Про Budni
Наші продукти
Отгремели новогодние праздники, офисы сворачивают гирлянды и пакуют елочные игрушки. Большинство компаний успело «откорпоративить», а robota.ua – опросить читателей, насколько они вовлечены в «корпоративное» движение и довольны тем, как их развлекают. К нашему удивлению, выяснилось, что корпоративы как праздники и совместное времяпрепровождение нравятся всего 56% опрошенных. А 44% ответили, что вечеринки не любят. Возможно, в некоторых компаниях процент любителей повеселиться выше, но «средняя температура по больнице» может заставить HR-ов призадуматься – а стоит ли вовлекать все 100% сотрудников в такое развлечение? Или менять формат поздравления коллег?
Так исторически сложилось, что компании организовывают корпоративы (иногда несколько раз в год), пытаясь не только порадовать сотрудников и накормить-напоить-оттанцевать, но и решить HR-задачи: вовлечь, перезнакомить, объединить Именно поэтому на многих корпоративах стремятся объединить в команды сотрудников разных подразделений – чтобы совместная деятельность в конкурсах помогла быстрее подружиться. И почувствовать любовь компании к своим сотрудникам (как минимум заботу). Намерение прекрасное, но почему тогда почти половина тех, кто в таком участвовал, не стремятся повторить опыт?
Такое явление как корпоратив появилось в бизнесе лет 20 назад. Компании тогда пытались перенять западный опыт и вкладывали в это понятие нечто больше, чем задушевные беседы и пирушки. Начали появляться конкурсы, призы и другие приятности. Дальше пошли костюмированные вечеринки, приглашение звезд, сценарии, диджеи-пиджеи и прочий новый экспириенс. Направлено все было на то, чтобы сотрудники вкусно покушали, выпили-расслабились, поразвлекались, пофотографировались и погордились тем, как круто отдохнули.
Все бы было ничего, да только за это время в самих корпоративах как явлении ничего глобально не поменялось. А количество самодостаточных людей, да еще и интровертов, выросло. Поэтому комментарии типа «Ненавижу корпоративы. Для тех, кто любит напиться и поесть бесплатно, это, конечно, удовольствие. Но для остальных – пытка, особенно для непьющих» из редких и робких голосов превратились в стройный хор.
Читайте ще: Чому HR-процеси не працюють: 9 причин
Нужен ли корпоратив сотрудникам?
Не все хотели просто есть-пить-веселиться, а вот вовлечь разные «слои населения» в действо требует особых умений, и не всякой компании повезет. И тогда появляются сотрудники, которые корпоратив охотно променяли бы на деньги или подарки. Например, чем-то нематериальным – впечатлением или путешествием… Так считают 56% опрошенных. Еще 21% проголосовали за что-то полезное, 16% отдали предпочтение сувенирам для настроения – фонарики, игрушки, а за привычные «вкусняшки» ратуют всего 7%. Опять мы видим «смену парадигмы»: народ уже накушался праздничных наборов из конфет-шампанского. А новых предложений интересных подарков, призывающих показать заботу компании и, соответственно, повысить вовлеченность, нет. Только корпоратив, и то не у всех – 14% отметили, что корпоратива у них не будет.
Если вернуться к подаркам, то и сами коллеги уже устали баловать друг друга подарками, не дожидаясь даров от компании. По крайней мере, 57% участников нашего опроса не собирались закупаться подарками для коллег, а 25% упомянули «Тайного Санту», который раздает подарки у них в офисе. Из небольшого опроса HR-ов я поняла, что новогодними подарками компании давно уже не балуют – в крайнем случае сувенирами с символикой. А потом все путаются в одинаковых кружках и шапках и ходят в одинаковых носках и шарфах, как инкубаторские цыплята.
Читайте ще: 7 трендов, которые сформируют рынок рекрутинга в 2020 году
Корпоратив или принудительный тимбилдинг?
У меня сложилось ощущение, что корпоратив иногда становится средством насильственного сближения сотрудников. А в наших реалиях пытается палить из пушки по воробьям. Почему? Давайте подумаем. Мы собираемся сдружить людей в надежде, что они будут трудиться у нас годами… А по факту на многих рабочих местах средняя продолжительность работы сотрудника составляет 6-9 месяцев. Поэтому «долгожитель» компании спокойно попивает кофе-сок-пиво, глядя на новичков, и прикидывает, кто из них «доживет» до следующего корпоратива. Или кого из них он увидит, если сам сменит место работы…
Опять-таки, если вы уговорили-запугали-отмотивировали посетить корпоратив сотрудника-социофоба, интроверта или трудоголика, как вы думаете, насколько искренне они будут веселиться? Как будут себя чувствовать ваши начальники-перфекционисты, участвуя в дурацких конкурсах? И выиграть неловко, и проиграть стыдно, разве нет?
Еще одна «категория риска» – это сотрудники, которым сейчас некомфортно в компании. Возможно, они на испытательном сроке, и все идет не так. Или работают давно и начинают выгорать. Или участвуют в длительном, как война Алой и Белой роз, конфликте. Короче, находятся в душевном раздрае. Как вы думаете, присутствие на корпоративе добавит им морального духа или подтолкнет к увольнению?
Пока эти типажи находятся в персональном дискомфорте, я подолью масла в огонь – изредка просматривая хронику корпоративов IT-компаний, как флагмана этого самого развлекательного движения, не могу не отметить, что количество тем вечеринок не составляет безумную цифру. Особого разнообразия нет. IT-примочки, стиляги, 90-е, 80-е, 50-е, мафия, карнавал, монохром, рок-стилистика, что-нибудь из популярных фильмов года, Гэтсби, Дикий Запад, Оскар, Болливуд, шоу талантов, «хоум-пати», украинская тематика или восточные ритмы, школьные нравы или средневековье… Некоторым компаниям так надоела эта «песенка по кругу», что они решили делать вечеринку без тематики. Только одна компания вывезла сотрудников потусить в Европу, а еще одна – в Египет, и пару компаний встречали новый год в Карпатах. Это к вопросу о нематериальных подарках-впечатлениях. Хотят больше половины участников опроса, а получили сотрудники нескольких IT-компаний.
Думаю, большинство HR-ов собирают обратную связь от сотрудников и получают много благодарностей. Мне кажется, что часть этих благодарностей относится не к корпоративу, а к тому, что HR-ы старались и трудились. Самому сотруднику корпоратив не нужен, но за хлопоты – «спасибо». Плюс банальная вежливость. Поэтому необходимость пересмотра подхода к развлечениям не является приоритетной. И нас ждет очередное костюмированное застолье с конкурсами и танцами. Или нет?
Читайте більше за тегами: