Про Budni
Наші продукти
До недавних пор жизнь каждого успешного человека состояла из определенных, следующих друг за другом, этапов.
- Возраст от 20 до 30 лет. Этот период включал обучение в ВУЗе, различные курсы повышения квалификации, начало трудовой деятельности. Это было время проб, ошибок, поиска себя.
- Возраст от 30 до 40 лет. Период отсева, сосредоточенности на главном. В это время как раз определялись жизненные приоритеты. Это было время активного продвижения по карьерной лестнице.
- Возраст от 40 до 50 лет. Период мастерства. На том этапе человек понимал, что ему удается лучше всего. Как правило, должности руководителей отделов, заместителей директоров занимали сотрудники именно такого возраста.
- Возраст от 50 до 60 лет. Это период признания. Это время самого большого материального вознаграждения, самых высоких должностей. До 50 лет люди сознательно развивали отношения с другими людьми, и вот пришло время пользоваться полезными знакомствами.
- После 60 лет наступал период передачи знаний и опыта. Многие люди в этот период начинали писать книги, преподавать в университетах, или же просто делиться жизненными уроками со своими внуками.
Как видим, в жизни по такому сценарию все было размеренно, предсказуемо, понятно.
С приходом информационных технологий мир мгновенно изменился и продолжает меняться с огромной скоростью. Обратите внимание на такие моменты:
- Знания и навыки стремительно устаревают. Например, раньше учителю, чтобы быть в курсе всех новшеств, было вполне достаточно пройти курсы повышения квалификации раз в пять лет. Сейчас знания и навыки необходимо ежедневно обновлять, если ты хочешь оставаться востребованным специалистом. И это касается всех профессий.
- Развитие новых технологий ведет к появлению новых профессий, освоению которых не подходит формат классического образования. Наши учебные заведения катастрофически не успевают за новыми технологиями. В одном из киевских технических ВУЗов, например, на третьем курсе изучают ICQ как самый современный вид связи.
- До недавнего времени к выбору профессии относились очень основательно, профессия выбиралась на всю жизнь, часто решение принималось всей семьей. Сейчас человек в течении трудовой жизни меняет от трех до пяти направлений деятельности. Все чаще можно услышать истории о том, как после 50-60 лет человек кардинально поменял вид деятельности, и это расценивается обществом совершенно положительно. Современные технологии позволяют людям начинать свою деятельность в 15-16 лет и быть активными до 70-80 лет, а то и дольше.
- Инструкции стремительно устаревают. Все чаще требуется нешаблонное мышление, индивидуальный подход, креативные методы.
- Приходит новое поколение сотрудников, для которых очень важна обратная связь от руководителя, ощущение своей уникальности и значимости для компании. Авторитарные методы руководства уже не работают и только демотивируют сотрудников. Сейчас выигрывают те компании, которые выстраивают партнерские отношения в коллективе.
Сложности с поиском и подбором специалистов, удержанием лучших сотрудников еще раз показывают работодателям, что необходимо менять подход в управлении персоналом . Ни в обучении и развитии, ни в оценке и мотивации старые методы больше не работают. Все чаще можно услышать о коучинговом подходе в работе с персоналом.
Итак, коучинг – что это? В своей книге «Эффективный коучинг» Майлз Дауни дал очень точное, на мой взгляд, определение: «Коучинг – это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека».
Коучинговый подход предполагает, что в каждом из нас есть потенциал. Если кто-то в нашем окружении сделал ошибку, это не дает нам права навешивать на него ярлык плохого человека. Есть некорректное действие, которое необходимо исправить. Один из принципов коучинга – экологичность по отношению к другим людям.
Читайте ще: Дизайн-мышление в HR: 6 важных шагов
Что дает коучинговый подход в работе с персоналом
Коучинг осуществляется в форме беседы (коуч-сессия). Основной инструмент – правильно задаваемые вопросы. В ходе разговора человек четко формирует свою цель (иногда на это уходит несколько коуч-сессий), определяет как он собирается ее достичь, расписывает для себя критерии, по которым он сможет сделать вывод, что цель достигнута, а также сроки выполнения каждого пункта. Важный момент: коуч никогда не дает советов, он не является консультантом, который дает ответы на вопросы клиента. Каждый человек сам знает ответ на любой вопрос (или как найти ответ). Задача коуча: создать такие условия, чтобы активизировать его потенциал. Человек сам принимает решение по какому пути и с какой скоростью он будет идти.
Читайте ще: Сторителлинг как важная составляющая бренда работодателя
Это одна из самых известных коучинговых методик. С ее помощью можно составить план по решению любого вопроса и, что очень важно, во время такой работы появляется мотивация действовать.
В ходе коуч-сессии можно использовать такие вопросы:
1. Цель:
– Чего именно ты хочешь?
– Когда ты хочешь этого достичь?
– Какие бы ты выделил промежуточные пункты, какие действия здесь необходимо предпринять? В какие сроки сможешь их осуществить?
– Как будешь измерять результат?
2. Реальность (исследование текущей ситуации):
– Опиши, пожалуйста, что сейчас происходит касательно твоего запроса?
– Насколько тебя интересует решение? (например, по 10-балльной шкале)
– Помимо тебя кто еще имеет отношение к этому вопросу? Как он (она) может повлиять?
– Какие действия ты уже предпринял?
– Какие ресурсы для решения вопроса у тебя уже есть?
– Какие ресурсы еще потребуются?
– Подумай, пожалуйста, где можно взять эти ресурсы?
– Как можно обойтись без этих ресурсов?
На этом этапе можно провести SWOT-анализ.
3. Варианты (список возможностей):
– Какие есть варианты достижений?
– Что еще можно сделать?
– Если проанализировать эти варианты, какие у каждого из них преимущества и недостатки?
– Какое решение даст наилучший вариант?
– Какой вариант больше всего привлекает тебя?
– Насколько это решение отвечает твоим целям?
– Что может помешать реализации?
– Что в таком случае будешь делать для устранения этих факторов?
4. Итог (что необходимо сделать):
– Какое в итоге решение ты выбираешь?
– Есть ли у тебя ясность что делать?
– Какой план действий?
– Какая или чья поддержка тебе нужна?
– Осталось ли что-то неясное?
– Какие первые шаги ты предпримешь?
Попробуйте провести беседу с вашими сотрудниками по этой методике. Вы увидите, что такой формат поможет каждому сотруднику быстрее найти решение вопроса, это будет его решение, а не навязанное вами, а значит и ответственность за решение этого вопроса он возьмет на себя осознанно. Вы увидите такой потенциал в своих сотрудниках, о котором и не догадывались. Часто мы так долго ищем специалистов, которые смогут решить определенные задачи компании, переманиваем их из других организаций, и даже не подозреваем, что рядом, в нашей же компании, есть на порядок лучше специалисты, надо только помочь им открыть свой потенциал.
Надежда Березовая, HR-консультант, руководитель тренингового центра HR-course
Читайте більше за тегами: