Про Budni
Наші продукти
Получить образование в Стэнфорде или Гарварде для украинцев стало реальнее благодаря команде энтузиастов, которые делятся со школьниками своим опытом поступления в американские вузы.
Ukraine Global Scholars (UGS) – благотворительный фонд, который бесплатно помогает талантливым ученикам старших классов из Украины получить грант на обучение в престижных иностранных школах-пансионатах, колледжах и университетах. Организация бесплатно занимается отбором и подготовкой потенциальных учеников мировых учебных заведений и готовит их к поступлению.
Отбор проходит в три этапа: анкетирование по достижениям, онлайн-тест на знание английского и математики, а также интервью финалистов с членами команды UGS. Программа обеспечивает учащихся менторской и консультационной помощью: ученики проходят онлайн-подготовку к тестам SAT/TOEFL, которые нужны для поступления, а затем отправляются в двухнедельный лагерь, где им дают пошаговую инструкцию поступления в иностранные вузы и разрабатывают индивидуальную стратегию. Кроме того, USG покрывает своим подопечным расходы на поступление в ведущие учебные заведения мира.
Из 17 финалистов 2016 года 12-ти талантливым школьникам из простых украинских семей удалось поступить и получить полную стипендию на образование. Вместе финалисты получили более $3 млн на обучение в США.
Мы поговорили с членом правления фонда Юлией Сычиковой о том, как важно «-надцать» раз проверить свое резюме и эссе, кому открыта дорога в престижные вузы и чему стоит учить новое поколение украинцев.
Об идее помогать украинским школьникам
– Юлия, расскажите, как все начиналось? Как появилась идея UGS?
– Мы основали организацию в 2015 году. Мой коллега Михаил Лемеш, я и наши друзья из Украины, которым удалось поступить и выиграть грант на образование в самых престижных американских вузах стоим у истоков UGS.
Все мы проучились в Америке много лет. Например, Миша сначала получил образование в школе-пансионате Deerfield, потом в Гарварде, а сейчас изучает MBA в Wharton Business School. Я получила диплом Пенсильванского университета. Мы – не единственные украинцы, которые прошли через этот путь, выигравая гранты на обучение в мировых вузах.
Каждый год к нам обращались талантливые школьники из Украины, присылали свои резюме и просили о помощи с поступлением. Помогали им в свободное время и увидели результат: ребята действительно поступали в мировые вузы, выигрывая полные стипендии (те, которые покрывают все расходы студентов – ред.). Поэтому мы решили подойти к этому более организованно и создать организацию, чтобы как можно больше ребят смогли получить доступ к возможностям.
О процессе отбора на программу
– Как попасть на программу Ukraine Global Scholars? Расскажите пошагово о процессе отбора.
– Мы занимаемся с учениками, начиная с восьмого класса и до 18 лет. Фокусируемся только на них, потому что после совершеннолетия уже другая процедура поступления в вузы.
Чтобы попасть на программу, нужно зайти на наш сайт и подать заявку. Заявка – это длинный документ, в котором среди прочего нужно писать сочинение, приложить табеля за последние три года. Также нужно составить список своих достижений вне школы за последние 4 года, например, в танцах, пении или любых других сферах.
В первом туре отсеиваем 50% заявок, а самых сильных пропускаем на второй тур – это онлайн-тест по английскому и математике. После этого мы проводим два интервью – это третий тур. Если школьнику удалось впечатлить нас своими оценками, достижениями и планами на будущее, то мы его берем в UGS. Отборочный процесс длится примерно три месяца – с конца марта до середины июня.
Все финалисты программы подписывают контракт, после чего начинается наша интенсивная программа. Сначала в течение месяца мы готовим ребят к сдаче теста по английскому языку TOEFL и теста для приема в высшие учебные заведения США SAT. Затем в начале августа отправляемся с ними в лагерь (в этом году будет проходить в Яремче), где в течение десяти дней рассказываем, как нужно готовиться к поступлению и разрабатываем с каждым индивидуальные стратегии. Эти десять дней для них – настоящая школа, где они спят по 5 часов в день.
– Как все проходит дальше?
– После лагеря школьники возвращаются домой и работают непосредственно со своими менторами от нашей организации по процессу поступления. Осенью ребята сдают тесты TOEFL, SAT и SAT II, которые мы им оплачиваем, и готовят свои пакеты документов для поступления в учебные заведения. Мы постоянно с ними на связи на протяжении всего процесса: проверяем каждое сочинение, даем обратную связь, ведь чтобы написать действительно хорошо, нужно исписать 15-20 черновиков. Зимой идет бесконечный обмен файлами, и приблизительно в конце декабря-начале января ученики подают заявки в учебные заведения и заполняют финансовые формы. Далее заинтересованные школы проводят с ними интервью, в конце марта участники узнают результат – поступили они или нет. После этого мы закрываем этот этап и открываем прием заявок на новый набор. То есть целый год мы активно работаем.
Если школьник не поступает с первого раза, он может пробовать свои силы в следующем году. Есть случаи, когда поступали со второго, третьего и даже четвертого раза. Мы проводим работу над ошибками и советуем всем идти до победного конца – пробовать, пока не получится.
Те школьники, которые поступили, готовятся к отъезду: оформляют документы, настраиваются морально. Мы даем им советы, что брать с собой, а также контролируем, чтобы ребята хорошо доехали. К счастью, большинство топовых американских школ заботятся об участниках и встречают их в аэропорту. Все сделано так, чтобы родители не беспокоились.
– Куда поступают выпускники программы?
– В основном мы готовим школьников 14-17 лет к обучению в школах-пансионатах и колледжах, где учатся дети королей, президентов и самые талантливые школьники со всего мира. Цель этих школ – чтобы потом их выпускники поступили в лучшие вузы, которые конкурируют между собой. Как правило, школы находятся при университетах, поэтому все поставлено на поток. Очень большой процент впоследствии поступает в вузы Лиги плюща (туда входят в частности Йель, Гарвард, Принстон – ред.), Стэнфорд и т.д.
Те, кому уже 17 лет, могут сразу поступать в университет после прохождения нашей программы. Если говорить о цифрах, то у нас 70% тех, кто поступает в школы-пансионаты и 30 % – напрямую в университеты. Но, к слову, гораздо проще поступить сначала в школу-пансионат, а потом уже в университет через пару лет подготовки.
О том, кого готовят к поступлению в США
– Каких учеников вы отбираете?
– Прежде всего, необходима база – отличное знание английского и высокая успеваемость в школе. При этом просто хороших оценок мало. Как правило, наши школьники увлечены одной или несколькими академическими сферами. Они выигрывают республиканские олимпиады по химии, ездят на международные олимпиады по математике, некоторые знают шесть языков в своем юном возрасте. Например, один из наших финалистов, помимо успехов в учебе, играл в своей музыкальной группе. У другой финалистки были достижения в волонтерстве: она стала одним из основателей Teenergizer!, команды, которая помогает ВИЧ-позитивным подросткам. Ребятам важно провести самоанализ того, чем они занимаются, чтобы сформировать стратегию поступления.
– Сейчас таланты ищут вас или вы ищете таланты?
– И то, и другое. Как правило, ежегодно зимой мы разворачиваем маркетинговую кампанию, чтобы донести информацию о нашей программе ученикам из разных уголков Украины. Про нас выходят сюжеты на телевидении, статьи на Освіта.UA, studway.com.ua и на других ресурсах. В первый год у нас было 150 заявок от потенциальных участников, во второй – 350. В этом году мы получили более 500 заявок.
– То есть с каждым годом вы планируете охватывать большее количество участников?
– Хотим удерживать то количество, которое есть сейчас, так как каждому уделяем очень много внимания. В данный момент мы среди всех претендентов отбираем 20 человек, давая им шанс поступить в учебные заведения США. Но для тех, кто не попал в нашу программу, мы планируем запустить онлайн-курс с инструкцией, как поступать в западные вузы.
О команде и работе Ukraine Global Scholars
– Что объединяет вашу команду?
– Все члены нашей команды – из простых украинских семей. Каждый из нас смог получить полную стипендию на учебу в американском вузе. Мы хотим помочь школьникам, чтобы вырастить новое поколение лидеров. Верим, что качественное образование дает очень большой скачок вверх. Обучаясь в лучших университетах мира, человек попадает на верхушку востребованных кадров не только в Украине, но и в мире.
У нас очень сильная команда волонтеров. Среди них есть кандидаты и доктора наук со степенью из Гарварда, Пенсивальнского университета и Массачусетского технологического института. Есть состоявшиеся врачи, успешные молодые профессионалы, работающие в суперизвестных финансовых и консалтинговых компаниях, профессиональные менторы по поступлению в топовые вузы – таких более 15 человек!
– Кроме программы, вы чем-то занимаетесь?
– Конечно. У всех членов команды Ukraine Global Scholars есть работа, то есть полная занятость. Я, к примеру, работаю в венчурном фонде, который инвестирует в стартапы. А, например, главный ментор UGS – доктор в Чикаго. С программы мы не имеем ни единого цента зарплаты.
– Есть какая-то организация в Европе, с которой вы брали пример?
– Не знаю, есть ли в Европе такие программы, но у нас была подобная организация, USA/USA, из которой большинство из нас вышло. Есть похожие учреждения, например, в Китае, но они берут за свою работу большие деньги.
– Какие у вас источники финансирования?
– В основном нас поддерживают наши друзья, коллеги, люди, которые верят в силу образования. Также организации Украинской Диаспоры, например, Ukraine-US Foundation, Ukrainian Federation of America and others. Основные затраты уходят на тесты и летний лагерь.
– Должны ли быть такие организации, как вы, дотационными? Насколько, по вашему мнению, у нас развито меценатство?
– В идеале, да. Поначалу нас спонсировали такие же выпускники иностранных вузов. Мы и свои деньги вкладывали, наши друзья вкладывали. В прошлом году подключилась организация из украинской диаспоры.
Было бы неплохо, чтобы и государство выделяло деньги, а не только американские университеты, которые платят за обучение украинцев. Покрывая частично расходы на обучение украинцев, наше государство увеличивало бы шанс, что ребята вернутся на родину.
– С какими трудностями сталкивается ваша организация?
– Самая большая трудность – донести информацию о нашей программе как можно большему количеству ребят по всей стране, особенно из маленьких городов.
Если посмотреть на другие страны, то из Украины сравнительно немного ребят едет учиться за границу. Думаю, что есть определенное недоверие со стороны родителей. Многие не верят, что можно абсолютно бесплатно учиться в Гарварде. Думают, что их обманут. С этим недоверием было сложно бороться.
Также стоило определенных усилий убедить наших инвесторов и диаспору, что мы занимаемся всем в свободное от работы время и хотим сделать что-то важное. Но так как у нас был хороший результат и в прошлом, и в позапрошлом годах (83% поступили в школы, 60% в университеты), то диаспора и частные инвесторы охотнее дают средства.
– Помимо США, с учебными заведениями каких стран вы сотрудничаете?
– В основном это Америка, но в прошлом году, например, две девочки выиграли грант на обучение в Швейцарии. Правда, это тоже американские школы. Мы выбираем известные и большие учебные заведения, потому что у них обычно больше денег на гранты и стипендии, которые они охотно дают интернациональным студентам. В Европе такую стипендию получить сложнее, так как нет такого налаженного процесса.
Об учебе по-американски
– Одно из условий программы – участники должны вернуться в Украину, чтобы реализовать полученные навыки и знания. Насколько велик соблазн у ребят остаться за границей? Как участники программы мотивированы с самого начала?
– Во-первых, одним из условий отбора является патриотизм, то есть насколько школьники готовы отдавать то, что в них вкладывается. Когда мы рассматриваем заявки наших участников, то обращаем внимание на то, насколько активно они участвуют в жизни общества, отдавая частичку себя безвозмездно. Во-вторых, участники подписывают контракт, согласно которому обязуются вернуться домой через несколько лет после получения бакалавра минимум на 5 лет.
Насколько велик соблазн остаться – мы еще не почувствовали, потому что мы молодая организация. Нам нужно еще несколько лет, чтобы посмотреть, как будут развиваться события. В то же время мы помогаем ребятам найти стажировки здесь, чтобы они могли развивать себя дальше, таким образом привязывая их больше к Украине.
– На какие средства украинский школьник существует в США?
– Цель нашей программы состоит в том, чтобы отобрать настолько талантливых ребят и подготовить их так, чтобы они получили полную стипендию от университета или школы. Такой вид финансирования обычно покрывает не только обучение, но и стоимость билета туда и обратно, и учебники, и еду, и проживание в общежитии. Обычно студентам также дают возможность подрабатывать на кампусе, чтобы зарабатывать на карманные расходы.
– Бывают ли случаи, когда ребята не могут интегрироваться, найти общий язык с одногруппниками и хотят вернуться обратно?
– Мы стараемся отбирать очень сильных ребят, которые в Украине уже проявили себя и продемонстрировали силу характера. У таких участников достаточно хорошие коммуникационные навыки, чтобы общаться с ребятами там.
Сложно ли учиться за рубежом? Однозначно, да. В США система обучения построена иначе, чем у нас: важно, чтобы ребенок не только учился, но и отдавал значительную часть своего времени всевозможным клубам по интересам, занимался спортом. На это накладывается еще и то, что ребята находятся далеко от дома и скучают по своим семьям. Это периоды, когда школьники чувствуют себя довольно плохо, но уже через пару месяцев они втягиваются в новый стиль жизни и скучают все меньше и меньше.
Такого, чтобы никто не прижился, еще не было в программе. Также нужно учитывать, что в таких учебных заведениях очень большой процент интернациональных студентов из Европы, Австралии, Индии, Африки, которые проходят через то же самое, что и наши ребята.
– Каких предметов не хватает в наших учебных заведениях, по сравнению с американскими?
– Скорее, не предметов не хватает, а стиля преподавания. В Америке делается акцент на критическом мышлении, ребят учат логически думать, правильно использовать ресурсы, чтобы найти ответ на любой вопрос. В нашей стране – больше уделяют внимание запоминанию формул, и кто скачал из интернета лучший реферат, тот молодец.
В США высоко ценится твое мнение, даже если оно идет вразрез с устоявшимся. Чем больше ты противоречишь профессору, чем больше развиваешь дискуссию в классе, тем больше тебя считают лучшим учеником, и ты можешь получить высшую оценку. Поэтому важно развивать не только hard skills («твердые навыки»), то есть узкоспециализированные, но и soft skills («мягкие навыки») – например, коммуникационные, навыки использования инновационных ресурсов, чтобы дети могли найти ответ на любой вопрос.
Еще один пример. У наших школьников часто возникают трудности при написании сочинения для поступления в американский вуз, так как у нас учат цитировать великих. Для американских учебных заведений важна твоя индивидуальность, личная история, у них, наоборот, не приветствуется использование чужих мыслей. Часто ребята не догадываются, что у них есть удивительные истории из жизни, через которые можно раскрыть свою биографию.
Рекомендация от учителя у нас и в Америке – тоже кардинально разные вещи. У нас это некий перечень качеств школьника, часто также тех, над которыми советуется поработать, наши преподаватели прививают скромность. Тогда как в США предполагается, что это рекомендационное письмо для следующего лауреата Нобелевской премии или президента, в Америке нельзя быть скромным. Поэтому мы работаем с ребятами над тем, чтобы они показали себя с лучшей стороны.
Об онлайн-образовании
– Как вы оцениваете пользу от массовых онлайн-курсов, которые сейчас очень популярны?
– Безусловно, онлайн-курсы открывают безграничные возможности для человека из любой точки мира. Человек может совершенствовать себя в любом возрасте. Но мое мнение: онлайн-курсы все равно не заменят учебу на кампусе. Ведь самое главное в обучении в таких вузах как Гарвард, Пенсильванский или Йельский университет происходит не во время лекций, а в общении с интересными и самыми умными ребятами со всего мира. И хоть некоторые предприниматели говорят о том, что колледжи «забивают» мозги, но с каждым годом количество желающих обучаться в университетах той же Лиги плюща растет, и туда все сложнее попасть.
О воспитании детей
– Что современным родителям важно развивать в своих детях?
– Индивидуализм, креативность, логическое мышление. Сейчас все ринулись на курсы программирования, но также нужна элементарная логика, поэтому иногда лучше играть в шахматы, чем учиться кодить.
Важно учить новое поколение, как правильно пользоваться интернетом, где найти хорошие ресурсы информации, не переставать учиться. Потому что после окончания университета ты не обязательно будешь работать по специальности. Современный человек меняет карьеру несколько раз в течение всей жизни.
Также украинские родители очень боятся потерять год, если ребенок не поступил сразу после школы в университет. Хотя на Западе это нормально воспринимается, когда есть так называемый gap year, год на раздумья, чтобы разобраться, чем заниматься дальше. То, что выпускник пропускает год, вовсе не означает, что он неудачник. По моему мнению, не очень справедливо требовать от 17-летних знать, с какой профессией они свяжут свою жизнь. Наоборот: время на раздумья сделает их решение более зрелым.
Читайте більше за тегами: