Про Budni
Наші продукти
Кастинг-эксперт телеканала СТБ Павел Инов – любит зажигать звезды. За 10 лет своей работы на телевидении он провел кастинги для более чем 50 ТВ-проектов, отбирая ведущих, экспертов, жюри и героев для талант-шоу и реалити.
Павел изучал телевизионное мастерство не только в Украине, но и в лучших школах Европы и США. Он знает все о том, как открывать и создавать медиаличностей, которых будут любить миллионы зрителей. К тому же, Павел с удовольствием делится своим опытом с теми, кто хочет работать в кадре: в рамках собственного образовательного проекта Pavlinov Project известные профессионалы украинского телевидения проводят мастер-классы для всех желающих.
В своем интервью для редакции rabota.ua кастинг-эксперт рассказал о секретах своей профессии, видеоблогерах, главном вопросе зрителя, как становятся телеведущими, почему люди не проходят кастинги и что у каждой медиаличности должен быть «изм».
О работе кастинг-эксперта
– Павел, вы работаете кастинг-экспертом. Чем занимаются представители этой профессии?
– Мне повезло быть корифеем профессии – занимаюсь этим уже больше 10 лет на телеканале СТБ. Могу говорить об эволюции этого понятия.
Изначально даже у нас на телеканале не было четкого понимания, кто же такой – кастинг-эксперт, или кастинг-менеджер. Позиции даже такой не было. Ищешь кадры? Значит, эйчар (улыбается). Кстати, в дальнейшем именно благодаря инициативе СТБ профессия кастинг-менеджера была внесена в Классификатор профессий.
Наша команда искала закадровые голоса, договаривалась со звездами об интервью и участии в программах, подбирала актеров в сериалы, героев и массовку на первые талант-шоу – в общем, поначалу мы занимались абсолютно всем, что связано с лицами и голосами на телеканале.
С тех пор количество собственных проектов телеканала значительно выросло, поэтому сейчас все эти направления четко разделены между разными командами. Кастинг-эксперт может заниматься любым из них. Например, я в данный момент полностью сосредоточился на подборе телеведущих и ТВ-экспертов.
– Почему именно это направление?
– Для меня это самое «вкусное» на телевидении – люди, на которых смотрят и любят миллионы. Создание медиаличностей – очень интересная, но в то же время сложная и основательная работа по каждому человеку. Да и мотивация у этих людей другая – они ХОТЯТ.
О том, кто становится телеведущими
– За свою карьеру вы «прокастинговали» более 9 000 человек. Как вы определяете, на кого будет интересно смотреть зрителю?
– Здесь есть ряд нюансов – то, что напрямую зависит от человека (например, наличие тех или иных навыков) и то, на что он никак не может повлиять. Кандидат может просто не подходить под формат ТВ-проекта, но это не значит, что он плохой телеведущий.
Первый вопрос, который возникает у любого зрителя, когда он смотрит на ведущего или эксперта: «Почему именно ты?» И, например, если в проекте «Зважені та щасливі», где люди борются с лишним весом, ведущей будет девушка-модель, то вряд ли это вызовет доверие. Ей знакомо, что такое стыдится своего тела? Нет. Она может прочувствовать боль этих людей? Тоже нет. Если доверия нет – все рассыпается.
Также в идеале ведущий должен быть отличным «жонглером», то есть успешно справляться с несколькими задачами одновременно. Например, первая задача – смотреть в камеру. Вторая – перенести зрителя на место действия, доступно объяснить, что происходит и что будет происходить, при этом добавив свое отношение к происходящему. Третья – помнить текст и не забыть, например, что зрителям надо напомнить поддержать участников, позвонив по такому-то номеру и т.д. Это все, конечно, очень упрощенно, но неподготовленный человек просто не справится с теми задачами, которые перед ним стоят.
Первый вопрос, который возникает у любого зрителя, когда он смотрит на ведущего или эксперта: «Почему именно ты?» Если доверия нет – все рассыпается.
– Вы упомянули, что ведущий должен привносить что-то от себя, быть на экране личностью, а не просто отстраненным исполнителем…
– Да, умение говорить со зрителем, несмотря на расстояние, влиять на него – крайне важно. Безусловно, ведущий, прежде всего, должен быть подкован и знать, КАК нужно делать, а потом уже добавлять что-либо от себя. Но это как раз то, что мы ищем. Когда удается – елка зажигается разноцветными фонариками (улыбается).
Например, у одной из потенциальных ведущих на кастинге была задача убедить героя реалити-шоу, который не хочет участвовать в конкурсе, все-таки сделать это. Что сделает непрофессиональный ведущий? Будет давить, напоминать о контракте и т.д. Что сделает профи? Найдет индивидуальный подход к человеку.
Эта девушка развернулась к оператору, представив, что это и есть участник реалити, и говорит: «Как тебя зовут?» – «Василий» – «Василий, упал и отжался» – Немое недоумение. – «А что ты на Пашу смотришь, отжимайся!». Вы не поверите, но оператор начал принимать позу, чтобы начать отжиматься. Что произошло? Влияние. Ведущая не ждала указаний, она нашла свой подход и самостоятельно справилась с заданием.
Очень часто на кастингах многие начинают притворяться и подстраиваться: «А каким ты хочешь, чтобы я был?», – ни в коем случае не надо так делать. В ответ я всегда задаю встречный вопрос: «А какой ты?»
– Какие ошибки допускают новички, которые приходят к вам на кастинги?
– Люди не проходят кастинги, потому что приходят неподготовленными, как теоретически, так и практически. Они не знают, что в них самого «вкусного»: у них нет собственного бренда, который лежит в основе любой медиаличности.
Очень часто многие начинают притворяться и подстраиваться: «А каким ты хочешь, чтобы я был?», – ни в коем случае не надо так делать. В ответ я всегда задаю встречный вопрос: «А какой ты?» Ведь потенциальный ведущий прожил не один десяток лет – он слушал какую-то музыку, смотрел какие-то фильмы, у него были какие-то взаимоотношения с людьми и т.д. Эта комбинация может быть очень интересной, и тогда такой человек дополняет проект.
В то же время могу сказать, что у нас немало людей, которые «почти». Поэтому я всегда отвожу достаточно времени на кастинг, чтобы при необходимости дать таким людям обратную связь, направить.
О навыках телеведущего и его «изме»
– Какими навыками нужно обладать, чтобы быть успешным телеведущим?
– Навыки исполнительского мастерства: поставленный голос, дикция, умение работать с камерой и т.д.
Редакторское мышление и журналистские навыки. Когда ведущий может сделать монтаж в своей голове и видеть картинку в целом – это огромный плюс. Тогда он не просто выполняет задачу режиссера, но и, например, при необходимости не забудет сказать дополнительную фразу, постоять чуть дольше в кадре или переписать текст, который ему дал сценарист, под себя.
Технические навыки. Это работа с суфлером и «подслушкой», понимание, как снимают операторы – в общем, телеведущий должен знать, как работает вся съемочная команда, чтобы успешно с ней взаимодействовать и находить общий язык.
На учебе в США нам постоянно задавали вопрос: «What is your fucking brand?». Именно с ругательным прилагательным. Те, кому так и не удалось определить свой бренд, – отсеивались.
Внешность. Необходимо систематично заниматься своей внешностью. Обращать внимание на то, как вы выглядите: ухоженность, зубы, волосы, прическа, руки, макияж, грим, одежда, аксессуары и т.д. Конечно, ваша внешность зависит и от контекста того, откуда вы ведете свой репортаж – с Эвереста или с красной дорожки.
И, наконец, личность самого телеведущего. Это должен быть человек со своим «я» на экране. Оно проявляется в умении комментировать от себя, выражать и показывать собственное отношение, иногда даже без слов. В школе телевидения в США это называют – ism («изм»). Например, я – Инов, и в моем случае это будет т.н. «иновизм». Моя особенность как ведущего, то, как преподношу информацию только я. То, ради чего зритель включает мою передачу.
Об образовании, «ядре» и мастерах сторителлинга
– Какой образовательный бэкграунд должен быть, чтобы работать телеведущим? Насколько критично важно высшее профильное образование?
– За 10 лет на СТБ у нас работало всего несколько телеведущих проектов, у которых было профильное высшее образование. Оно практически не имеет никакого значения, но есть ряд обязательных навыков, которые я перечислил.
Еще один пример. В США активно развивается множество нишевых проектов, под которые, соответственно, нужны и нишевые ведущие: медицинская программа – врач, передача о моделях – модель. Готовы ли эти готовы к работе телеведущими, и обладают ли всеми необходимыми навыками? Скорее всего, нет. Но они органичны в проекте, в них есть «ядро».
– Можно ли говорить о том, что представители тех или иных профессией «предрасположены» к тому, чтобы работать на ТВ?
– Как правило, гуманитарии держатся лучше всех. К пример, ведущие или эксперты-психологи оправданы в любом проекте, ведь так или иначе везде люди преодолевают собственные психологические проблемы. Достаточно многогранны и историки – в какой-то степени их можно назвать экспертами сторителлинга. Те же юристы оправданы в роли ведущих или экспертов в тех программах, где разбираются какие-то спорные ситуации.
Современные зрители хотят видеть на экране человека, который умеет работать на камеру, но при этом он настоящий и не строит из себя того, кем он не есть на самом деле.
– Как вы оцениваете украинских телеведущих?
– Большинство из них – это профессионалы, люди, которые обладают всеми необходимыми профессиональными навыками. Они вытянут любой проект. Но профессионализм – это только одна грань. В США таких называют – ведущий ведущий (hosty host), то есть очень формальный ведущий: идеальная дикция, идеальный голос, идеальный текст, идеальный внешний вид и т.д.
Такой стиль уходит в прошлое. Современные зрители хотят видеть на экране человека, который умеет работать на камеру, но при этом он настоящий и не строит из себя того, кем он не есть на самом деле.
– Вы обучались ТВ-мастерству как в Украине, так и за рубежом, в частности в США. Как отличаются подходы в обучении?
– За границей очень популярны краткосрочные интенсивные курсы для тех, кто хочет быть телеведущим. Отличный формат как для тех, кто «почти» и им нужно только подтянуть определенные навыки, так и для тех, кто пока не определился вообще, стоит ли ему этим заниматься.
Главная особенность обучения – максимально практичный подход. Вместо часовых лекций на ту или иную тему, ты на простых примерах и упражнениях за считанные минуты понимаешь, как, например, дышать диафрагментальным дыханием.
Ну, и, конечно, самый главный вопрос, который задавали нам с однокурсниками на протяжении всей школы – what is your fucking brand? «В чем твой … бренд?», – именно с ругательным прилагательным. Причем с этим все довольно жестко – те, кому так и не удалось определить собственную особенность в процессе обучения, постепенно отсеивались.
– Интересно. А какие бренды развивали ваши однокурсники?
– Расскажу интересную историю моей однокурсницы. Изначально она развивала свой бренд в сфере фитнеса и здорового образа жизни. Сказать, что в США таких много – ничего не сказать, каждый второй блогер качает попу (улыбается).
На одной из наших встреч я заметил, что моя однокурсница чересчур сильно расстроена поиском нового бренда, слезы в глазах. Я заподозрил, что дело не только в этом, и попросил рассказать, что же происходит в ее жизни.
Ей 34 года, они с мужем хотят завести ребенка, но уже длительное время она не может забеременеть. При этом девушка принимает участие в клинических испытаниях экспериментального препарата, который может помочь ей, но лечение очень болезненное:
– Это мой последний шанс, – говорит она.
– Вау! – говорю я. – Это невероятный бренд! Только послушай себя! Ты испытываешь на себе экспериментальный препарат, который может помочь многим женщинам иметь ребенка. Это уникальный опыт, который актуален для всех.
Мы купили ей микрофон, осветительный прибор, и она на свой смартфон начала снимать видео, где рассказывала о том, как проходит лечение. В итоге она записала блог, закончила обучение на курсе, а также ей заинтересовался продюсер, который на основе ее истории снимает передачу. А самое главное – девушка забеременела и родила ребенка (улыбается).
В США продюсеры все больше интересуются блогерами – у таких людей уже есть свой бренд и проработан форма. Весь американский рынок строится на таких передачах – продюсер видит интересный формат и его покупает.
– Теперь моя очередь – вау! Собираетесь ли перенимать зарубежный подход и внедрять его здесь, в Украине?
– Да, зимой я запустил собственный проект – Pavlinov Project для тех, кто хочет стать телеведущим, ТВ-экспертом или блогером, но не знает, с чего начать. В его рамках в течение нескольких месяцев мы провели восемь бесплатных мастер-классов от практикующих ведущих, журналистов, сценаристов и блогеров. Своими опытом и знаниями поделились известные телеведущие Григорий Решетник, Надежда Матвеева, Анна Кушнерук и Павел Костицын, сценарист реалити-шоу Маша Кузьменок, видеоблогер Даша Коломиец, а также шоумен Антон Лирник.
Будем продолжать обучение. В ближайшее время в планах проведение нескольких авторских мастер-классов. Первый будет посвящен всем аспектам процесса кастинга. В нем я расскажу о самых распространенных ошибках, которые люди делают на пробах, и дам практические советы, как успешно их пройти Это будет актуально для телеведущих, актеров, а также тех, кто ходит на собеседования, то есть всем (улыбается).
Второй мастер-класс будет о том, как перебороть страх перед камерой и сохранить естественность на видео. Он будет полезен для потенциальных телеведущих, видеоблогеров и для тех, кто хочет продавать свою экспертность с помощью видео.
Уверен, что формат мастер-классов – самый эффективный, так как я делюсь конкретными практическими кейсами. А слушатель сможет использовать мой профессиональный опыт в решении своих задач.
Зарегистрируйте свой канал на YouTube и просто начните снимать. Примите тот факт, что первый ролик – провальный, ни о чем. И второй тоже. И третий, и четвертый. Анализируйте свои ошибки и не переставайте снимать.
О блогерстве и YouTube
– Становиться YouTube-блогером сейчас стало очень популярно. Как повлияет или уже влияет данный тренд на телевидение?
– В США продюсеры все больше интересуются блогерами. Во-первых, у таких людей уже есть свой бренд. Во-вторых, сформирован и, что важно, проработан формат эпизодов их блога. В США, в отличие от нашей страны, идея ценнее, чем реализация, потому что на рынке работает множество хороших продакшн-студий, которые могут все отснять. Весь американский рынок строится на таких передачах – продюсер видит интересный формат и его покупает. Кстати, я лично в рамках медиа-коучинга уже помогаю блогерам реализовывать их проработанные задумки.
Если говорить с профессиональной точки зрения, у блогеров есть огромное преимущество перед состоявшимися ведущими – они полностью «состоят» из практических навыков, постоянно развиваются и меняются. Блогер будет пробовать новое, состоявшийся ведущий – как правило, нет. Многим из них мешает то, что на экране они – совсем не те, кто в обычной жизни. Но, кстати, некоторые украинские телеведущие уже ведут свои видеоблоги, и достаточно успешно.
Лично я верю в блогеров – из них вырастут ведущие нового поколения.
Главный вывод, который я сделал благодаря сотням кастингов – у каждого человека есть интересная история.
– Как стать видеоблогером? С чего начать?
– Практика – самое правильное решение.
Зарегистрируйте свой канал и начните снимать. Примите тот факт, что первый ролик – провальный, ни о чем. И второй тоже. И третий, и четвертый (улыбается). Смотрите на себя, анализируйте свои ошибки, интересы своей аудитории и не переставайте снимать.
Не бойтесь инвестировать в это деньги и время. Здесь и сейчас результата не будет – нужно сначала что-то вложить, только так вы сможете что-то получить в будущем. Только так вы будете интересны зрителю.
– Как выбрать тему видеоблога? Можно ли говорить о каких-то наиболее востребованных тематиках?
– Ориентироваться на тренды – глупо. Не нужно подстраиваться под рынок.
Например, в США со мной училась одна девушка. В своей презентации она рассказала, что ее три брата сидят в тюрьме, что было очень неожиданно. Ей предложили работу практически сразу – в программе по реабилитации бывших тюремных заключенных. В данном случае ее жизнь стала ее брендом.
Еще можно продавать рынку свою экспертность. Например, на моем курсе один из первых нашел работу техасский детектив, который раскрыл немало громких преступлений, – он стал ведущим тематического телешоу. Если же вы не являетесь экспертом в чем-то, но вам очень интересна какая-то тема – можно изучать ее вместе со зрителями. Можно чему-то учиться, что-то пробовать и т.д.
Главный вывод, который я сделал благодаря сотням кастингов – у каждого человека есть интересная история. Нельзя жить на этой планете, и чтобы с вами не происходило ничего интересного. Просто надо найти эту историю в себе.
Читайте більше за тегами: