Про Budni
Наші продукти
Близки к профессиональному выгоранию 53% офисных сотрудников со всего мира (по данным исследований компании Regus). В других источниках эта цифра колеблется от 21% до 41%, в зависимости от характера работы, возраста и профессионального уровня. Впечатляет?
Каковы причины выгорания и как руководитель может помочь сотрудникам выходить из этого состояния? Проверенными на практике рекомендациями делится Оксана Геращенко, GlobalLogic.
Признаки выгорания сотрудника
Случалось ли вам, как менеджеру, замечать у подчиненных такие признаки?
- Частые смены периодов трудоспособности и усталости, ухудшение результатов деятельности специалиста.
- Отсутствие радости, легкости, удовольствия от выполняемой работы.
- Апатия по отношению к проекту, заказчику, задачам.
- Мелкие нарушения дисциплины: игнорирование встреч, процедур, политик проекта или компании.
- Перекладывание ответственности и вины на других.
- Цинизм в отношении менеджмента, коллег, компании или своих обязанностей.
- Безразличие к команде.
- Нежелание выполнять свои прямые обязанности.
- Акцентирование на компенсации и бенефитах и одновременное неудовлетворение работой.
- Возрастание требований к менеджеру, коллегам, заказчику.
- Переживания по поводу того, что его используют другие люди.
- Откровенная зависть.
Если большинство признаков имеют место, то вероятно мы имеем дело с выгоранием специалиста. Давайте разбираться. Выгорание – состояние сильной эмоциональной усталости, наступающее из-за чрезмерного утомления и стресса на работе.
Впервые это слово использовали в 70-е годы прошлого века для описания полного бессилия, на которое жаловались медсестры и врачи. Сейчас о выгорании не говорит только ленивый, а сам термин используется в различных профессиональных сферах и не только. Каковы же причины выгорания? Если говорить о личностных факторах, то более всего выгоранию подвержены люди, склонные к эмпатии и большой ответственности. В контексте выполняемых человеком обязанностей причиной выгорания становится неструктурированная работа, вызывающая больше стресса, чем удовлетворения от нее.
В выгорании выделяют несколько стадий. Давайте подробнее рассмотрим две из них, с которыми, вы, как менеджеры, можете сталкиваться чаще всего: стадия выдерживания трудностей (стеническая) и стадия «больше не могу» (астеническая).
Читайте ще: Как загубить корпоративную культуру, или История про вываренные фрукты
Работа с выгоранием на стенической стадии
Стеническая стадия характеризуется показателями, которые мы уже выделили в начале статьи. Что можно сделать в этом случае? На этой стадии поможет, как ни просто это прозвучит, отдых и отвлечение от работы. Важно, чтобы специалист посмотрел на свою жизненную ситуацию со стороны и попытался вернуть утраченный баланс. Естественно, человек и сам может справиться с анализом своего состояния и поиском решения, но задача менеджера – ненавязчиво подтолкнуть его к осознанию и решению проблемы. В этом случае встреча 1х1, проведенная в форме доверительной беседы, уже сама по себе может стать мотивирующим фактором и помочь выработать правильное решение. К тому же, такой шаг навстречу подчиненному поможет построить более доверительные отношения и усилит позицию менеджера как заботливого и чуткого руководителя.
Существует множество методов выхода из состояния выгорания, которые помогут на этой стадии. Из этого разнообразия я бы хотела выделить методы, уже опробованные мной на практике и, соответственно, сработавшие:
1. Чудесное утро. Этот метод гармонизации своего внутреннего состояния основан на книге Хэла Элрода «Магия утра». Краткая выдержка из нее – утренние ритуалы:
2. Контр-отпуск. Суть этого метода: провести один день вне работы, занимаясь совершенно несвойственными себе делами. Например, посетить утренний сеанс мультфильма в понедельник, а после заняться кормлением птиц в парке. Идея заключается в том, чтобы максимально отойти от привычного образа действий, отключиться от каналов коммуникаций, звонков, рабочих задач.
Возможно, контр-отпуск или дополнительное время на отдых специалисту будут необходимы не единоразово, а регулярно; возможно понадобятся перерывы более чем на один день. С точки зрения краткосрочной стратегии метод выглядит неперспективным и тянет за собой дополнительные хлопоты (согласование с заказчиком, разъяснение команде такого привилегированного отношения к одному из ее членов). Но в долгосрочной перспективе плюсов окажется больше: сохранение ключевого специалиста для проекта, повышение его доверия и лояльности к менеджеру и проекту, управление его продуктивностью. Более того, иногда рекомендуют такой перерыв давать перед запуском важного проекта, чтобы сохранить силы, дать ему возможность дистанцироваться и еще раз все взвесить.
3. Природа. Выходные должны быть временем для отдыха, а не только для выполнения домашних дел. Часто возможности выехать на целых 2 дня за город нет, поэтому можно порекомендовать проводить на природе хотя бы несколько часов в день. Кстати, прогулки на природе помогают и в рабочие будни, особенно если надо переключиться, успокоиться, собраться с мыслями. 20-40 минут вне офиса в парке помогут найти равновесие и силы.
4. Баланс интернет-возможностей. Этот подход предполагает временный запрет или ограничение использования гаджетов, соцсетей, почты и прочих интернет-возможностей дома, особенно на выходных. Это очень непривычный метод, и первое время бывает сложно контролировать необходимость проверить почту или соцсети, но со временем он оправдывает себя: появляется больше времени для себя, семьи, общения, жизни.
5. День с детьми. Задача – провести день с ребенком, не отвлекаясь на собственные дела и не «включая» взрослого. Если своих детей нет, можно разгрузить друзей – молодых родителей – и провести весь день с их ребенком. Друзья за это будут только благодарны.
6. Хобби. Не зря бум мастер-классов и всевозможных хенд-мейд-занятий докатился из Америки и до нас: новые впечатления дают психологическую разрядку и рекомендуются экспертами как профилактика выгорания. Рыбалка, танцы, рисование, фитнес, выжигание, 3D-моделирование, валяние шерсти – нужно просто попробовать найти что-то свое.
Читайте ще: Люди, которых вы нанимаете: roadmap для руководителей о проведении интервью
Перейдем к астенической стадии выгорания – «больше не могу». Обратите внимание на то, что эта стадия имеет уже психические и соматические корни, она намного тяжелее и работа с ней сложнее. В астенической стадии на человека имеют влияние как правило только психотерапевт (если, конечно, специалист к нему обратился), близкие и важные люди, в число которых вы, как менеджер, можете просто не быть включены.
Нужно приложить много усилий, чтобы добиться доверия человека и помочь ему в этой тяжелой ситуации. Признаки астенической стадии выгорания:
Часто для команды специалист, имеющий такие признаки, становится «токсичным»: нарастает отрицательная атмосфера в команде, появляются конфликты и недовольство, простые ситуации перерастают в затяжные разборки. Разрешение ситуации в этом случае зависит от обеих сторон. Вот чем можно руководствоваться:
1. Делегирование. Пересмотрите обязанности и рутинные дела специалиста. Что вызывает у него наибольшее раздражение? Что можно с этим сделать? Может ли эти обязанности выполнять кто-то другой? Что изменится, если поменять нагрузку и часть задач делегировать?
2. Увеличение длительности отпуска. На этой стадии, как и на стенической, отдых и переключение внимания могут быть очень полезны.
3. Изменение роли специалиста. Стоит подумать, можно ли кардинально поменять роль человека в проекте. Например, он работает тестировщиком, а хочет быть разработчиком. Смена рода деятельности может стать выходом из ситуации.
4. Ротация. Смена проекта может быть похожа на смену компании и нести чувство обновления и перезагрузки. В то же время, ротация поможет избежать реального увольнения специалиста из компании.
Случается, что все усилия менеджеров идут прахом и ситуация не меняется. В таком случае расставьте приоритеты: команда, общая атмосфера и командные результаты более приоритетны, чем отдельный специалист. Соответственно, самое простое и правильное решение – отпустить его. Поговорите с клиентом, подготовьте платформу для изменений, предупредите человека и отпускайте его с удовольствием! Смотрите на ситуацию в долгосрочной перспективе: вы исправляете атмосферу и улучшаете результаты работы в команде, выстраиваете более тесный контакт с клиентом и даете специалисту новые возможности в жизни. Что если именно это и будет лучшим выходом для всех?
Помните, что эмоциональное выгорание может настигать специалистов разного уровня опыта и компетентности. Не рассчитывайте только на то, что ваши подчиненные профессиональны и справятся с проблемой самостоятельно. Обращайте внимание на нежелательные признаки, общайтесь с членами вашей команды и помогайте им преодолеть стресс. Психологическая уравновешенность и результаты командной работы оправдают все эти усилия.
Читайте більше за тегами: