Про Budni
Наші продукти
Инструмент обратной связи при работе с персоналом настолько древний, что даже при внимательном чтении Библии можно обнаружить, как его применяли в доисторические времена. Что самое обидное, за эти тысячелетия был накоплен большой пул информации и навыков по предоставлению обратной связи, но до сих пор мы делаем множество ошибок, пытаясь якобы помочь сотрудникам стать лучше.
Да, обратная связь – это не только сообщение сотруднику о его поведении в прошлом в расчете на изменение его поведения в будущем. Это не только способ исправить ошибки до того, как из случайностей они стали системой, или, того хуже, привычкой, навыком, но и возможность проговорить и разъяснить желательное поведение. Это способ профессионального развития, а не унижения, как это часто бывает.
Мы собрали 5 самых популярных ошибок в предоставлении обратной связи и их возможные последствия.
1. Обратную связь не дают вовсе
Кстати, во многих компаниях, возможно, чтобы не наделать ошибок, предпочитают не давать обратной связи вообще. Работает сотрудник – и ладно. За проступок – уволим, будет сам увольняться – нового найдем. При таком подходе компания имеет все шансы превратиться в «омут», в котором сотрудники ходят на работу за зарплату. А что и как они делают – вопрос второстепенный. Напомню, что понимание эффективности «на сейчас» важно специалистам, чтобы понимать, насколько они эффективны. Таким людям просто необходимо знать не только свои сильные стороны, но и слабые. И не менее важно понимать, что и как лучше развивать – возможно, некоторые инструменты самому сотруднику пока и неизвестны. Поэтому отсутствие обратной связи лишает сотрудников, нацеленных на результат и развитие, возможности оценивать свое состояние «на сейчас» и планировать рост и развитие, а компанию обрекает на недополучение прибыли от несостоявшегося роста этих самых сотрудников. А то и потерю от их ухода.
2. Обратная связь только отрицательная
Традиционно критику делать легче, и реагируют на нее лучше. Страх тоже считается сильным влияющим фактором, только вот творчество он убивает напрочь. Поэтому давать только отрицательную обратную связь чревато иллюзией легкости и эффективности инструмента. Вот только развивающий фактор инструмента при этом нивелируется, а к шефу ходят только «на ковер», за порцией негатива. Поделятся ли с ним какой-то проблемой на стадии ее зарождения, а не на этапе «все пропало, «Титаник» тонет»? – вряд ли. И с гениальной идеей, которая неискушенному уму покажется полным бредом, – тоже. И то, и другое компании не пойдет на пользу. Но выясниться это может, когда доверие в компании и чувство безопасности у сотрудников утрачены окончательно и бесповоротно.
Читайте ще: Not good enough: как победить синдром самозванца
3. Обратную связь дают «через голову начальника»
Такую беду наблюдаю в крупных компаниях. Случилось что или есть подозрение, что может случиться – будущий виновник вызывается «на самый верх», где и получает обратную связь, что называется, по полной. Бедой эта ситуация является в большинстве случаев – например, когда у сотрудника есть смягчающие обстоятельства, о которых знает непосредственный начальник и никто выше. А позитив только в тех небольшого количества случаях, когда непосредственный начальник – отличный эксперт и ценный сотрудник, а вот управленец – посредственный. И тогда его «начальничью функцию» приходится выполнять его боссу.
4. Обратная связь в формате «публичная выволочка»
Это вообще «хит сезона». От пункта 2 отличается большей токсичностью. Если в случае только отрицательной обратной связи есть надежда услышать плохое о себе в формате «тет-а-тет», что менее травматично, то публичная выволочка напоминает семейный скандал, но в стенах офиса. Как правило, начальник привселюдно «мечет громы и молнии», а виновнику остается молчать, ибо любая попытка оправдания вызывает новый виток гнева и обвинений. Не стоит пояснять, что помимо снижения самооценки, обиды на начальника, общая мотивация к труду стремительно падает – как правило, сотрудник рассуждает: «если они мой труд не ценят, надо теперь хоть повод к этому давать, а не просто попадать под горячую руку». И тогда качество работы не улучшается совершенно. Зато босс высказался.
Читайте ще: Как провести аудит внутреннего бренда работодателя: 5 шагов
5. Обратная связь без обратной связи
Еще один вариант обратной связи на тему «босс высказался». Это ситуация, при которой обратная связь служит источником давления на подчиненных. Шеф готов видеть развитие сотрудника только так, как ему нужно. Например, если компании нужен офис-менеджер, и шеф не желает возиться с подбором нового сотрудника, нынешнему офис-менеджеру говорят, что его амбиции важны, но в далекой перспективе – компании нужно делать работу сегодня, и если он – член команды, он не может подвести товарищей. И так до тех пор, пока бедная офис-менеджер либо не смирится, либо не начнет втихую искать новую работу, где ее амбиции синхронизируются с путем компании.
Всем известна поговорка про кнут и пряник. И ее модификацию на тему того, что и пряником можно наказывать. Похоже, так происходит и с обратной связью – прогрессивный и позитивный инструмент развития и роста сотрудника и повышения эффективности компании в целом некоторые работодатели «легким движением руки» превращают в карательный инструмент. Кто от этого выигрывает? Вопрос не праздный. Пока руководители уверены, что в краткосрочной перспективе «минусовка» обратной связи более эффективна, ситуация в долгосрочной перспективе часто обманывает их ожидания.
Читайте більше за тегами: