Про Budni
Наші продукти
Александр Лебедько, СМO digital-агентства полного цикла Nowedo, поделился мнением о том, как правильно собеседовать SEO-специалиста.
Материал будет полезен рекрутерам и HR-менеджерам, чтобы понимать, как собеседовать кандидатов, а также самим SEO-специалистам, чтобы понимать, о чем их будут спрашивать. Поехали!
Крупный интернет-проект без сеошника не запустишь. Да, многие проекты обращаются в аутсорсинговые компании, но все же, мое мнение – обязательно должен быть специалист in house, чтобы контролировать все процессы и двигать работу в правильном направлении (неважно, работает проект по SEO самостоятельно или вместе с агентством).
На мой взгляд, хороший SEO-специалист – это тот, кто:
Мониторинг и аналитику я ставлю во главу угла не просто так. Без аналитики нет информации, а без информации любые начинания обречены, даже не сорвавшись со стартовой линии. Но основной задачей сеошника, которая опирается на аналитику, должно быть привлечение целевого трафика с целью увеличения количества продаж из органической выдачи (Google или любая другая поисковая система).
Итак, кто вам нужен, уже ясно. А какие вопросы вы можете задать на собеседовании, чтобы выявить хорошего специалиста?
В украинских ВУЗах обучение тонкостям продвижения в поисковых системах еще не скоро будет поставлено на поток, а учебные центры с SEO-курсами появились у нас не так уж давно, поэтому оценить их качество пока сложно (как и онлайн-школы, которые проводят вебинары).
Поэтому вас должен интересовать не диплом соискателя, а обстоятельный и детальный рассказ о его практике, материалах, из которых он черпал знания, компаниях, в которых он работал, и специалистах, которые помогали ему освоить ремесло. Например, мы в Nowedo всегда рады человеку, который работал под руководством специалиста из ecommerce-проекта, где огромное количество внутренних страниц и много работы по SEO-оптимизации (есть разница – следить за сайтом из 20 страниц или из 20000). Диплом престижного университета – это большой плюс, но в нашем случае – не первостепенный.
Хороший специалист всегда в курсе серьезных изменений сферы Google и немаловажной «фауны» – Penguin и Panda (фильтры поисковика), а также обновлений EMD – фильтра, ответственного за контроль прямого вхождения ключевых слов в название домена.
Цитирование того, что написал Сундар Пичаи (CEО Google) в соцсетях или пересказ всего Google Webmaster Blog вам не нужно – с ними инструкцию для команды не составишь. Важно понимание фундаментальных процессов, которые влияют на позиции сайта, и своевременное внимание к любым их изменениям.
Читайте ще: Новый профиль профессионального продавца: 5 критичных компетенций
Линкбилдинг – это процесс наращивания качественной внешней ссылочной массы на сайт. Обязательно попросите кандидата описать понятие своими словами. Специалист должен понимать весь этот нелегкий процесс, а если он его понимает, то рассказать не составит труда.
Обращать внимание стоит на тех соискателей, которые конкретны в своих показаниях: приводят пример действий, которые применяли на практике, и описывают личные стратегии. По-настоящему опытный профессионал уже знает, что нет общей стратегии линкбилдинга и для каждого сайта она своя. Поэтому обращайте внимание на человека, который дает как можно меньше общих знаний и как можно больше знаний из личной практики. Спросите кандидата о кейсах по линкбилдингу – к примеру, как он наращивал ссылки на .edu сайтах и как этот сегмент ссылочной массы повлиял на позиции.
Это еще один вопрос на знание трендов SEO. Кандидат, который вам нужен, в правильной иерархии назовет все ключевые элементы современной оптимизации:
Не стесняйтесь останавливаться на каждом пункте и просить более подробное объяснение – у хорошего специалиста это не вызовет никаких проблем. А вот найм профессионала с недостаточно полными и не опробованными на практике знаниями создаст проблемы вам.
Учитывая, что социальные сети все больше влияют на индексацию сайтов, не будет лишним послушать мнение соискателя на этот счет. Особенно сейчас, когда, благодаря новому алгоритму Facebook, ключевые для компании запросы и названия, упомянутые в социальной сети, станут отображаться в поисковых системах.
И это уже не говоря о ссылках на целые посты и дискуссии в Facebook, ссылках на сайты и статьи на личных страницах пользователей и прочем активном участии соцсетей в обороте пользователей в интернете.
Google Analytics – это само собой. Также опытному SEO-мастеру не чужды такие названия, как Ahrefs, Screaming Frog, Moz, Advanced Web Ranking, и он спокойно расскажет вам, что последние используется, чтобы анализировать ранг сайта или страницы сайта в Google, а первые два инструмента используют для диагностики.
Спросите про украинские инструменты. Специалист должен обязательно назвать Serpstat.
Как известно, клиенты и SEO-специалисты редко говорят на одном языке. То, что для профессионала – информация, для заказчика – набор непонятных цифр. Поэтому хороший SEO-отчет первым делом демонстрирует и объясняет главные показатели успешности сайта, наглядно показывая клиенту, на какие данные обращать внимание. От того, насколько хорошо заказчик понимает отчет и прогресс, зависит дальнейшее сотрудничество.
Также важно то, что кандидат напишет в выводах и заключении, как опишет и подаст негативные моменты продвижения. В рамках тестового задания на втором этапе собеседования вы можете даже предложить кандидату написать отчет по предоставленным ему данным.
Читайте ще: Аналитика рынка труда в бизнес-сезон: зарплатные тренды для бюджетов и не только
Работа в онлайн-продвижении подразумевает полное понимание всех процессов – и тех, за которые ответственны проджекты, и тех, которыми занимаются разработчики.
Не стоит требовать от SEO-профессионала знания абсолютно всех языков, но если окажется, что он сталкивался с JavaScript и PHP, это будет в плюс. Во-первых, значительно упростится общение с командой, во-вторых, это облегчит понимание внутренних ошибок анализируемого сайта.
Вопрос, который важен лично для меня. Существует некий стандарт команды, необходимый, чтобы создать идеальный сайт. Он состоит из маркетинга, вижуала и функционала. Из специалистов в него входят ведущий маркетолог проекта, дизайнер, контентщик, SEO-специалист и разработчик.
Когда эта система соблюдается, жизнь всех специалистов становится проще и лучше: не нужно переделывать структуру, чтобы вместить текст, или же переделывать текст, чтобы добавить недостающие ключи, не приходится по несколько раз обсуждать один и тот же вопрос с каждым специалистом по отдельности (что может происходить до бесконечности). Иными словами, вы избегаете большого рабочего хаоса.
Ваша главная задача – увидеть, сможет ли специалист сразу сказать, что необходимо поменять на сайте. Если вы не слишком хорошо разбираетесь в SEO, то для этого практического задания нагуглите пару чек-листов по типовым SEO-ошибкам:
Вам нужно понимать по практическому заданию:
Как бы банально ни звучало, но с приятными людьми приятно и работать. Если ваш выбор свелся к двум кандидатам, один из которых гуру SEO, а второй чуть не дотягивает до уровня гуру, но на собеседовании легко и непринужденно вызвал ваше расположение – выбирайте второго. Самое ценное – это умение работать в команде, быстро находить общий язык и сглаживать острые углы. Особенно если вы, кроме прочего, видите желание расти и развиваться дальше в своей специализации.
Читайте більше за тегами: