Про Budni
Наші продукти
Еще пару лет назад брендинг работодателя был хорошей, но не обязательной практикой. Теперь он стал одним из ключевых стратегических направлений во многих компаниях. Но в то время, как мировые корпорации подходят к этой задаче системно, большинство наших компаний сосредотачиваются на брендинге работодателя только для найма. И это объяснимо, ведь не секрет, что рекрутеры в последний год столкнулись с огромной проблемой дефицита не только талантов, а и вообще кандидатов.
Да, действительно, часто бренд работодателя может помочь справиться со многими проблемами, связанными с привлечением и удержанием персонала.
Когда необходим бренд работодателя?
Но бренд работодателя – не панацея, хотя многие и воспринимают «брендирование» как волшебную таблетку, которая разом решит все проблемы, связанные с персоналом. Мол, сейчас забрендируемся, и к нам выстроятся целые очереди «талантов»; люди, которые у нас работают, отныне начнут жить на работе и уйдут от нас только на пенсию; а специалисты, которых просто физически нет, вдруг откуда-то появятся и обязательно захотят работать именно у нас. Так вот, друзья мои, бренд работодателя не поможет! Точнее, не поможет в ряде случаев.
Читайте ще: Зачем HR-менеджеру маркетинг: 5 ключевых аргументов
Если ваша компания, откровенно говоря, не лучшее, а худшее место для работы, не пытайтесь продать ее как «конфетку». Ведь все скачанные из Интернета фотографии со счастливыми людьми, красивые слоганы на рекламных макетах и обещания на собеседовании очень быстро раскроются, как только человек придет на работу. И тогда компания получит такую порцию негатива, с которой даже самому опытному пиарщику будет сложно справиться. В психологии есть термин «конгруэнтность», который обозначает соответствие внешнего внутреннему. Так вот, очень важно, чтобы ваш бренд работодателя был конгруэнтным.
Читайте ще: С первого взгляда: 7 отличных видеороликов о работодателях
Мало того, что специалист по бренду работодателя – это такой себе мастер на все руки, который, кроме HR, должен хорошо разбираться еще и в брендинге, и в маркетинге, и в пиаре, и в ивент-менеджменте, и в SMM-маркетинге, что, согласитесь в одном человеке совместить очень сложно. Так еще и каждый сотрудник становится носителем бренда. История знает много случаев, когда на первый взгляд невинная фотография или пост в социальных сетях кого-то из сотрудников наносили непоправый ущерб бренду компании.
А уж о том, как репутация бренда компании зависит от репутации ее собственника, руководителя и ключевых сотрудников, и говорить не стоит.
Если вы думаете, что бренд работодателя – это узнаваемый логотип, красивые рекламные макеты и громкие слоганы. В маркетинге существует такое понятие как позиционирование бренда, которое помогает ему выделиться среди подобных продуктов и занять свое место в головах у покупателей. Часто это, действительно, может быть яркая реклама. Но самое важное – это RTB (reasons to believe) – причины поверить. Если за красивыми обещаниями ничего не стоит и потенциальные сотрудники, зайдя в Интернет, не найдут им ни одного подтверждения, то все усилия, потраченные на эту «красоту», бесполезны.
«Эрнст енд Янг» ежегодно проводит рейтинг лучших работодателей Украины, и в рамках этого исследования они определяют наиболее и наименее привлекательные для работы отрасли. Если ваша компания работает на умирающем рынке, очень сложно, даже при наличии сильного бренда работодателя, привлекать и удерживать достойных кандидатов.
Или они в огромном дефиците в вашем городе, в стране, на планете.
Не секрет, что многие отрасли столкнулись с проблемой кадрового голода. Особенно остра эта проблема для рабочих специальностей. Если вы ищете, например, людей рабочих специальностей до 45 лет, то никакой бренд работодателя не поможет, потому что в Украине все, кому от 30 до 45, практически поголовно юристы и экономисты, а все кому до 30 – программисты и филологи.
Читайте ще: 5 обидных ошибок компаний, создавших бренд работодателя
Бренд – это всегда открытость, прозрачность и готовность коммуницировать. Если компания боится, что начнет громко заявлять о себе и ей всерьез заинтересуются все проверяющие органы, налоговые и пресса, стоит хорошенько взвесить, готова ли организация быть открытой и прозрачной. Это правда, что пока вы тихонько сидите, вы никому не интересны, но как только заявите о себе, о вас тоже начнут говорить. Хотя, правда и то, что проверяющим органам и налоговой отсутствие бренда работодателя никогда еще не было помехой.
Действительно, в такие компании как Facebook, Google, Zappos и другие, которые в топах рейтингов лучших работодателей, люди готовы наниматься, даже если их зарплата будет ниже, чем в других менее популярных среди соискателей компаниях. Но в данном случае более низкая зарплата – это не причина, а следствие сильного бренда.
Если есть такая фантазия, что нужно один раз сильно напрячься, а потом только пожинать плоды, то уже очень скоро придет разочарование. Брендирование работодателя – это, во-первых, игра в долгую (результат будет виден не сразу), а во-вторых, вы не сможете, даже создав хорошую репутацию компании на рынке, ничего больше не делать. Это должна быть постоянная работа на протяжении долгих лет. Скучать не придется.
Ирина Примак, бизнес-консультант по стратегическому маркетингу и Employer Branding, СЕО консалтинговой компании «Do Marketing!», автор проекта «Институт Корпоративного Счастья»
Читайте більше за тегами: