Про Budni
Наші продукти
Эту статью родила злость. Не эмоциональная, а деятельная. На одном из мастер-классов, когда мы с коллегами говорили о дефиците на рынке труда не только профи, но и «простых человеческих людей», я, как обычно, задала вопрос о привлечении студентов. И руки подняла треть работодателей. А вот когда я спросила, кто из работодателей ведет работу со школами и лицеями, к своему недоумению услышала смешки.
Для меня такая реакция стала маркером двух важных факторов: HR-аудитория не осознает, в какую демографическую яму мы постепенно сползаем – причем надолго. И, соответственно, не понимает, каким образом будет эту дыру закрывать. Тем, кто любит цифры и факты, напомню – в этом году в вузы поступило наименьшее за всю историю Украины количество выпускников (а всего их порядка 200 000, если верить министру образования и науки Лилии Гриневич). Первоклашек, для сравнения – 450 000. Но между этими двумя цифрами – 12 лет. Двенадцать долгих «тощих» лет, когда вакансии будут продолжать открываться, бизнес, я надеюсь, расти и развиваться – и? Уже сейчас некоторые вакансии не закрываются годами. Это в ситуации, когда на рынок вышли рожденные в 90-х, когда ежегодно рождалось по 600-700 000 человек. Что же будет тогда?
Работодатели побегут либо к 45+ (если они к тому времени не уедут за рубеж, не организуют свои бизнесы или просто не выйдут на пенсию по стажу), либо в лицеи-школы-детсады. Так почему же не сделать это сейчас, в превентивном порядке? Ведь для этого есть как минимум одна веская причина и пять лайфхаков.
Причина состоит в том, что именно сейчас ученики, например, девятых классов, выбирают предметы, которые будут сдавать на ВНО. Да, через два года. Но именно сейчас у них есть шанс или выбрать правильный путь, или, посоветовавшись с родителями и учителями (те еще эксперты на рынке труда), принять некое компромиссное или полезное (непонятно для кого) решение. И они или узнают много нового и интересного и смогут выбрать профессию осознанно, или вы, как работодатель, будете их переучивать лет через 6-8. Если они этого захотят и согласятся на ваше предложение. А сейчас у вас есть шанс стать «первым» работодателем и, по теории импринтинга, «сорвать джек-пот». Поэтому давайте вместе прикинем, как лучше провести знакомство старшеклассников с профессией.
1. К старшеклассникам нужно идти
Развесить афиши в лицеях или возле школ с приглашением на день открытых дверей означает получить КПД как у первого паровоза – 7%. Помним, что печатная продукция для миллениалов, а тем более представителей поколения Z – это или белое пятно, или аллерген. Поэтому – диджитал или личное присутствие. Причем диджитал того сорта, который, как правило, «иксам» «не заходит».
Читайте ще: Цифровая генерация: как эффективно работать с поколением Z
2. И к детям, и к родителям
Потому что в 60% случаев выбор профессии за детей делают их родители. Со своей родительской профориентационной точки зрения 20-летней давности. Когда у них был выбор из пяти профсфер, а не из 30 000 профессий, как нынче у детей. Причем таких профессий, о которых родители понятия не имеют или лучше бы они его не имели. Поэтому ваш месседж должен быть интересен двум целевым аудиториям: «отцам» и «детям». Первым – про востребованность и стабильность, вторым – про перспективу.
3. Один визит – «незачет»
Или недозачет. Хотите большего – работайте системно. Приходите в гости, приглашайте к себе. Производственники могут и не догадываться, какие ассоциации со словом «производство» живут в головах родителей. И какой высоты барьеры они построят, чтобы в этот «ужас пьяных маргиналов» не пустить свою кровиночку. А что они думают про торговлю и продажи – мы тоже уточнять не будем. Потому что слово «торгаш» – из детства этих родителей. И уважения к такой деятельности в этом слове нет ни в одной букве. Поэтому картинку нужно менять. Преодолевать недоверие, объяснять, перенастраивать… Да, это сложно. И да, получается не с первого раза и не со всеми. Но или так, или никак.
4. Приходить к детям должны амбассадоры
Люди, по-хорошему «помешанные» на вашей компании. Вдохновленные так, что могут заразить этим вдохновением не одну тысячу окружающих людей. Умеющие рассказать всю правду о вашей компании и работе в ней так «вкусно», что даже недостатки кажутся мелкими недочетами. Раскрыть большую миссию вашей компании – у вас же не просто гайки крутят, но запчасти к электрокарам делают (или еще какую-нибудь вещь понятную, но значимую). И именно амбассадоры могут преодолеть апатию и скептицизм наших юных нигилистов. Своей искренностью, готовностью помочь понять. Не только «приходить и вещать», но консультировать, проникаться проблемами, рассказывать. И тогда будущее производство, аптека или склады – это не куча непонятных слов, а живая и эмоционально близкая сфера.
Читайте ще: Как заметить айсберг: 5 HR-ошибок в бренде работодателя
5. Не просто приходить, но вовлекать
Да, наш доблестный КЗоТ обрезает крылья. Как 15-летним, которые страстно хотят вовлекаться во взрослую жизнь, и если не работать, то хотя бы подрабатывать. Так и работодателям, готовых приютить у себя этих подростков. Тем не менее, более продуктивным будет не только формат лекций, но и практические (ладно, почти практические) инструменты: проекты, конкурсы идей, позволяющие зацепить молодежь и прокачать скиллы. Не обязательно ставить их к станку, компьютерные решения или документальные бизнес-процессы тоже могут «зайти». И если выяснится, что физика предмет не нуднейший, а нужнейший, учителя вас только поблагодарят. Зависимость взаимополезная: подростковый возраст – это период, когда учеба тихо «сливается» в угоду делам личным. Но если учеба – это интересно, перспективно, да еще пахнет денежкой (а многие подростки хотят зарабатывать карманные деньги) – за учебу берутся прилежнее, и вам потом достанутся более грамотные кандидаты.
В скобках оставим вариант, когда вдохновленные вашими перспективами подростки захотят получить специальное образование и работать на производстве, например, операторами станков или наладчиками через пару лет, а не инженерами через 6 лет (что тоже неплохо). Глобально работа с молодежью не только направляет их на путь истинный, но и просто оставляет в Украине. Многие родители не верят в качественное образование в украинских вузах – и отправляют детей учиться «по европам», где они дальше строят карьеру. Учитывая, что вузы планируют в следующем году поднимать стоимость обучения на 20% по самым престижным профессиям, родителей, которые предпочтут тратить деньги на обустройство детей в Европе, станет больше. Если мы не примем меры. Если же родители поймут, что даже с местным образованием у их детей есть отличная профессиональная перспектива – их доучат и помогут зарабатывать приличные деньги и обеспечивать семью… От добра добра не ищут.
И не нужно считать их детьми. Да, наивности и нереальных ожиданий в их головах хватает. Инфантилизм и завышенные ожидания – тоже тут. Но если мы не приложим руку и сердце к тому, чтобы сделать этих детей Людьми, через пару-тройку лет будет поздно – за нас это сделают другие. Facebook и Google уже не первый год «просеивают» весь мир в поисках 7-12-летних гениев. Нам бы не упустить своих 15-летних…
Читайте більше за тегами: