Творчество – это не род деятельности и не прерогатива отдельных профессий. Оно проявляется, когда каждый человек позволяет себе увидеть мир иначе, а затем обретает смелость воплотить это видение в реальность. Творчество – часть нас самих. И спикеры TED подсказывают, как раскрыть его в себе.

1. Джанет Эчелмен: «Видеть необычное в повседневном»

 

Американская художница Джанет Эчелмен преобразовывает пространство урбанистических пейзажей, создавая скульптуры, неповторимые для каждого города. Ее творения плывут, движутся, меняют форму под действием ветра, солнца, воды – завораживающее и вдохновляющее зрелище. Джанет признается, что мечтает подарить особенную скульптуру для каждого города в мире. Но много лет назад, будучи начинающей художницей, она и подумать не могла, что к новому виду творчества ее подтолкнет случайность, а именно – картины, не прибывшие на выставку в нужный момент. Экспонат пришлось создавать уже на месте, из подручных материалов, которыми стали рыболовные сети. А Джанет поняла, что творчество – это умение видеть необычное в повседневных вещах: «Способа, с помощью которого можно было бы адаптировать эту древнюю, уникальную ручную работу к промышленному производству, не существовало. Поэтому нам пришлось его придумать».

2. Эми Тан: «Нужно просто довериться воображению»

 

Когда писательница Эми Тан размышляет о творчестве, она сравнивает его с устройством самого мира, которым управляют известные нам законы физики и Вселенной, а также силы, которые пока иначе, как волшебством, не назовешь. Мы находимся в постоянном поиске ответов на вопросы, определении взаимосвязей, пытаемся найти общее в случайностях и закономерность – в совпадениях. Задумываемся, можем ли мы на что-то повлиять, и если да, то как это сделать. Так мы получаем свои знания о мире, так сочиняются и наши истории о нем. «Если частичный ответ существует, – говорит Эми, – для получения более полного ответа нужно просто довериться воображению. Вообразить – это поставить себя в середину истории».

3. Адам Грант: «Неожиданные привычки тех, кто мыслит оригинально»

 

Профессор Уортонской бизнес-школы и автор книги «Оригиналы» исследует, что именно объединяет неординарно мыслящих людей, продвигающих в мир свои идеи, и чем они отличаются от тех, кто пока лишь хочет стать такими. Среди их привычек может быть прокрастинация – откладывание в решении какого-либо вопроса, но не до последней минуты. Постоянные сомнения, но не в себе самих, а в своей идее, и потому она развивается и становится только лучше. Они боятся, но не того, что потерпят неудачу, а что не смогут попробовать снова. «Выходит, – резюмирует Адам Грант, – что оригиналы не так уж отличаются от остальных. […] И иногда – не вопреки, а благодаря этим качествам они достигают успеха».

4. Джули Берстайн: «4 урока о творческом подходе»

 

Радиоведущая и писательница Джули Берстайн рассказывает четыре истории о творчестве, преодолевающем препятствия. О кинорежиссере из маленького городка, которую на выбор карьерного пути вдохновил бродячий уличный театр. О лауреате Пулитцера, который в детстве не мог читать быстро из-за дислексии, и это помогло ему прочувствовать более глубокие смысловые тонкости языка. О художнике, который понял, что рисует не так, как ему хотелось бы, и распрощался с живописью, чтобы заниматься созданием экспонатов, вовлекающих зрителей в свой сюжет. О фотографе, поборовшем бюрократические препятствия ради исторических снимков места событий 11 сентября. Эти истории – не о произведениях искусства, а о работе и ее творческой составляющей. «Все мы сталкиваемся с переживаниями, проблемами, пределами возможного и потерями, – говорит Джули. – Каждому из нас необходимо творчество, не важно, ученые мы или учителя, родители или предприниматели».

5. Кен Робинсон: «Подавляют ли школы творчество?»

 

«Наша образовательная система опустошила наши умы, как мы опустошаем недра Земли, преследуя определенные цели, – считает Кен Робинсон. – Но мы не можем пользоваться такой системой дальше». Будучи преподавателем, со сцены TED он делится мнением о том, что творчество так же важно, как и грамотность. В то же время, образовательный процесс сконцентрирован на дисциплине и изучении точных наук. Дети умеют рисковать – и будут делать попытки, даже если не уверены в успехе. Но им с раннего возраста указывают на ошибки, в результате чего они просто боятся в очередной раз ошибиться, а со временем утрачивают способность к творческому мышлению. Робинсон говорит: современное образование придерживается методик, основанных еще во времена промышленных революций прошлого. Может быть, нам под силу изменить его для более творческого будущего?