Про Budni
Наші продукти
Ирина Земляная,
партнер юридического агентства “Абсолют”, адвокатВ связи с распространением COVID-19, на всей территории Украины введены карантинные меры, что значительно повлияло на трудовые отношения. В связи с этим у работодателей возник закономерный вопрос: «Как правомерно организовать работу сотрудников во время карантина?».
Законодательное урегулирование
В марте 2020 года вопрос дистанционной или удаленной работы был урегулирован только Положением об условиях труда надомников (далее – Постановление № 275 от 29.09.1981). Но, к сожалению, это Положение было не приспособлено к потребностям бизнеса. Поэтому законодатель внес некоторые изменения в нормы трудового законодательства Украины, введя понятие дистанционной работы.
Так, согласно ст. 60 Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ), дистанционная (надомная) работа – форма организации труда, когда работником выполняется работа по месту его проживания или в другом месте по его выбору, в том числе при помощи информационно-коммуникационных технологий, но за пределами помещений работодателя (офиса).
Выделим основные моменты, на которые работодателям стоит обратить внимание для недопущения ошибок при оформлении дистанционного режима работы.
Читайте ще: Повернення до роботи після карантину: юридичні аспекти
1. Не всех сотрудников можно переводить на дистанционный режим
На удаленную работу можно переводить сотрудников, работа которых тесно не связана с их рабочим местом.
В то же время, согласно п. 12 Постановления № 275 от 29.09.1981, запрещается предоставлять надомникам такие виды работ, которые создают неудобства для проживающих соседей. Следовательно, удаленная работа больше подходит офисным работникам, нежели рабочим заводов и фабрик.
2. Порядок оформления дистанционной работы сотрудников
В соответствии с ч. 2 ст. 60 КЗоТ, на время угрозы распространения, в частности, эпидемии и/или пандемии, условие о дистанционной (надомной) работе может быть указано в приказе (распоряжении) собственника или уполномоченного им органа без обязательного заключения в письменной форме трудового договора о дистанционной (надомной) работе.
Частью 3 ст. 32 КЗоТ предусмотрено, что в случае изменения существенных условий труда (в т.ч. перевод сотрудника на удаленный режим работы) работодатель должен уведомить работника не позже чем за 2 (два) месяца до таких изменений.
Но в условиях карантина у работодателей просто нет времени для надлежащего уведомления сотрудника. При таких обстоятельствах сам работник может пойти навстречу работодателю и добровольно написать заявление на свое согласие об изменении этого двухмесячного срока.
Кроме того, перед вынесением распоряжения работодатель и сотрудник должны прийти к согласию по следующим вопросам:
Данная информация в обязательном порядке вносится в распоряжение (приказ) работодателя о переводе сотрудника на дистанционный режим работы. Подписывают этот документ как работодатель, так и работник.
Читайте ще: Проверки Гоструда – 2020: к чему готовиться работодателям
Согласно пунктов 9 и 10 Постановления № 275 от 29.09.1981, организация трудовых процессов в надомных условиях допускается только для лиц, имеющих необходимые жилищно-бытовые условия.
Обследование таких условий производится администрацией предприятия, применяющего надомный труд, с участием представителей комитета профсоюза (ФЗМК), а в соответствующих случаях – и представителей санитарного и пожарного надзора (пункт 12 настоящего Положения).
Администрация предприятия предоставляет в бесплатное пользование надомников оборудование, инструменты и приспособления, своевременно осуществляет их ремонт. В тех случаях, когда надомник использует свои инструменты и механизмы, ему выплачивается компенсация за износ (амортизацию) в порядке, установленном законодательством. По согласованию сторон надомнику могут возмещаться и иные расходы, связанные с выполнением для предприятия работы на дому (электроэнергия, вода и т. п.).
В обозначенных нормах содержится немало требований, которые не только давно устарели, но и трудновыполнимы и/или направлены на организацию работы представителей рабочих профессий (слесари, столяры и т.д.).
Поэтому, чтобы не игнорировать предписания законодательства, пусть и устарелого, работодателю и работнику стоит обговорить:
Результаты обсуждения этих вопросов сторонам необходимо зафиксировать в письменном виде. Четкой формы такого документа законодательством не предусмотрено, но и нет запрета на изложение такой информации в самом распоряжении (приказе) работодателя о переводе работника на дистанционную (надомную) работу.
Читайте більше за тегами: