Про Budni
Наші продукти
Что делать, если между коллегами регулярно возникают конфликты, коллектив не чувствует себя командой, а поставленные рабочие задачи превращаются в недостижимые? Попробуйте поискать ключ к головоломке в теории поведенческих моделей. Ее понимание позволит сотрудникам осознать особенности друг друга и наладить более продуктивное взаимодействие, а руководителям построить свою идеальную эффективную команду.
Создание теории поведенческих моделей DISC связывают с именем американского психолога, создателя детектора лжи, Уильяма Марстона. Он рассматривал реакцию разных людей на те или иные жизненные ситуации с двух точек зрения:
- Как мы воспринимаем окружающую среду – как враждебную или доброжелательную.
- Как мы реагируем на конкретные жизненные ситуации – активно или пассивно.
Исходя из этого, были определены четыре поведенческие модели, которые в той или иной мере могут быть выражены у каждого человека, однако одна из них, как правило, является преобладающей. Первая модель «D» означает Dominance (Доминирование), вторая «I» – Influence (Влияние), третья «S» – Steadiness (Постоянство) и четвертая «C» – Compliance (Соответствие). Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны.
Модель «Доминирование»
Тип «D» воспринимает окружающий мир как враждебный и склонный к активным действиям, чтобы изменять его в своих интересах.
Среди сильных сторон таких людей – нацеленность на результат и победу, независимо от сложности задачи. Они способны совершить прорыв и добиться успеха там, где другие опустят руки. Им можно доверять решение важных и срочных проблем, они не растеряются в кризисной ситуации, а, засучив рукава, приступят к действиям, быстро реагируя на изменяющиеся обстоятельства. Эти люди честолюбивы и агрессивны, часто становятся руководителями.
Среди слабых сторон – импульсивность, склонность действовать наобум, не читая инструкций, что может приводить к излишним рискам и провалам, а неудач эти люди боятся больше всего. Представители типа «D» прямолинейны и не любят подковерных игр, они выражают свои мысли и чувства открыто, не считаясь при этом с другими, что часто становится причиной конфликтов.
Читайте ще: Как определять ведущие мотивы сотрудников и составлять мотивационные карты
Модель «Влияние»
Люди с типом поведенческой модели «I» также склонны к активным действиям, однако при этом воспринимают окружающий мир как дружелюбный. Они жизнерадостны, легко знакомятся с новыми людьми и предпочитают творческий подход к решению любых задач, ими движет жажда признания.
Среди позитивных черт представителей «I»-модели – способность зажечь коллектив даже самой безумной, на первый взгляд, идеей, сдвинуть дело с мертвой точки. Для них важны человеческие отношения, они обаятельны, способны легко убеждать, вызывать доверие. Часто это неформальные лидеры коллектива.
Среди негативных черт – недостаток пунктуальности, «I» склонны обещать больше, чем могут осуществить, они могут быстро загораться чем-то, развивать бурную деятельность, но так же быстро перегорать и переключаться на другую задачу, не доведя дело до конца. Они всегда в первую очередь думают о людях и отношениях, а потом о результате. Главный страх «I» – быть непризнанным.
Модель «Постоянство»
Люди, для которых характерна поведенческая модель «S», также воспринимают окружающую среду как дружелюбную, но склонны к пассивности в действиях. Они считают, что мир прекрасен и нет надобности его изменять, поэтому стремятся к постоянству. Им как воздух нужна стабильность и надежность.
Среди позитивных черт – способность ценить и беречь то, что имеют, и тех, кто их окружает. Для них очень важны отношения с коллегами, друзьями, семьей. Они тактичны, проявляют в общении внимание и сердечность. Эти люди могут быть в коллективе своеобразными психологами, помогая разрешать конфликты, примиряя оппонентов, чтобы все жили дружно. Представители типа «S» предсказуемы, они с радостью будут выполнять рутинную работу, которая может раздражать другой тип. Они очень аккуратны в работе, в делах у них царит идеальный порядок, ведь он также символизирует стабильность.
Среди слабых сторон – паническая боязнь перемен и неспособность адекватно реагировать на кризисы. Быстро меняющаяся ситуация может буквально «парализовать» их, они не умеют гибко реагировать на обстоятельства.
Читайте ще: Визуалы, аудиалы, кинестетики: как люди воспринимают информацию
Модель «Соответствие»
Представители типа «С» воспринимают окружающую среду как враждебную, но не предпринимают активных действий для ее изменения. Их метод – стараться иметь как можно меньше контактов с внешним миром. Они замкнуты, избегают общения с другими людьми, ярко выраженные индивидуалисты. Типу «С» свойственно четко придерживаться правил и инструкций.
Среди их сильных черт – высоко развитая системность, они превосходно справятся со сложными задачами, требующими обработки больших массивов информации. Они хорошие аналитики и тщательно изучают ситуацию перед принятием решения. Их практически невозможно обмануть, поскольку они критически относятся к полученным данным и по нескольку раз их проверяют. Из них получаются «серые кардиналы», способные вырабатывать многоходовые комбинации и терпеливо ожидать решения ситуации в свою пользу.
Слабые стороны – излишний перфекционизм, который может перерасти в мелочность и приводить к затягиванию важных решений. Больше всего «С» боятся ошибиться.
Знание и понимание поведенческих моделей поможет наладить более гармоничные отношения в коллективе, понять глубинные мотивы действий коллег. Для руководителей это возможность проанализировать состав своей команды, понять, все ли в ней находятся на своих местах, возможно, кому-то лучше поручить другую работу, а кого-то не хватает. Эти знания помогут менеджерам сформировать эффективную проектную команду.
Рабочий коллектив должен быть сбалансирован, количество представителей разных поведенческих типов может колебаться в зависимости от задач, которые необходимо решить, но каждый из них должен заниматься тем, к чему наиболее склонен – в этом секрет эффективности команды.
Анна Егорова, руководитель корпоративного университета, сертифицированный коуч, бизнес-тренер, Студия Профессионального Развития
Читайте більше за тегами: