более привычный контекст.
Каждый эксперт, которому предстоит подготовить онлайн-формат, настроен реализовать свой замысел в наилучшем виде. Немало экспертов имеют многолетний опыт. Март 2020 стал для многих месяцем начинания новых проектов в онлайн-формате, и мы учимся в процессе действий. Обучение действием.
Основные сложности в реализации онлайн-форматов заключаются в индивидуальных особенностях спикера, качестве его подготовки. Бывает так, что очень грамотный эксперт, содержательный и желающий поделиться важной информацией, спотыкается о техническое качество эфира. Плохой и прерывающийся «булькающий» звук, картинка эфира пропадает или зависает. Голос и визуализация не синхронизированы или идут с задержкой. Обратная связь последнего месяца также касается качества экспертизы и структурирования информации, которой делится спикер.
Как улучшить навыки коммуникации в формате онлайн?
Пять ключевых блоков, которые помогут сделать коммуникацию качественнее. Для спикера это возможность упорядочить подготовку. Материал построен на личном опыте 42 экспертов и может служить только рекомендацией для улучшения и развития.
Методология 5С:
Представьте себе, вам необходимо подготовить эфир в очень сжатые сроки. Для практического применения информации, которая изложена в этом материале, предлагаю придумать сейчас тему, актуальную для вас, и пройти по каждому блоку, чтобы протестировать методологию 5С.
Отвечая себе на вопрос – зачем я буду тратить свое время на подготовку, проведение и занимать время других людей? – повышаем ответственность подготовки.
Смысловые вопросы: Зачем? Почему сейчас? Для кого? Сколько у меня есть времени на подготовку? Будет ли моя экспертиза интересна и полезна людям? Какова актуальность информации для меня и участников? Каков уровень их экспертизы?
Читайте ще: Есть ли найм на карантине: блиц-интервью с IT-рекрутерами Викторией Придатко и Дарьей Данченко
Как и в музыкальном произведении, книге или фильме, онлайн-коммуникация имеет свои смысловые куски. Вступительная часть призвана ввести в тему, актуализировать информацию и обозначить план вашего эфира. «В этом выпуске вы услышите», – говорит диктор новостного канала.
Участники включаются в эфир, им интересно, какую актуальность содержит для них ваша информация. На чем построена ваша экспертиза. Какие правила предлагаем для удобства восприятия общего качественного обмена. В очных форматах вступительная часть включает в себе инструментарий большой тройки: знакомство, работа с ожиданиями и договоренности по форме проведения. В зависимости от выбранной формы, вы можете модифицировать тренерский подход «большая тройка». Анонс и погружение в тему необходимы для вовлечения в эфир. Один из самых уважаемых спикеров TED, Кен Робинсон, предлагает использовать структуру подготовки, отвечая на вопросы: Что? И что? И что теперь?
После вступительной части, которая занимает примерно 10% общего эфира, мы переходим к основной части, где делимся основной информацией. Простыми и удобными советами здесь являются: нумерация смысловых блоков, резюмирование, использование практических примеров. Близкая и понятная каждому слушателю информация. Один технический специалист говорит так: «Я могу рассказать квантовую физику «на картошках». Если я начинаю использовать много научной терминологии, я теряю внимание и начинаю чувствовать, что ухожу в дебри, в которых теряюсь и сам».
Основная часть требует вашего пристального внимание в подготовке. Часто встречаемые риски: объем информации (слишком большой или недостаточный для конкретного времени), перескакивание с мысли на мысль и как результат – превращение эфира в набор оборванных смыслов. Важно помнить, что эфир предназначен для передачи и обмена информацией. Фокус на грамотной упаковке контента поможет зрителям и слушателям принять, обработать поток информации. Быть с вами в контакте.
Заключительная часть эфира является резюмирующей и помогает суммировать главные тезисы. Часто спикеры используют это время для вопросов. В завершающей части все-таки лучше построить резюме всего эфира и уже без примеров и отступлений подвести итоги. В тренинге это называется блок обратной связи – пространство, где люди могут выделить наиболее полезные инсайты. После чего ведущий предлагает своим участникам «сухой остаток» встречи.
Что? И что? И что теперь? – формула подготовки и проведения Кена Робинсона хорошо встраивается в содержательную часть. Когда мы готовимся, мы в любом случае выписываем основные тезисы содержательной части. Что важно обязательно сказать в начале? Какими будут ключевые тезисы, согласно времени, отведенному на формат? Для более детального структурирования содержательной части, можно сделать разметку 6П: предисловие, положение дел, проблематика, перспектива, предложение к действию, послесловие.
Будет ли мой формат дискуссией или это будет монолог? Это будет строгое официальное обращение или формат общения за чашкой чая? Может быть, это будет вечеринка с бокалом красного вина? Сочетание основного смысла онлайн-встречи, стиля общения и внешнего вида всегда помогают спикеру чувствовать себя уверенней. Целостность восприятия эфира зависит от того, насколько конгруэнтны вы общему контексту формата. Доктор в мятой футболке, говорящая о важных медицинских рекомендациях, – не лучшее решение. Стиль вашего формата определяется вами. Сейчас творчество разворачивается: спикеры и участники добавляют креативные аксессуары! Надевают короны. Меняют фон эфира и создают атмосферу, добавляя эмоциональный посыл каждой онлайн-встрече. Пришло время смелых и грамотных экспериментов. Мера важна во всем, возможность сделать эфир более эмоциональным и соответствующим вашему бренду – большое преимущество. Кроме внешнего вида и интерьера, которые могут усилить контекст вашего эфира, нужно обратить внимание на визуализацию. Создать стилистическое решение, которое будет удобно вам как ведущему – вся информация последовательна и удобна для восприятия. И, конечно, выверенный стиль визуализации помогает зрителям видеть информацию. Цвет, свет, перегруженность и качество картинки имеют значение.
Речевые и голосовые способности можно улучшить паузами. Переходами от темы к теме с помощью «мостов» – мы закончили тему и переходим к вопросам, мы завершаем эфир и т.д. Многие спикеры отлично управляют интонациями и выделяют главное. Это отличный навык. Монотонности бой. Речевой стиль включает в себя: управление голосом, дикцией, артикуляцией и интонациями. Также обратите внимание на правила произношения слов. Орфоэпические правила помогают нам быть грамотными и формировать ответственное отношение к речи. В одном из последних эфиров спикер делала ударение: «вЫсоко», повторяя часто это слово с ударением на букву «ы». Это мелочь, но, если мы сомневаемся в правильности ударения, лучше проверить. Когда у спикера появляется опыт, у него формируется свой индивидуальный стиль, и это увлекательный процесс.
Использование метафор, понятных и близких примеров сделает онлайн-включения насыщенными живыми эмоциями, более личностными. Мой учитель всегда говорила: «Кто плохо готовится, тот хорошо готовит свою неудачу». Во время эфиров мы часто испытываем волнение и можем рассказать совершенно не те истории, которые планировали. Бывало у вас так, что по факту проведения думаешь: «Ну вот зачем я привела именно эти примеры и рассказала именно эти истории? Ведь я как раз не хотела их рассказывать!» Мы начинаем проигрывать в своей голове альтернативный сценарий – как могло быть лучше.
У каждого сторителлера есть блокнот с личными историями. Когда мы готовимся ко встрече, можно посмотреть копилку своих историй. Конечно, после эфира тоже полезно записывать интересные истории. Любой формат становится живым, если он наполнен вами – вашими уникальными историями. Одна девушка поделилась своей историей – готовясь к эфиру она снимала домашнюю футболку, надевала деловую одежду и причесывала волосы. Оказалось, что камера была уже включена. Упс!
Жванецкий говорит: «В историю трудно войти, но легко вляпаться». Это цитата помогает помнить о том, что методика 5С поможет каждому из нас быть более внимательным и заботливым по отношению к нашей публичной коммуникации. Наша репутация всегда опережает нас.
Строго говоря, любой онлайн-формат основывается на том, что мы говорим и как мы это делаем. Добавляя критерий проверки смыслов, мы будем готовить качественный продукт, формировать пространство доверия и единения. Предлагаем 24 пункта-напутствия, резюмирующие весь материал.
Фокус внимания – управляем содержанием
Фокусы внимания формы
Время онлайн-форматов наступило стремительно. Многие эксперты были готовы, имеют опыт и знают технические секреты. В онлайн-доступе океан экспертов и это демонстрирует нам, что люди нацелены на формирование единства в сложных изменяющихся условиях. Спасибо всем, кто готов делиться знаниями, практическим опытом, совершенствоваться и поддерживать друг друга. Как писал Уильям Уорд: «Пессимист жалуется на ветер. Оптимист надеется на перемену погоды. Реалист ставит паруса».
Читайте більше за тегами: