Про Budni
Наші продукти
Что общего между управлением и математикой? Менеджмент тоже требует расчетов, в этом деле существуют свои теоремы, аксиомы, алгоритмы. Как насчет строго математического подхода? Попробуем!
Аксиома № 1. Если вы руководите людьми, значит, вы ставите им задачи
Теорема № 1: если вы ставите задачи хорошо, значит, вы хорошо руководите.
А теперь обратимся к доказательству. Давайте посмотрим, из каких этапов состоит постановка задач.
Предлагаю следующий алгоритм:
- Передать информацию.
- Произвести обратную связь — убедиться, что подчиненный верно понял ваши указания.
- Добиться однозначных обязательств по выполнению.
- Сообщить о процессе текущего и окончательного контроля и учета.
- Довести перечень мер, которые надо предпринять в случае выявления каких-либо отклонений от первоначального плана. То есть, сказать о плане «Б».
Что может быть лучше показательной порки?! Положительные примеры! К ним и обратимся.
Передать информацию
Можно передать информацию коротко.
Пример. Руководитель отдела продаж разговаривает с менеджером по продажам. Нужно за неделю выполнить план по звонкам новым клиентам.
Можно воспользоваться моделью SMART. Наверняка помните расшифровку данной аббревиатуры. SMART — это характеристики постановки цели и задачи. Каждая цель и задача в соответствии с данной концепцией должна быть:
Понимаю ироничную улыбку некоторых читателей. Мне однажды участник тренинга в качестве обратной связи так и сказал: «Спасибо большое за то, что на тренинге не было SMART и SPIN»! Да, эти схемы многим известны. Но всем ли? И те многие, кто о них читал или слышал, применяют ли они их в полной мере? Это как знать о том, что бег полезен, и бегать каждый день по 3–5 км. Разные вещи, не так ли?
Так что обратимся к примерам. Руководитель отдела закупок ставит задачу менеджеру по закупкам. Буквами в скобках буду помечать характеристики SMART. Нужно исследовать двух непосредственных конкурентов за неделю к 10:00 следующего вторника (M, T). Что нам надо знать?
Сразу скажу, что существуют и другие расшифровки данных букв. Более того, модель — не панацея. Вы можете использовать свои собственные характеристики задач. Главное, чтобы эти характеристики были. Потому что, если руководитель говорит своему новому подчиненному при постановке задачи средней степени сложности «Работу надо сделать хорошо, давай делай», то такой вариант, мягко говоря, не является удовлетворительным.
Я предлагаю вам свою авторскую технологию постановки задач подчиненным (да и к самому себе при целеполагании это можно применять) — МАРСОВ. Мнемоническое правило запоминания МАРСОВ: русская фамилия от планеты Марс.
Итак. В каждой задаче должно быть:
Пример: Руководитель отдела ставит обучающую задачу своему подчиненному.
Мотивация для подчиненного
Алгоритм выполнения задачи (в случае если задача не творческая)
Результат
Нужно освоить новую систему МИТ, чтобы применять ее каждый день. Как я понимаю, в этой системе пять шагов. Каждый шаг надо уметь делать и понимать, к чему он ведет.
Средства решения задачи и их доступность
Можешь почитать эту книгу, чтобы лучше разобраться. Можешь зайти на тот сайт, где также есть подсказки. Еще можно пообщаться с коллегами.
Обоснование реальности выполнения (и необходимости, если нужно)
Время выполнения: «Нужно сделать в течение месяца до 30 декабря».
Итак, все, что мы сейчас делали, — это сообщали информацию подчиненному. Мы привели два развернутых примера сообщения информации во время постановки задачи: модель SMART и модель МАРСОВ. Теперь перейдем к следующим шагам алгоритма постановки задачи.
Обратная связь — убедиться, что указания поняты верно
Нужно обязательно проверить, насколько человек понял свое задание. Для кого-то вы можете применить военный метод: «Расскажи, что ты понял?», для кого-то более мягкий и доверительный: «Скажи, пожалуйста, с какими сложностями мы можем столкнуться?». Предлагаю и другие примеры:
Только не спрашивайте у подчиненного, особенно у нового, «Ты понял?», потому что есть высокая вероятность, что вы услышите «Да», за которым скрывается «Нет». В любом случае, будьте с подчиненным в диалоге, разговаривайте, обсуждайте, убеждайте и приказывайте.
Добиться однозначных обязательств по выполнению
Задача предполагает ее выполнение. А выполнение предполагает обязательства. А обязательства необходимо взять:
Если подчиненным вам отвечает «Постараюсь», значит, он не берет на себя обязательств. Можно ему парировать «Постараешься или сделаешь?».
Сообщить о процессе текущего и окончательного учета и контроля
Контроль мотивирует на выполнение. И знание о том, что его будут контролировать, также воздействует на подчиненного:
Довести перечень мер, которые надо предпринять в случае выявления каких-либо отклонений от первоначального плана
Расскажите подчиненному о том, что ему делать, если задание не получается, все не так, из рук вон плохо. Сообщите ему о плане «Б» на случай непредвиденных сложностей:
Ну, что же. Теорема № 1 доказана. Я удаляюсь для выведения и доказательства новых теорем, а вы — для постановки задач своим подчиненным! До встречи на управленческих высотах!
Николай Рысев
Читайте більше за тегами: