Про Budni
Наші продукти
В рамках проекта #HotTopicTalks раз в две недели в прямом эфире в Facebook мы говорим с представителями топовых компаний и экспертами о поиске работы и карьере.
Гостья восьмого выпуска проекта – Евгения Теплова, HR-директор компании Nutricia Ukraine (группа компаний Danone). Мы обсудили убеждения, которые мешают людям попробовать себя в международном бизнесе, и выяснили – какова в них доля правды, а что не соответствует реальности.
Миф 1. «В международную компанию можно попасть только по знакомству»
Получить работу в глобальной компании можно и с использованием личных связей, например, благодаря программам «Приведи друга» – когда сотрудник рекомендует на позицию своего знакомого или коллегу. Но и такие кандидаты рассматриваются на общих основаниях. Чаще всего компании размещают вакансии в открытом доступе – на сайтах по трудоустройству и корпоративных сайтах, где каждый может подать свое резюме. Для закрытия топ-позиций компании также работают с агентствами.
Читайте еще: Почему авторитеты условны, а к обратной связи нужно относиться избирательно: колонка коуча Анны Егоровой
Миф 2. «Нужно иметь опыт работы в другой международной компании»
Глобальные компании часто организовывают программы стажировок для студентов и выпускников вузов, у которых вообще нет опыта работы. Например, в Nutricia Ukraine каждый год, когда есть подходящие проекты и потребность обновить команду, приглашают стажеров в разные департаменты. Поскольку у кандидатов зачастую еще нет опыта, компания обращает внимание на другие критерии: сколько времени человек может посвящать работе, знает ли иностранные языки (прежде всего английский), владеет компьютером, имеет ли профильное образование (для узких специализаций). Также важны личность самого человека и его социальная активность – участие в проектах, стажировках и практике, умение работать в коллективе, проактивность и гибкость.
Что касается опытных специалистов, им также не критично иметь опыт работы в другой международной компании. Важнее обладать качествами и навыками, которые необходимы будущему работодателю. Есть позиции, где важен опыт и результаты, но где человек развивался – в международной компании, локальной или в частном бизнесе, не имеет значения.
Миф 3. «Чтобы попасть на работу в международную компанию, нужно идеально знать английский (или другой иностранный язык)»
Английский действительно нужен, его важно было выучить «еще вчера». Речь не о том, чтобы знать язык на уровне синхронного переводчика, но бизнес-английский (Upper Intermediate) требуется. Причем не только письменный – важно уметь общаться, лично и онлайн.
Да, есть позиции, для которых английский не обязателен – например, бухгалтер может его не знать. Но если он захочет развиваться – стать финансовым аналитиком или контролером, вести международную отчетность, общаться с центральным офисом, язык потребуется.
Собеседование с кандидатом также может проводиться на английском. Но не стоит волноваться – даже если собеседует экспат, он понимает, что английский – не ваш родной. Более того – часто он не родной даже для него самого. Важнее быть грамотным в своей сфере и быть готовым содержательно поговорить о ней.
Что касается второго иностранного языка (например, если бизнес – французский), он просто будет дополнительным преимуществом. Допустим, когда человек планирует перемещение в центральный офис, который находится в Париже, и там говорят и на английском, и на французском. Если сотрудник знает испанский, есть возможность поехать в Испанию или страны Латинской Америки, и так далее. Но если человек знает только второй язык, без английского – будет сложно. Потому выбирая – совершенствовать английский или учить второй язык, обычно эффективнее сначала сосредоточиться на английском.
Миф 4. «Если работаешь в международной компании, быстро выучишь английский (или другой язык)»
Есть люди, которые действительно доводят до совершенства свой уровень владения языком. Но при некоторых условиях. Например, если руководитель – экспат, который не разговаривает на украинском или русском. Если человек постоянно участвует в коммуникации с коллегами-иностранцами.
Просто отвечая на письма, вряд ли существенно улучшишь язык. Нужна практика. Так, в Nutricia Ukraine есть English Speaking Friday, когда сотрудники стараются общаться между собой на английском. Но все-таки все зависит от желания человека и его инициативы.
Миф 5. «Зарплаты в международной компании гораздо выше рыночных»
Компании, даже международные, работая на украинском рынке, адаптируются к нему. Международные компании разные, отличается их политика вознаграждения в мире: одни платят на среднем уровне, другие – выше рынка, третьи – даже ниже.
Но обычно международные компании, даже при равных зарплатах с локальными, предлагают привлекательные компенсационные пакеты: бонусирование, страховки, автомобили, возможности обучения. Благодаря этому человек чувствует себя более социально защищенным, и в этом локальные компании до сих пор проигрывают глобальным.
Ведя переговоры о зарплате на собеседовании, важно знать, что каждая компания имеет «вилку» сумм, которые может предложить. Часто еще на этапе телефонного интервью рекрутер задает вопрос, каков ожидаемый уровень вознаграждения. И если ожидания кандидата значительно выше того, что предлагает компания – рекрутер может уточнить, финальное ли это решение, или кандидат готов его обсуждать. Если второе – коммуникации могут продолжаться.
При поисках работы важно промониторить информацию – сколько стоит позиция на рынке. Объективно оценивать себя. Работодатели ценят кандидатов, которые открыто говорят о своей зарплате и на сколько хотели бы ее повысить – например, на 10-15%, потому что человек уже имеет больше знаний и умений.
Читайте еще: Как получить повышение: пошаговый алгоритм от карьерного консультанта
Миф 6. «В международных компаниях повышают только самых умных и избранных»
Здесь у международных компаний есть преимущество: системы ежегодной оценки результатов деятельности. Сотрудникам в начале года ставятся цели – индивидуальные, коллективные и глобальные. В течение года сотрудник и его руководитель мониторят результаты работы, подбираются планы развития. И в конце года подводится итог, оцениваются результаты. Это позволяет объективно оценить работу человека. Чем выше результаты, тем больше шансов на продвижение.
Кроме того, у каждого сотрудника есть план развития карьеры в компании. Нужно обсуждать свои амбиции с руководителем при поддержке HR-а: в каком направлении хочешь развиваться, какие возможны перспективы и сроки, какие навыки нужно развить. Сотруднику обычно не даются гарантии – ведь чтобы получить повышение, важно, чтобы эта позиция освободилась. Но всегда есть пул талантов, которые компания активно развивает. Задача сотрудника – сделать так, чтобы о нем вспомнили, когда освободится позиция.
Важным преимуществом будет, если человек развивается наперед – готов браться за проекты, еще не получив повышения, выполняет задачи, которые выходят за рамки его обязанностей. Полезно научиться выступать публично, презентовать, быть тем, кто выходит к проектору и флипчарту на встречах, проявлять активность в социальных проектах.
Международные компании рассматривают как кандидатов на высокие должности прежде всего своих сотрудников. Они хорошо знают бизнес и культуру компании, и это повышает лояльность самого сотрудника и является примером для его коллег.
Миф 7. «Чтобы вырасти в международной компании, нужно проработать там очень много лет»
Когда начинаешь карьеру, переходить на новые позиции можно быстро. Чем выше уровень «пирамиды», тем больше времени потребуется, чтобы перейти на новый этап, и тем меньше доступных позиций остается. Для топ-должностей нужен высокий уровень экспертизы, зрелость, стратегическое мышление, а их развитие требует времени. Когда позиции высокие, важно проработать на каждой какое-то время, обычно – несколько лет, ведь первый год человек осваивает должность, второй – работает качественно, третий подходит к задачам инновационно.
Читайте еще: Знать себе цену: как оценить свою стоимость на рынке труда (слушать)
Миф 8. «В международной компании на топ-позициях работают только иностранцы»
Еще десять лет назад это можно было назвать правдой, но не сегодня. Украина уже достаточно опытна в ведении международного бизнеса, компании научились работать по международным стандартам. К тому же, приглашение в другую страну экспата – это всегда большие расходы для компании, и работодатели стремятся к тому, чтобы топ-менеджерами становились представители этой же страны, в идеале – сотрудники, которые выросли в компании. В Nutricia Ukraine и генеральный директор, и весь совет директоров – именно такие сотрудники.
Миф 9. «В международной компании нельзя перейти из отдела в отдел»
Это зависит от организации, ее культуры и стандартов. Все больше компаний понимает, что важна гибкость, появляются новые возможности перемещаться между департаментами. Например, в Nutricia Ukraine есть примеры перехода из R&D в маркетинг, из HR – в команду медицинского департамента, из маркетинга – в продажи, из продаж и закупок – в финансы, из логистики – в IT. Важно понимать, как работает бизнес целиком, видеть его с разных сторон.
Миф 10. «Международные компании настолько большие, что ты ни на что не влияешь»
В международной компании есть политики и процедуры, с которыми важно считаться. Но в каждой стране есть специфика, и это учитывается. Обычно есть международные стандарты, глобальная миссия, ключевые ценности, но и много свободы в рамках страны.
Сейчас бизнес ориентирован на идеи, компании заинтересованы в том, чтобы сотрудники проявляли инициативу, предлагали инновационные проекты – все, чтобы сделать работу более эффективной. В некоторых офисах есть специальные «ящики идей» или команды, которые занимаются такими вопросами. И всегда можно обсудить свое предложение с руководителем или даже предложить что-то другому департаменту. Если идея интересная, компания возьмет ее на рассмотрение и внедрит. Главное – не бояться об этом говорить, а также четко сформулировать и визуализировать идею.
Миф 11. «Чтобы получить повышение, нужно жить работой и на работе»
Работать важно не много, а качественно и эффективно. Компании все больше заинтересованы в балансе работы и личной жизни сотрудников – «выгоревший», уставший человек, который живет на работе, быстро становится неэффективным, болеет, переживает личные проблемы. Грамотные руководители заинтересованы в том, чтобы сотрудники отдыхали и набирались сил.
При этом в каждом бизнесе бывают «горячие периоды», когда работы больше – например, подведение итогов или запуск проекта, и важно быть готовым к этому – поддержать компанию и коллег.
Нельзя сказать, что все международные компании одинаково относятся к вопросам баланса работы и личной жизни. Например, европейские обычно более лояльны в этом отношении, а для японских важна прежде всего результативность. Есть особенности и у американских компаний, и у немецких, и у французских – перед тем как отправлять резюме, лучше понять, насколько вам близка эта культура и ценности. Например, поискать информацию в интернете и пообщаться с представителями работодателей на ярмарках вакансий.
Читайте еще: Игнорируйте возраст и откажитесь от «свободного английского»: 10 советов экспертов о том, как выучить английский язык
Миф 12. «В международных компаниях много командировок за границу»
В туристических агентствах – наверное, да, но в остальных случаях компании понимают, что такие поездки требуют больших затрат времени и денег. Конечно, есть позиции, которые предусматривают международные поездки на встречи и конференции. Но активно используются и диджитал-возможности – общение между коллегами в разных странах с помощью технологий.
Чтобы построить карьеру в международной компании, нужно быть готовым к постоянным изменениям и меняться вместе с бизнесом. Помнить, что работаешь в команде, развивать эмоциональный интеллект и умение строить отношения. И учить английский язык – он очень пригодится, если вы хотите развиваться в международном бизнесе.
Посмотреть прямой эфир:
Читайте більше за тегами: