Корпоративна культура Надя Березова авторка корисних текстів
Тяжелая атмосфера в коллективе, руководитель не предоставлял обратную связь по результатам работы, не было взаимопонимания с коллегами, плохие условия работы, не было четкости в поставленных задачах, непонятная система мотивации – такие причины увольнения с предыдущего места работы называют многие кандидаты, приходящие на собеседования. Все это говорит о неблагоприятном психологическом климате в данных компаниях.
Социально-психологический климат – один из элементов корпоративной культуры. У каждой компании есть своя внутренняя атмосфера, которая придает этой компании неповторимую индивидуальность, собственный стиль и влияет как на конкретного человека, так и на весь коллектив в целом. Сильная корпоративная культура невозможна без благоприятного СПК.
Основной задачей любого руководителя является создание положительной атмосферы в коллективе. Рассмотрим, как может проявляться благоприятный социально-психологический климат в компании.
Признаки положительного социально-психологического климата
1. Отношение компании (в лице собственника, топ-менеджеров) к коллективу:
- доверие к своим сотрудникам
- уважение к личности каждого сотрудника
- обеспечение сотрудникам чувства защищенности, безопасности, комфорта
- обеспечение справедливой конкурентоспособной заработной платы, социального пакета
- предоставление возможности профессионального и карьерного развития
- «прививание» коллективу положительных привычек, традиций, настроений
- донесение сотрудникам правдивой и полной информации о задачах и проблемах
- предоставление конструктивной обратной связи по итогам работы
- развитие общественной активности
- предоставление возможности высказывать свое мнение
- внимательность в решении персональных вопросов сотрудников
- топ-менеджеры занимают роли лидеров в команде
2. Отношение сотрудников к компании. Сотрудники:
- переживают за общий результат
- качественно выполняют свою работу
- бережно относятся к имуществу компании
- эмоционально вовлечены в работу
- берут на себя ответственность за состояние дел в компании
- удовлетворены условиями труда, системой материальной и нематериальной мотивации, режимом и характером работы
- хорошо знают свои обязанности
- верят в продукт/услугу компании
- если необходимо, берут на себя руководство коллективом
- поддерживают сложившиеся в коллективе традиции
- оптимистически настроены
- гордятся своими достижениями и достижениями компании
3. Отношение сотрудников друг к другу. Сотрудники:
- доверяют друг другу
- требовательно относятся к коллегам в рабочих вопросах
- уважительно относятся ко всем сотрудникам
- помогают новичкам быстрее влиться в коллектив
- поддерживают установленные правила и нормы
- радуются успехам друг друга
- тактично ведут себя друг с другом
Читайте ще:
Сторителлинг как важная составляющая бренда работодателя
Неблагоприятный социально-психологический климат формируется когда снижается уровень доверия в организации.
Признаки негативного социально-психологического климата
В поведении руководства можно наблюдать такие тенденции:
- создается и поддерживается атмосфера страха
- предложения работников не берутся во внимание
- работники воспринимаются как «винтики» в системе
- используется неконструктивная критика в адрес работников при всем коллективе
- работа не ценится, отсутствует адекватная система мотивации
- поощряются сплетни, слухи
- увольнение работников происходит без разбора реальной картины
- предъявляются нереалистичные требования к работникам
- в проблемной ситуации ищут не решение вопроса, а виновных
Как результат, в организации с неблагоприятным социально-психологическим климатом можно наблюдать такие проявления:
- качество продукции снижается
- увеличивается процент увольнений высококлассных специалистов
- много прогулов, больничных
- обращение с оборудованием, инвентарем компании небрежное
- работники подавлены, негативно настроены
- частые перерывы в работе
- нарушение планов выполнения работы
- люди не заинтересованы в качестве своей работы
- у работников нет индивидуальных планов развития или программы по повышению квалификации
- работники ходят на собеседования в другие компании
Читайте ще:
Бренд роботодавця в об’єктиві соцмереж: 7 ключових тачпоінтів
Как улучшить СПК компании
Также как и корпоративная культура, атмосфера в коллективе во многом зависит от действий собственника (или его представителя) и топ-менеджеров компании. Например:
- Вести себя честно по отношению к сотрудникам и клиентам. Нельзя требовать от работников честного поведения, если сама компания непорядочно относится к своим сотрудникам и клиентам.
- Обещать только то, что можешь выполнить. Лучше пообещать меньше, а дать больше, чем обмануть надежды человека.
- Самому придерживаться правил, принятых в компании. Как правило в компаниях с благоприятным СПК правила одинаковы для всех, и для собственников в том числе.
- Создавать справедливую систему мотивации персонала. В компании не должно быть любимчиков и аутсайдеров.
- Соблюдать нравственные нормы и требования законов.
- Предоставлять качественную обратную связь.
- Информировать подчиненных о достигнутых результатах. Для этого проводить собрания/митинги/планерки.
- Регулярно сообщать работникам о принятых руководством компании важных решениях.
- Делать свои действия понятными и обоснованными.
- Проявлять искренний интерес к предложениям работников.
- Создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения.
- Показывать перспективы компании на рынке, ее будущее. Особенно важно в период сложной ситуации в обществе, как экономической, так и политической, когда уровень тревожности людей возрастает.
- Обеспечить хорошие санитарно-гигиенические условия труда. Тусклое освещение, непрерывный шум, жара или, наоборот, холод, отсутствие условий для обеда могут раздражать работников, что может негативно повлиять на атмосферу в коллективе.
- Выявить еще не этапе собеседования привлекательна ли будущая работа для кандидата: будет ли она для работника творческой, разнообразной, интересной, насколько отвечает его ожиданиям в финансовом плане, в осуществлении его профессионального или карьерного развития, раскрытия потенциала.
- Четко распределить профессиональные обязанности работников и зоны их ответственности.
- Предоставлять сотрудникам точные данные по важному для них вопросу. Это убережет компанию от сплетен и двоякого понимания информации.
- Выбирать приемлемый для данной компании стиль руководства. Например, демократический стиль вносит доверительность, дружественность во взаимоотношения, дает возможность участвовать всем членам коллектива в решении рабочих вопросов, авторитарный стиль будет оправдан в спорте, армии, полиции, в ситуациях, где очень велика цена ошибки (хирургия, фармацевтика и т. д.), в креативных компаниях, в которых все сотрудники – высококлассные специалисты, хорошо себя зарекомендовал либеральный стиль руководства.
Если вы заинтересованы в том, чтобы в вашей компании работали лояльные, ответственные за результаты, положительно настроенные сотрудники, управляйте созданием и поддержкой благоприятной атмосферы в коллективе, своим настроением, деятельностью показывайте достойный пример.
Надежда Березовая, HR-консультант, сертифицированный коуч, преподаватель курсов HRM
Читайте більше за тегами:
климат в коллективе корпоративная культура коллектив